Цель:
- обсудить самостоятельно прочитанный рассказ «Закон набата», проанализировать смысл названия рассказа, выявить его актуальность, дать характеристику героям; выявить мотивы их поступков, закрепить умения учащихся анализировать произведение, развивать тезаурус, монологическую речь.
- Развивать навыки аналитического чтения; речь, мышление,
- Воспитывать любовь и внимание к слову.
Ход урока
1. Орг. момент. Настрой на урок
2. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний
3. Работа с эпиграфом к уроку
А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник», опубликованном в 1898г. высказал очень важную для каждого человека мысль.
Прочитайте ее выразительно:
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»
- О чем говорил Чехов? Как вы понимаете его слова? Символом чего является человек с молоточком?.
Вы, конечно, понимаете, что я не случайно взяла эти слова эпиграфом к уроку. О чем же мы будем говорить сегодня? А как связано это с вашим домашним заданием (прочитать рассказ Владимира Солоухина «Закон набата» и обдумать его)?
Так над чем же нас заставил задуматься рассказ Владимира Солоухина? Актуален ли он сегодня? Каков смысл названия рассказа и его проблематика? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
4. Работа с ТЕЗАУРУСОМ
Начнем мы работу с развития тезауруса ( сюжет, сюжетные элементы). Выполнение разноуровневых заданий.
Самопроверка по слайду.
Выступление ученика (индивидуальное задание). Ознакомление с лексическим значением ключевых слов, которые помогут понять рассказ и идею автора:
Закон, набат, непреложен
А что такое закон набата? Почему рассказ назван именно так, на это вопрос мы ответим в конце урока.
5. Работа в группах
2 группы:
1 группа. Исследователи. Они рассмотрят сюжетные элементы рассказа, определят их роли.
Вопросы 1 группе: Какие сюжетные элементы составляют повествование? Их роль в рассказе.
- Сюжет литературного произведения – это…
- Проследите сюжетные элементы в рассказе:
а) Экспозиция. Присутствует ли она в рассказе? Почему?
б) Завязка (зачитать) Какое впечатление создает такое начало?
в) Развитие действия(зачитать). Какое впечатление создаёт у вас перекличка прошлого и настоящего в рассказе?
г) Кульминация рассказа (зачитать). Обоснуйте свой ответ.
д) Развязка(зачитать). Третий дом спасен. Пожар остановлен. Все закончилось благополучно. А можно ли было бы спасти второй дом?
2 группа. Философы. Ученики этой группы поразмышляют над прочитанным.
Вопросы 2 группе:
- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что хотел сказать нам автор, о чём предложил задуматься?
- Почему не торопятся на пожар мужики? Чем они себя успокаивают?
- Что происходит в душах собравшихся на луговине колхозников? Какие чувства они испытывают? Действительно ли они успокоились?
- Найдите в рассказе реплику: “ Где это видно, чтобы на пожар глядеть, а не ехать! Разве так полагается?” Что означает последняя фраза? Как вы ее понимаете?
- Почему рассказ называется не «Набат», а «Закон набата»?
Обобщение. Название «Набат» говорит об одном конкретном пожаре, «Закон набата» — о нравственной традиции. Символ традиции — набатный колокол, сброшенный с колокольни, разбитый и увезённый из села. Остался только маленький колокольчик — символ искусственно нарушенной традиции. Именно он напоминает мужикам о законах, выработанных дедами и прадедами, и заставляет действовать. Каждый человек несет ответственность за жизнь общества. Автор поднимает в рассказе проблему нравственного выбора в условиях нарушенных традиций.
6. Выразительное чтение наизусть
Подготовленный ученик читает наизусть главные слова рассказа В.Солоухина. Эти слова должен помнить каждый из нас.
“Велик и непреложен закон набата: старый ты, усталый ли, занятой ли ты человек — бросай все дела и беги на зовущий голос.
Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь <…>
И поднимается в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что, случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что велик и непреложен закон набата”.
7. Подведение итогов урока
Рассказ А.П.Чехова, строки из которого звучали в начале урока, был опубликован в 1898г. Рассказ В. Солоухина «Закон набата» написан в 1963 г. Мы живем в 21 веке. Актуален ли рассказ Владимира Солоухина в наши дни? Чему он учит нас?
Так как же понимает каждый из нас закон набата? Я предлагаю составить синквейн на эту тему.
Составление синквейнов.
Оценивание.
Домашнее задание. Прочитать и обдумать рассказ «Мочёные яблоки».
Спасибо за урок!