Урок самостоятельного чтения. Владимир Солоухин. Рассказ «Закон набата». Смысл названия рассказа

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: современные технологии обучения, анализ художественных приемов и средств, анализ эпизода, В.Солоухин


Цель:

  • обсудить самостоятельно прочитанный рассказ «Закон набата», проанализировать смысл названия рассказа, выявить его актуальность, дать характеристику героям; выявить мотивы их поступков, закрепить умения учащихся анализировать произведение, развивать тезаурус, монологическую речь.
  • Развивать навыки аналитического чтения; речь, мышление,
  • Воспитывать любовь и внимание к слову.

Ход урока

1. Орг. момент. Настрой на урок

2. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний

3. Работа с эпиграфом к уроку

А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник», опубликованном в 1898г. высказал очень важную для каждого человека мысль.

Прочитайте ее выразительно:

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»

- О чем говорил Чехов? Как вы понимаете его слова? Символом чего является человек с молоточком?.

Вы, конечно, понимаете, что я не случайно взяла эти слова эпиграфом к уроку. О чем же мы будем говорить сегодня? А как связано это с вашим домашним заданием (прочитать рассказ Владимира Солоухина «Закон набата» и обдумать его)?

Так  над чем же нас заставил задуматься рассказ Владимира Солоухина? Актуален ли он сегодня? Каков смысл названия рассказа и его проблематика? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

4. Работа с ТЕЗАУРУСОМ

Начнем мы  работу с развития тезауруса ( сюжет, сюжетные элементы). Выполнение разноуровневых заданий.

Самопроверка по слайду.

Выступление ученика (индивидуальное задание). Ознакомление с лексическим значением ключевых слов, которые помогут понять рассказ и идею автора:

Закон, набат, непреложен

А что такое закон набата? Почему рассказ назван именно так, на это вопрос мы ответим в конце урока.

5. Работа в группах

2 группы:

1 группа. Исследователи. Они рассмотрят сюжетные элементы рассказа, определят  их роли.

Вопросы 1 группе: Какие сюжетные элементы составляют повествование? Их роль в рассказе.

  1. Сюжет литературного произведения – это…
  2. Проследите сюжетные элементы в рассказе:
    а) Экспозиция. Присутствует ли она в рассказе? Почему?
    б) Завязка  (зачитать) Какое впечатление создает такое начало?
    в) Развитие действия(зачитать). Какое впечатление создаёт у вас перекличка прошлого и настоящего в рассказе?
    г) Кульминация рассказа (зачитать). Обоснуйте свой ответ.
    д) Развязка(зачитать). Третий дом спасен. Пожар остановлен. Все закончилось благополучно. А можно ли было бы спасти второй дом?

2 группа. Философы. Ученики этой группы поразмышляют над прочитанным.

Вопросы 2 группе:

  1. Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что хотел сказать нам автор, о чём предложил задуматься?
  2. Почему не торопятся на пожар мужики? Чем они себя успокаивают?
  3. Что происходит в душах собравшихся на луговине колхозников? Какие чувства они испытывают? Действительно ли они успокоились?
  4. Найдите в рассказе  реплику: “ Где это видно, чтобы на пожар глядеть, а не ехать! Разве так полагается?” Что означает последняя фраза? Как вы ее понимаете?
  5. Почему рассказ называется не «Набат», а «Закон набата»?

Обобщение. Название «Набат» говорит об одном конкретном пожаре, «Закон набата» — о нравственной традиции. Символ традиции — набатный колокол, сброшенный с колокольни, разбитый и увезённый из села. Остался только маленький колокольчик — символ искусственно нарушенной традиции. Именно он напоминает мужикам о законах, выработанных дедами и прадедами, и заставляет действовать. Каждый человек несет ответственность за жизнь общества. Автор поднимает в рассказе проблему нравственного выбора в условиях нарушенных традиций.

6. Выразительное чтение наизусть

Подготовленный ученик читает наизусть главные слова рассказа В.Солоухина. Эти слова должен помнить каждый из нас.

“Велик и непреложен закон набата: старый ты, усталый ли, занятой ли ты человек — бросай все дела и беги на зовущий голос.
Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь <…>
И поднимается в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что, случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что велик и непреложен закон набата”.

7. Подведение итогов урока

Рассказ А.П.Чехова, строки из которого звучали в начале урока, был опубликован в 1898г. Рассказ В. Солоухина «Закон набата» написан в 1963 г. Мы живем в 21 веке. Актуален ли рассказ Владимира Солоухина в наши дни? Чему он учит нас?

Так как же понимает каждый из нас закон набата? Я предлагаю составить синквейн на эту тему.

Составление синквейнов.

Оценивание.

Домашнее задание. Прочитать и обдумать рассказ «Мочёные яблоки».

Спасибо за урок!