Цель: Обучение учащихся средствами литературы ценить человеческую жизнь по рассказу А. Платонова “Юшка”.
Задачи:
Обучающая: Развитие навыков анализа
литературного произведения; способствовать
обогащению словаря учащихся путем лексической
работы со словами - образами.
Тип урока: урок-размышление над жизненными ситуациями.
Оборудование:
- книги с текстом произведения,
- портрет писателя,
- произведения для выставки,
- системный блок,
- медиапроектор,
- экран,
- толковые словари.
Технологии: технология Ильина, ИКТ
Предварительная подготовка:
- Прочитать рассказы А.Платонова “Юшка”
- Вспомнить прочитанные книги А.Платонова.
- Уметь выразительно читать.
Ход урока
I. Орг. момент.
Спешите делать добро, пока не стало поздно.
Доктор Ф.П. Гааз
Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в своё дело, и очень ярким писателем. “Платонов” – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Климентов. Он взял этот псевдоним от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике. Отец писателя был слесарь железнодорожных мастерских, талантливый изобретатель-самоучка. Как старший сын в семье из 12 детей, он с 14 лет начал работать. Также очень рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах. Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он всегда описывал жизнь, её трагические стороны так, как видел и считал правильным. По одному из самых ярких произведений Платонова мы сегодня проведем дискуссию.
Беседа.
Какие эмоции у Вас вызывает рассказ?
(Ученики говорят, что рассказ интересный, необычный. Большинству он понравился.)
От имени кого ведётся повествование, и какое это имеет значение?
(Повествование ведётся от имени автора. Автор невольно и целенаправленно даёт оценку героям и событиям.)
Кто главный герой рассказа?
А сейчас ребята закройте глаза и представьте себе Юшку. Постарайтесь мысленно описать его и рассказать всем о нем.
Слово учителя: Ф.Достоевский писал: “Человек есть тайна” (слайд).
- Можно ли отнести это высказывание Достоевского к Юшке?
(Слушание ответов учащихся)
- Действительно Юшка – это человек тайна. Он же в своей “нагой” простоте только кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает, не только взрослых, но и детей, а также влечет к нему человека “со слепым сердцем”.
- В каждом произведении имеется кульминационный момент. Как, по-вашему, наивысшая точка этого произведения? (Дети затрудняются в ответах)
- Как он умер (нахождение ответов учащихся в тексте произведения).
Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
- Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ – должно быть, первый раз в жизни.
- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
- Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
- Я не равняю, – сказал Юшка, – а по надобности мы все равны...
- Ты мне не мудруй! – закричал прохожий. – Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
- Отдохни, – сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.
- Помер, – вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..
- А, по-моему мнению, кульминационный момент это. (или-или).
- Давайте прочтем этот момент вместе со мной. Вы читаете про себя, а я вслух.
II. Основная часть.
- Какое слово кульминационное в этой части? Какое слово вызывает нас на разговор?
- Забраковали.
- Как вы понимаете слово “забраковали”?
- А что же означает это слово в словаре, давайте найдем его? (слайд).
(Признать негодным из-за изъяна, брака, а также вообще признавать плохим, отвергать. БРАК – недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии)
- А какое значение больше подходит к нашему случаю?
(Отвергать.)
- Как оценить поступок человека в прочитанном эпизоде?
- Прочитайте высказывание Аристотеля “Мысли вынашивают поступок…” (слайд). Как вы понимаете вот это высказывание древнего философа Аристотеля, этому высказыванию более 2000 лет?
ВЫВОД: Поступки детей вынашиваются их мыслью.
- Рассказать поступки людей по отношению к Юшке?
А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:
- Вон Юшка идет! Вон Юшка!
Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
- Юшка! – кричали дети. – Ты правда Юшка?
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.
Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:
- Юшка, ты правда или нет?
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимай, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.
Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, – пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку.
- Кто они носители плохой мысли…
ВЫВОД: Носителями плохой мысли были сами взрослые. Зверское отношение укоренилось в детях.
- Что раздражало детей и взрослых в поведении Юшки?
Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.
Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.
Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: “Вот ты будешь такой же, как Юшка! – Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!”
Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:
- Да что ты такой блажно?й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?
Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.
- Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!
И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.
Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.
Когда же хорошая мысль у людей появилась? Когда оценили они Юшку, как человека? Отвечаем и читаем.
Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?
- А вы кто ему будете? – Родственница, что ль?
- Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, – он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...
- Половина полвека прошло, состарились вместе, – сказал кузнец.
- Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.
Вывод:
- Юшка берег себя, поэтому он не выступал ни в какие агрессивные отношения, чтобы сохранить себе жизнь.
- Продолжи: Юшка берег свою жизнь для…
(Он был ответственен за жизнь другого человека.)
- Автор поднял Юшку на такую высоту – БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ! (на экране). Каким должен быть человек по отношению к другому человеку не похожему на всех?
(Терпимым, внимательным, помогать.)
- Чем можно помочь такому человеку, как Юшка?
(Не прикасаться, не осуждать, если возможно, понять, если нет, то не лезть в чужую жизнь)
В каких словах Юшки заложена мысль о взаимоотношениях людей в этом мире?
Я родителями поставлен, Я по закону родился, Я тоже всему свету нужен.
III. Итог урока.
- А сейчас закройте глаза, и представьте себе: каким Юшка был для вас в начале и каким стал теперь?
- Никто ни имеет право посягать на жизнь другого человека (чтение хором на экране, это авторская мысль).
- Мы в этой жизни для чего все?
- Чтобы помогать, дружно жить, совершая поступки от мысли.
- От какой мысли?
- Аристотель ведь говорил, что от наших мыслей должен быть хороший поступок.
Спешите делать добро, пока не стало поздно…
Примечание: Презентацию к уроку, можно получить у автора!