Урок построен с использованием идей школы “диалога культур” С.В. Библера, элементов технологии групповой деятельности, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированной технологии.
Цель урока: создание условий для развития творческих способностей учащихся через вовлечение их в различные формы работы с текстом.
Задачи урока:
- Учить проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед учащимися различного рода задач (анализ языкового, тематического, идейного, композиционного и др. уровней).
- Развивать умение видеть идеи автора, вникать в его творческие замыслы.
- Развивать способность владению устной и письменной речью, развивать связную монологическую речь учащихся.
- Развивать умение создавать собственный текст на заданную тему.
- Воспитывать грамотного читателя-исследователя.
Оформление урока.
- Тексты стихотворения М.Ю. Лермонтова “Ангел”.
- Иллюстрации и рисунки ангела.
- Православные иконы Святого Ангела – Хранителя, Господа Вседержителя, Владимирской иконы Божией Матери.
- Портрет М.Ю. Лермонтова.
Учитель. Наш урок посвящен стихотворению М.Ю. Лермонтова “Ангел”. Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельное исследование текста, попытаемся проникнуться идеями автора, осознать его творческие замыслы, будем учиться создавать собственный художественный текст на заданную тему.
“Ангел” - одно из ранних произведений Лермонтова, написанное в 1831 г., единственное раннее стихотворение поэта, напечатанное им при жизни. Это говорит о том, что сам автор выделял свое творение из ряда ранней лирики, считал его достойным внимания читателей спустя годы.
Считается, что стихотворение навеяно воспоминаниями о матери, которая умерла, когда Михаилу Юрьевичу было всего 3 года. Однако он не раз утверждал, что помнит, пусть расплывчато, ее облик, помнит ее руки, песни, которые она пела для него. Слова песен не сохранились в памяти мальчика, но мотив, мелодия звучал в его сердце.
- Кто же такой Ангел? Ответы детей. Выступление учащегося, заранее готовившего сообщение на данную тему.
Обращаемся к реальному изображению Ангела, рассматриваем иконы: 1 - изображение в полный рост и 2 - крупным планом прописан его лик.
- О чем говорит портрет Ангела, его внешний вид?
Выступления учащихся, завязывается диалог, проясняющий сущность христианского образа.
Обращаемся к “Ангелу” М.Ю. Лермонтова, слушаем выразительное чтение стихотворения.
Учитель.
- Каким настроением проникнуто стихотворение Лермонтова?
- Какие чувства пробудились в душе? Почему?
- Какие картины нарисовало ваше воображение?
Знакомясь с лирическим произведением, мы всегда стремимся найти то особенное, тот ключик, что отличает это поэтическое творение от других, что сразу нам, читателям, бросается в глаза. Что же вас привлекло в стихотворении?
Начинается диалог.
Учитель. Понять идеи автора, помочь раскрыть основное содержание стихотворения поможет ваше домашнее осмысление творения поэта. Проверка домашних миниатюр “Образ Ангела в изображении Лермонтова”. Обсуждение и оценка работ учащихся.
Размышляя над лирическим произведением, мы обязательно затрагиваем основные уровни комплексного анализа текста: тематический, образный, композиционный, идейный, художественный, языковой. Начинаем работу в группах: обсуждение, выбор аргументов, подготовка к ответу, выступление одного представителя от группы, запись выводов.
Учитель. Итак, мы проанализировали разные уровни стихотворения Лермонтова “Ангел”, вникли в основные идеи и образы автора и подошли к созданию собственного художественного текста. Предлагаю вам поработать над миниатюрой: “В чем своеобразие лирического героя М.Ю. Лермонтова?” Чтение работ учащихся, комментарий, оценка заданий.
Учитель. Образ Ангела необычайно популярен. 11 художников рисовали иллюстрации к стихотворению М.Ю. Лермонтова: И.Е. Репин, К.Д. Флавицкий, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий и др.; более 30 композиторов положили слова поэта на музыку: А. Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, А.Т. Гречанинов и др. Как вы можете объяснить это? Обсуждение, диалог. Выводы.
Учитель. Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?
Для меня урок был интересен тем, что вы стали соавторами великого поэта, углубились в его мысли и чувства; всматриваясь в слово художника, проникли в образ лирического героя Лермонтова, попробовали свои силы в создании собственного художественного текста. Спасибо всем, кто думал, выступал, включался в диалог; я очень рада, что урок стал открытием нового для себя и в себе.
Список литературы.
- Библер В.С. Школа “диалога культур” // Советская педагогика. – 1989. - №2.
- Гаспаров М.Л. Избранные труды. Том II. О стихах. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 501 с.
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Просвещение,1996. – 335 с.
- Лермонтов М.Ю. Сочинения . Том 1. – М.: Правда, 1988. – 719 с.
- Лермонтовская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 784 с.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 классы. – Дрофа, 1996. – 414 с.