Цели:
- создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа: «Все способны»;
- предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;
- воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и своё место в мире, понимать других людей, а также общие закономерности мира.
Задачи урока:
- выявить идею, авторскую позицию через форму рассказа.
- развить в учениках умение анализировать прозаический текст.
- способствовать формированию у обучающихся теоретико-литературных знаний о литературном герое, способах его характеристики; раскрыть особенности характеров героев на лексическом уровне через анализ их поступков.
- способствовать формированию умения работать со словом, навыков выборочно-направленного анализа текста.
Оформление урока:
На доске – коллаж «В мастерской художника
слова», состоящий из портрета И.Бунина,
иллюстраций художников к рассказу, иллюстраций,
сделанных самими учащимися; словарик
литературоведческих терминов и
«психологической лексики».
На столах учащихся – словари: «Толковый словарь
русского языка», «Словарь литературоведческих
терминов».
Эпиграф к уроку:
Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике.
Цицерон
ХОД УРОКА
I. Вступление-интрига
Обращаюсь к классу:
– На доске записана тема: «Арифметика чувств».
Не кажется ли вам это сочетание странным?
– Какие ассоциации возникают при слове
арифметика?
Арифметика – это учение о числах, обозначаемых
цифрами, и о действиях над ними.
Ответы учеников записываю на доске, они как бы
обрамляют слово «Арифметика».
II. Учитель читает отрывок: «Мой
дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты,
однажды…» до слов: «Но это была слишком крупная
ссора».
Ребята, писателя интересовали всевозможные
проявления внутренней жизни человека. Основу
повествования составляет жизненно –
психологическая ситуация. Психология – это
углубленное изображение психических,
внутренних, душевных переживаний. Герой –
рассказчик несет в себе чувство вины за то, что
позволил себе когда-то давно без особой на то
причины омрачить радость ребенка. Он жаждет
успокоить свою совесть, свою мятущуюся душу в
излияниях, адресованных племяннику, обиженному
им.
III. Беседа
Учитель: Необычайное начало. А в чём его необычайность? Ответ: Рассказ от первого лица. Рассказчик одновременно является героем.
Учитель: К кому обращается рассказчик, говоря «ты»? (Ты главный герой рассказа)
– Мы становимся свидетелями чьего либо
объяснения, оправдания.
Взрослый человек что-то хочет объяснить, в чём-то
оправдаться.
Поэтому рассказ по форме представляет исповедь,
монолог.
Почему произошёл конфликт между дядей и
племянником? Послушаем диалог из II главы.
Ответы: Мальчику хотелось поскорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел показать ему их. Дядя не хочет себя тревожить: «Уж очень не хотелось мне идти в город». А чтобы оправдать свою лень, он ссылается на мудрое правило: вредно баловать детей.
Учитель: Бунин разбил рассказ на отдельные главки, и каждая должна стать для нас ступенькой на пути понимания происходящего. В этом нам поможет лексика, передающая внутренние и внешние прявления героев рассказа.
IV. Групповая работа
Учитель: Ребята, дома вы изучали текст рассказа и выбрали слова и выражения, передающие психологические реакции героев на ссору.
– Разграничим примеры выражения в слове поведения дяди после ссоры на те, которые показывают проявления и состояния внутреннего и внешнего плана.
Мысли, чувства, переживания внешние, физические действия персонажа |
|
«вредно, не полагается баловать детей»; «совершаю великий грех – лишаю тебя счастья»; «мне было стыдно»; «сжалось сердце»; «хотелось встать, распахнуть дверь в детскую и сразу ... пресечь твои страдания ... » | «зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку»; «соврал»; «твердо отрезал»; «сказал, досадливо морщась»; пожал плечом и сделал вид, что больше не замечаю тебя»; «кинулся, дернулся за руку, да так, что ты волчком перевернулся передо мною, крепко с наслаждением шлепнул» и т.д. |
Учитель: Разграничение лексики,
передающей внутренние и внешние проявления
героя, о которых он сам и повествует, не случайно.
– О чем свидетельствует несовпадение этих
проявлений?
(Свидетельствует о той внутренней борьбе,
которая происходит в душе дяди, о его
противоречивом характере. С одной стороны он, как
всякий «очень умный дядя», «выдерживает
характер», не идет ни на какие уступки, а
напротив, всем своим поведением старается
подчеркнуть безразличие к тому, как реагирует
Женя на отказ удовлетворить его желание. С другой
– как дядя, чуткий, любящий племянника, мучается,
наблюдая детское горе. «Сердце тихо говорило мне,
что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю
тебя счастья, радости ... Но тут пришло в голову
мудрое правило: вредно, не полагается баловать
детей» – вот слова, которые передают и причину
«слишком крупной ссоры» и источник нравственных
мучений героя – рассказчика.
– Какой же дядя – жестокий или добрый? А может
быть, и жестокий, и добрый?
– Возможно ли такое сочетание качеств в
человеке?
– Прав ли герой, выдерживая характер до конца?
Чего это стоило ему?
Чем вызвана его исповедь? (В ответы включите
наиболее яркие, точные бунинские слова и
обороты).
Учитель: Очень важны для понимания
характера дяди диалога. Необычны в рассказе
воображаемые диалоги, имеющие обобщенную,
философскую направленность.
– Обратимся к самому глубокому из них, который
подводит нас к пониманию основной мысли
рассказа, авторской позиции.
Чтение ученицы (от слов «Счастье, счастье! До слов «И ты смирился»).
Учитель: По наблюдаем над репликами
ремарками в диалоге (глава VI)
– Обратите внимание на ремарки, поясняющие слова
ребенка. Они содержат «психологическую лексику».
Почему? И только ли конкретного ребенка?
А может быть, вообще любого человека, который
хочет получить от жизни что-то сразу, не считаясь
ни с кем и ни с чем?
– Чем можно объяснить использование повтора
слов?
Одинакова ли цель каждого из этих повторов?
Проследите словесный ряд: «Счастье, счастье!» –
«Потерпи». – «Замолчи, иначе ничего не получишь!»
– «Смирись, смирись!»
– Какую жизненную науку заключают в себе эти
слова? Поведение дяди сломило самолюбие
мальчика, он смирился. Детям часто приходится
смиряться, потому что они находятся во власти у
взрослых. Жизнь бьет их в сердце тупым ножом
обиды, ожесточает их души, и они становятся
черствыми, бездушными. А дядя? О чем говорят его
раздумья о своих поступках, о своей жизни? У него
тоже когда-то была мечта, но постепенно из
увлеченного он превратился в человека, который
привык сдерживать себя, а потом и отступать перед
препятствиями, неудачами: « ... я знаю и то, что, чем
дороже мне моя мечта, тем менее надежна
осуществление ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я
лукавлю: делаю вид, что я равнодушен». Этот пример
самохарактеристики героя.
V. Работа со 2-й группой
Учитель: Самохарактеристика, когда
герой сам передает и внутреннее состояние и
внешние проявления, не единственный способ
раскрытия характера героя, его «поведенческих»
мотивов. Есть еще и такой способ, как косвенная
характеристика персонажа. В этом случае о
внутреннем мире персонажа «сообщается» от
другого лица. В «Цифрах» читательское
представление о характере мальчика складывается
из того, что рассказывает дядя о его реакции на
ссору, причем только о внешних проявлениях этой
реакции (жесты, движения, интонация и т.п.)
– Как ведет себя ребенок после отказа дяди
удовлетворить просьбу немедленно?
– Отметьте цитаты, характеризующие
психологическое состояние мальчика?
(«закричал ... тонким голосом»; «вихрем понесся в
зал»; «придумал отличную игру, подпрыгивать, бить
изо всех сил ногами в пол и при этом ... звонко
вскрикивать»; «начал играть с мучительным
наслаждением роль умирающего»; «кричать ... уже не
хочется, голос охрип ... все равно кричал и кричал»
и т.д.)
– Почему так ведет себя Женя?
Ответы: дерзкое, отчаянное, бурное поведение ребенка стало следствием отказа дяди удовлетворить просьбу немедленно.
Учитель: Внешние проявления чувств мальчика вполне раскрывают то, что испытывает Женя, впервые натолкнувшись на удар судьбы. «Потерпи». В его реакции – и обида на дядю и горечь от того, что цифры он не научится писать сегодня и сейчас, и непонимание того, что в жизни может быть вот так ...
Учитель: Какое представление о характере мальчика дает его поведение?
Ответы: характер нетерпеливый, даже эгоистичный и в чем-то агрессивный.
Учитель: Ребята, качества характера мальчика проявляются по-детски непосредственно и в то же время оскорбительно для окружающих.
– Как же воспринимают окружающие, как понимают реакцию мальчика?
Ответы: для близких мальчика его вызывающее поведение – это, прежде всего «страдание» от первого удара судьбы, который всегда тем сильнее, чем «пленительнее мечта».
Учитель: Взрослые дают ребенку перестрадать свое горе. Почему?
Ответы: Дерзкое поведение ребенка вовсе не означает, что негативные черты «перейдут» во «взрослый» характер: Женя, повзрослев, совершенно забыл о случае с цифрами. И сделали это, по мнению, рассказчика, не годы, а готовность и способность ребенка упиваться исполненной все-таки мечтой: «Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернул ось к заветной мечте ... И вечером, как только эта мечта овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня».
VI. Работа 3-й группы.
Учитель: отношение бабушки и мамы к
конфликту между дядей и племянником рассмотрим в
сопоставлении.
– Какова реакция мамы?
(«Потом заходили к тебе мама и бабушка ... »,
«качали головами», «заводили речь о том, как это
нехорошо, когда дети растут непослушными,
дерзкими»; «советовали тебе пойти ко мне и
попросить ... прощения»; «не обращай на него
внимания», – говорила мама, – охота тебе
разговаривать с такой злючкой»! «Ужасно
испорченный ребенок», – сказала, нахмурившись и
стараясь быть беспристрастной, мама».)
Вывод: реакция мамы, пытающейся быть беспристрастной, почти однозначна: не следует потакать ребенку.
Учитель: Реакция бабушки иная. Какова она? Какие художественные детали помогают раскрыть ее?
Ответы: Прежде всего, бабушке жалко внука, ей не по душе ссора. Она пытается предотвратить ее (гл.II): «не приставай к дяде». Когда же конфликт произошел, бабушка тяжело переживает его. Об этом красноречиво говорит описание ее внутреннего состояния через минуту, позу, движения («Ее сердце рвалось в детскую, но она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на потемневшую улицу ... »; у нее «задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро колотить чайной ложкой по столу ... » Учитель: Защищает ли бабушка внука? Осуждает ли она сына? Почему открыто не встает на сторону ребенка, не позволяет своей жалости выплеснуться наружу? Можно ли назвать позицию бабушки позицией наблюдателя?
– Каким образом она пытается устранить конфликт?
Учитель: прочитаем выборочно диалог бабушки и внука, предварительно проанализировав ремарки (конец V – нач.VI глав)
Ответы: бабушка мудра, терпелива. Натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела сдержать себя (чего нельзя сказать о дяде), погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к примирению.
Учитель: Можно ли считать, что, смиряя
внука, бабушка прибегает к запрещенному приему?
Проанализируйте ее последний аргумент в споре с
мальчиком: " – А кто же купит ему теперь пенал,
бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал
туда-сюда. А цифры? Ведь уже этого не купишь ни за
какие деньги.
Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь.
Сиди тут один в темноте".
– По какой "самой чувствительной струне"
сердца мальчика ударила бабушка?
Какой жизненный урок преподнесла она ребенку?
Самая чувствительная струна – желание мальчика
познакомиться немедленно с цифрами. Огромное
желание мальчика Бунин подчеркивает странным
словом – алкать (сильно хотеть, жаждать чего-то,
стремиться силою воли).
VII. Коллективный анализ VII главы
Учитель: Выделите слова и обороты,
передающие психическое состояние дяди и
племянника после заключения мира.
– Как же осуществляется героями переход к миру и
согласию?
– Кому из них труднее дается быстрая смена
настроения? Почему?
Ответ: труднее дается смена настроения дяде. Его состояние и в «мирный» период» нельзя рассматривать однозначно. Вот он наслаждается «радостью, с нежностью обоняя запах ... волос» мальчика. Но лишь за мгновение до этого у него было «притворно-печальное» лицо, в то время как Женя «покорным, деликатным, осторожным ... старался быть», «жадно ловил ... каждое слово».
– Что значит слово деликатный? Обратимся к
толковому словарю (Нежный, тонкий, хрупкий,
мягкий).
– Что дает такое противопоставление для
понимания характеров взрослого и ребенка?
Ответы: у взрослых труднее происходит смена настроений, они менее естественны в проявлении своих чувств, для них характерны нарочитость, «сделанность» форм поведения, маска «очень умного дяди».
Учитель: Но, наверное, писатель хотел
сказать не только об этом. Не случайно ведь
бунинский рассказ по своей форме представляет
исповедь, монолог.
Обратимся к «Словарю литературоведческих
терминов». Монолог (от греч. mопоs – один и logos –
слово) – развернутое высказывание одного лица ...
– Обратимся к толковому словарю» – Исповедь –
откровенное признание в чем-либо, сообщение
своих мыслей, взглядов.
Учитель: Но монолог героя вовсе не требует сиюминутного речевого отклика, хотя в нем есть вопросы, адресованные племяннику, перед которым и винится герой-рассказчик, и реплики-вопросы Жени, слушающего исповедь.
IX. Подведение итогов анализа текста
– Что является главным в рассказе?
– Каковы взаимоотношения взрослых и детей? Что
должно лежать в их основе.
Х. Творческая работа
Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам построить собственное размышление об одной из ваших ссор, придумайте название. Если хотите, придерживайтесь плана.
XI. Чтение нескольких работ
ХII. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, а какие жизненные уроки извлекли вы из нашего урока? Да, ребята! Так должны поступать все: уважать, стараться понять, простить. Тогда можно избежать ссоры, обиды, непонимания.