Литература
-
Опыт организации интегративных образовательных экспедиций по родному краю в 5-м классе 2003
Интегративные образовательные экспедиции - технология, которая разрабатывается в Вятской гуманитарной гимназии на протяжении последних пяти лет. Описываются возможности применения данной технологии в процессе литературного образования в 5-м классе.
-
Опыт проведения урока внеклассного чтения в форме читательской конференции. "Романы Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан" и "Двадцать тысяч лье под водой" 2009
Конференция повышает интерес учащихся 6-8-х классов к жанру фантастики; пропагандирует уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе, воспитывает у детей любознательность и прививает чувство ответственности за порученное дело.
-
Опыт прочтения произведений малой солженицынской прозы ("Крохотки") 2013
Книги Солженицына – история не только страны, но и души человека. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям. В статье анализируются произведения писателя.
-
Опыт прочтения рассказа А.Проханова "Убить отца" 2010
Урок по рассказу А. Проханова – урок по современной литературе. А.Проханов раскрывает в своем рассказе важнейшие ценности человека: отношение к Родине, соотечественникам, родителям. Это опыт прочтения рассказа в сельской малокомплектной школе.
-
Опыт работы в проектно-исследовательском режиме в урочном пространстве. Философия жизни Н.А. Некрасова 2011
Логика работы позволяет учащимся освоить методологическую культуру проекта и исследования, осознанно подойти к решению поставленных проблем, реализовать свои творческие потенциалы, сформировать коммуникативные возможности. Цель урока – расширить представление о жизни Н.А. Некрасова, чтобы глубже и полнее понять его творчество.
-
Опыт работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы 2012
В статье описан опыт работы автора по развитию творческих способностей учащихся на уроках якутской литературы.
-
Опыт реализации интергрированного подхода в преподавании русской литературы и английского языка в старших классах средней школы 2010
В ходе урока осуществляется развитие творческого потенциала учащихся и учителей в результате использования интегративного подхода в преподавании предметов гуманитарного цикла и создания серии уроков и программ интегративных курсов.
-
Опыт создания собственного поэтического текста. Творческая мастерская поэзии в 8–9-х классах 2023
Писать стихи интересно, но непросто. Данный коллективный проект имел цель – выпустить литературный альманах «Проба пера». Для достижения цели необходимо было освоить основы стихосложения и законы создания поэтического произведения, создать собственные художественные тексты и подготовить их к публикации, представить сборник учащимся и педагогам гимназии.
-
Опыт сопоставительного анализа стихотворений "Узник" А.С. Пушкина и "Пленный рыцарь" М.Ю. Лермонтова. 8-й класс 2009
На уроке ученики овладевают умением сопоставлять стихотворные тексты, находить общие мотивы и образы. Продолжается работа по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи лирического произведения.
-
Опытно-педагогическая деятельность по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения 2021
В современном мире все больше поднимается вопрос о читательской культуре подрастающего поколения. Школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Поэтому в настоящее время навык чтения у детей младшего школьного возраста приобретает бессознательный характер. Появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения.
-
"Опять весна" (мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по лирике Б.Л. Пастернака) 2011
Преподавание поэзии – одна из сложнейших проблем. Статья содержит материал для проведения мастерской по лирике Б.Л. Пастернака. Технология проведения основана на индивидуальном и совместном творческом поиске, направлена на формирование у учащихся мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний и аналитических навыков. На занятии широко применяются приёмы, воздействующие на эмоциональную сферу старшеклассников, что помогает увидеть своеобразие пастернаковской поэтики.
-
Оранжевый город у Финского моря 2012
Презентация приглашает на экскурсию в удивительное место, которое неслучайно называют жемчужиной в короне Санкт-Петербурга. Это его пригород Ораниенбаум, которому в этом году исполнилось 300 лет. Выстроенная в форме виртуальной экскурсии, как азбука для начинающих путешественников, от буквы к букве, от слайда к слайду, презентация раскроет вам мир удивительного уголка Санкт-Петербурга.
-
Орг-диалог на уроках литературы «Жемчужина русского юмора Надежда Тэффи». 11-й класс 2015
Творчество Надежды Тэффи в некоторых программах по литературе значится в списках, рекомендованных для самостоятельного чтения. Занятие посвящено тонким, остроумным рассказам писательницы Серебряного века.
-
Организация внеклассной работы по предмету "Литература" 2010
В основе структуры разработанных по плану мероприятий лежит технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности. Данная технология помогает включить учащихся в разные виды деятельности, позволяет им находить место в коллективной работе сообразно своим интересам и способностям. В качестве примера прилагается сценарий театрализованного классного часа по мотивам книги С.Алексиевич «У войны – не женское лицо».
-
Организация внеклассной работы ученика и учителя с применением ИКТ". Участие школьников в создании стенгазеты 2012
Общешкольная газета в системе воспитательной работы является одним из эффективных средств организации коллектива классов и школы в воспитании и образовании подрастающего поколения. Она помогает отражать достижения и недостатки в жизни коллективов и отдельных учащихся и указывает пути преодоления трудностей.
-
Организация диалога на уроках литературы 2007
Профессиональная задача учителя – помочь ребенку увидеть в общей проблеме то, что соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен мешать учащимся в постановке новых проблем на уроке. В отличие от традиционного урока на уроке-диалоге происходит порождение смыслового общения между учащимся и педагогом. Используются специальные приемы и методы вовлечения детей в пространство совместной деятельности. Основными источниками работы послужили труды Е.Н. Ковалевской и Г.Н. Прозументовой (Ковалевская Е.Н. Диалог на уроках литературы в Школе Совместной деятельности).
-
Организация и проведение литературного вечера "Няне А.С. Пушкина посвящается" 2011
Данная статья представляет собой паспорт творческого проекта, разработанного и реализованного группой учащихся 9–11-х классов под руководством учителя русского языка и литературы.
-
Организация исследовательской деятельности лицеистов по предметам социально-гуманитарного цикла 2022
Статья посвящена выявлению особенностей организации исследовательской деятельности лицеистов на разных ступенях обучения по предметам социально-гуманитарной направленности. В статье описываются основные этапы организации исследования со школьниками, обозначены методы работы, ключевые компетенции, особенности и тематика написания работ по лингвистике и праву. Обозначена актуальность выбора работ в контексте профильности классов, профориентационной составляющей, нормативно-правовой базы, а также необходимостью развития у школьников лингвистических компетенций, осознания языка в культурологическом и правовом аспектах. В результате выявлено, что исследовательская деятельность учащихся лицея по предметам социально-гуманитарного цикла способствует развитию интереса, расширению знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, развитию представлений о межпредметных связях; развитию интеллектуального потенциала учащегося; созданию предпосылок для развития научного образа мышления и др.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе (из опыта работы) 2018
Главное в моей педагогической деятельности является развитие интеллектуального потенциала учащихся. А организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности способствует формированию познавательной активности, самостоятельности в работе. Конечно, работа ведется во внеурочное время и на уроках.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся на занятиях курса по выбору "Жизнь моя - Россия". (Творчество В.Шукшина в контексте русской культуры) 2009
В 2009 году исполнится 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти В.М. Шукшина. Курс по выбору предусматривает углубленное изучение предмета, основанное на сопоставительном анализе произведений В.М. Шукшина и произведений других авторов; экранизаций его рассказов и повестей; виртуальном посещении музея писателя и экскурсии в с. Сростки.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2011
Программа научно-исследовательской ориентации учащихся нацелена на выявление и последующее развитие склонности учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков исследовательской работы и умения претворять свою идею в новый интеллектуальный продукт.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся по литературе в системе работы учителя 2014
В статье описываются возможные варианты организации исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются творческие работы по различным предметам в учебное и внеучебное время, в том числе и по литературе, которые предполагают различные виды деятельности школьника и учителя.
-
Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 2011
В статье говорится о том, как исследовательская и проектная деятельность учащихся в ОУ помогает организовать самостоятельную работу над выбранной темой, работать с различными источниками информации.
-
Организация поисково-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы 2023
Материалы предлагаемой педагогической практики касаются первоначального этапа формирования исследовательских навыков – организации поисково-познавательной деятельности в урочное время. Сама исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция, формируется исследовательская компетенция.
-
Организация проектно-исследовательской деятельности как фактор достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной деятельности 2019
Проектно-исследовательская деятельность на сегодняшний день в лицее — одна из самых востребованных форм образовательного процесса. Организация такой работы влияет на развитие личности самого педагога, позволяя активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве. В настоящее время можно говорить о системном характере исследовательской деятельности лицеистов, об их участии в научно-практических конференциях, рост интеллектуальных умений и навыков.
-
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основной способ формирования метапредметных результатов обучения 2021
Необходимо через различные формы организации (урок, элективный учебный предмет, групповую, индивидуальную работу, работу в парах и т.д.) формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для обучающихся – ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.
-
Организация проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время 2010
Об использовании метода проектов на материале действующего стандарта и учебных программ по литературе.
-
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы 2012
Проект – это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
-
Организация проектной деятельности учащихся на уроках литературы 2011
Урок, на котором организована проектная деятельность, позволяет отойти от шаблонов, сделать обучение увлекательным процессом, в котором каждый ученик вследствие возможности провести скрытую дифференциацию найдет свое место в общем коллективном исследовании. Метод проектов не обязательно использовать для изучения каждой учебной темы, но когда его применение возможно, это может значительно повысить качество обучения.
-
Организация работы и содержание мультимедийного исследовательского студенческого проекта "Почему мы не читаем?" 2010
Данная работа содержит информацию о том, как организовать исследовательскую деятельность учащихся над мультимедийным проектом, цель которого – вернуть интерес к чтению.