Урок русской литературы в 7-м классе "Из зерна добра — цветок добра" по рассказу А.Платонова "Юшка"

Разделы: Литература


Цель: Обучение учащихся средствами литературы ценить человеческую жизнь по рассказу А. Платонова “Юшка”.

Задачи:

  1. Обучающая: Развитие навыков анализа литературного произведения; способствовать обогащению словаря учащихся путем лексической работы со словами - образами.
  2. Развивающая: помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя.
  3. Воспитательная: показать детям ценность жизни человеческой.

Тип урока: урок-размышление над жизненными ситуациями.

Оборудование:

  • книги с текстом произведения,
  • портрет писателя,
  • произведения для выставки,
  • системный блок,
  • медиапроектор,
  • экран,
  • толковые словари.

Технологии: технология Ильина, ИКТ

Предварительная подготовка:

  1. Прочитать рассказы А.Платонова “Юшка”
  2. Вспомнить прочитанные книги А.Платонова.
  3. Уметь выразительно читать.

Ход урока

I. Орг. момент.

Спешите делать добро, пока не стало поздно.

Доктор Ф.П. Гааз

Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в своё дело, и очень ярким писателем. “Платонов”  – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Климентов. Он взял этот псевдоним от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике. Отец писателя был слесарь железнодорожных мастерских, талантливый изобретатель-самоучка. Как старший сын в семье из 12 детей, он с 14 лет начал работать. Также очень рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах. Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он всегда описывал жизнь, её трагические стороны так, как видел и считал правильным. По одному из самых ярких произведений Платонова мы сегодня проведем дискуссию.

Беседа.

Какие эмоции у Вас вызывает рассказ?

(Ученики говорят, что рассказ интересный, необычный. Большинству он понравился.)

От имени кого ведётся повествование, и какое это имеет значение?

(Повествование ведётся от имени автора. Автор невольно и целенаправленно даёт оценку героям и событиям.)

Кто главный герой рассказа?

А сейчас ребята закройте глаза и представьте себе Юшку. Постарайтесь мысленно описать его и рассказать всем о нем.

Слово учителя: Ф.Достоевский писал: “Человек есть тайна” (слайд).

- Можно ли отнести это высказывание Достоевского к Юшке?

(Слушание ответов учащихся)

- Действительно Юшка – это человек тайна. Он же в своей “нагой” простоте только кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает, не только взрослых, но и детей, а также влечет к нему человека “со слепым сердцем”.

- В каждом произведении имеется кульминационный момент. Как, по-вашему, наивысшая точка этого произведения? (Дети затрудняются в ответах)

- Как он умер (нахождение ответов учащихся в тексте произведения).

Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:

- Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

И здесь Юшка осерчал в ответ – должно быть, первый раз в жизни.

- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

- Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!

- Я не равняю, – сказал Юшка, – а по надобности мы все равны...

- Ты мне не мудруй! – закричал прохожий. – Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!

Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

- Отдохни, – сказал прохожий и ушел домой пить чай.

Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.

- Помер, – вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..

- А, по-моему мнению, кульминационный момент это. (или-или).

- Давайте прочтем этот момент вместе со мной. Вы читаете про себя, а я вслух.

II. Основная часть.

- Какое слово кульминационное в этой части? Какое слово вызывает нас на разговор?

- Забраковали.

- Как вы понимаете слово “забраковали”?

- А что же означает это слово в словаре, давайте найдем его? (слайд).

(Признать негодным из-за изъяна, брака, а также вообще признавать плохим, отвергать. БРАК – недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии)

- А какое значение больше подходит к нашему случаю?

(Отвергать.)

- Как оценить поступок человека в прочитанном эпизоде?

- Прочитайте высказывание Аристотеля “Мысли вынашивают поступок…” (слайд). Как вы понимаете вот это высказывание древнего философа Аристотеля, этому высказыванию более 2000 лет?

ВЫВОД: Поступки детей вынашиваются их мыслью.

- Рассказать поступки людей по отношению к Юшке?

А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

- Вон Юшка идет! Вон Юшка!

Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

- Юшка! – кричали дети. – Ты правда Юшка?

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:

- Юшка, ты правда или нет?

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимай, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, – пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку.

- Кто они носители плохой мысли…

ВЫВОД: Носителями плохой мысли были сами взрослые. Зверское отношение укоренилось в детях.

- Что раздражало детей и взрослых в поведении Юшки?

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: “Вот ты будешь такой же, как Юшка! – Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!”

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:

- Да что ты такой блажно?й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.

- Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

Когда же хорошая мысль у людей появилась? Когда оценили они Юшку, как человека? Отвечаем и читаем.

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

- А вы кто ему будете? – Родственница, что ль?

- Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, – он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...

- Половина полвека прошло, состарились вместе, – сказал кузнец.

- Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.

Вывод:

- Юшка берег себя, поэтому он не выступал ни в какие агрессивные отношения, чтобы сохранить себе жизнь.

- Продолжи: Юшка берег свою жизнь для…

(Он был ответственен за жизнь другого человека.)

- Автор поднял Юшку на такую высоту – БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ! (на экране). Каким должен быть человек по отношению к другому человеку не похожему на всех?

(Терпимым, внимательным, помогать.)

- Чем можно помочь такому человеку, как Юшка?

(Не прикасаться, не осуждать, если возможно, понять, если нет, то не лезть в чужую жизнь)

В каких словах Юшки заложена мысль о взаимоотношениях людей в этом мире?

Я родителями поставлен, Я по закону родился, Я тоже всему свету нужен.

III. Итог урока.

- А сейчас закройте глаза, и представьте себе: каким Юшка был для вас в начале и каким стал теперь?

- Никто ни имеет право посягать на жизнь другого человека (чтение хором на экране, это авторская мысль).

- Мы в этой жизни для чего все?

- Чтобы помогать, дружно жить, совершая поступки от мысли.

- От какой мысли?

- Аристотель ведь говорил, что от наших мыслей должен быть хороший поступок.

Спешите делать добро, пока не стало поздно…

Примечание: Презентацию к уроку, можно получить у автора!