Эпиграф к уроку: “Пословица – всем делам помощница”
Цели:
- Научить учащихся отличать пословицы и поговорки, понимать их прямой и переносный смысл. Обратить внимание детей на меткость и образность языка. Объяснить, какие чувства и мысли народа выражают пословицы и поговорки;
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию коммуникативных навыков( умения рассуждать, сравнивать, обобщать), развивать творческие возможности детей;
- Воспитывать интерес к малым жанрам русского фольклора, формировать умение применять на практике полученные знания (умение пользоваться пословицами и поговорками в зависимости от жизненных ситуаций);
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Форма урока: урок развития речи;
Оборудование: карточки с пословицами и поговорками, иллюстрации учеников к пословицам и поговоркам, книги “Словарь русских пословиц и поговорок”, интерактивная доска;
Ход урока
I. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)
II. Краткое вступительное слово учителя:
Никто не знает, когда именно появились пословицы и поговорки. Мы знаем только одно, что они, как произведения устного народного творчества, идут с далеких времен. Пословицы и поговорки – это мудрость народа, потому что в них запечатлен многовековой жизненный опыт. У каждого народа есть свои пословицы и поговорки. У якутского народа тоже есть очень много метких мудрых изречений, которые учат жить, работать и учиться.
III. Беседа с учащимися для объяснения новой темы с использованием фронтального опроса:
- Каковы основные признаки пословиц и поговорок? (мудрая мысль, краткость, меткость слов)
- О чем бывают пословицы и поговорки? (о дружбе, о труде, об учении и знании, о Родине, добре и зле и т.д.).
Цель: умение делать классификацию.
- Какие пословицы о пословицах знаете? (“Пословица – всем делам помощница”, “Пословица недаром молвится”, “Пословица ко всему пригодится”, “Поговорка- цветочек, а пословица- ягодка” и др.)
- Чем отличается пословица от поговорок? (работа с карточками).
Задание с целью развития умения сравнивать: прочитать сначала пословицы, потом поговорки( “Водой не разольешь”, “Друзья познаются в беде”, “Нет друга – так ищи, а нашел – так береги”, “Друзья до черного дня”, “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “Дружба дороже денег”, “Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает”, “дружбу помни, а зло забывай”).
Вывод: пословица – краткое, устойчивое, образное народное изречение. Это суждение, приговор, поучение, коротенькая притча. А поговорка – короткое образное выражение, которое не составляет цельного предложения. Она метко определяет какое – либо явление жизни (по словарю В.И.Даля). (вывод делают ученики с помощью учителя).
- Что значит поговорка “Друзья до черного дня”? (это ненастоящие друзья. Бывает тогда, когда один из них бросает друга в беде. Недаром говорит пословица “Друзья познаются в беде”).
- Какие значения имеют пословицы и поговорки? (прямое и переносное значение). Например, пословица “Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой”. В чем переносный смысл ? (всякое дело следует делать вовремя).
- Каковы языковые особенности пословиц и поговорок? (меткие и образные слова, употребляются антонимы, сравнения, повторы). Например: “Богатый как хочет, а бедный как может”, “болен- лечись, а здоров- берегись”, “Больше думай, меньше говори”, “много прочел, да мало учел”, “как кукушка по чужим гнездам летает”, “дело без конца- что лошадь без хвоста” и др.).
- Похожи ли пословицы разных народов? (многие пословицы похожи, потому что в них отразились мудрость, жизненные наблюдения и опыт людей разных национальностей).
IV. Задание на знание пословиц и поговорок о труде и учении (учитель называет первую половину пословицы, ученики – вторую и записывают в тетрадях. Слова записаны на интерактивной доске).
Цель: проверка и развитие логического мышления, языкового чутья и чувства рифмы.
- работай – сыт будешь, учись – (умен будешь);
- Не спеши языком, (торопись делом);
- Корень учения горек, да плод его (сладок)
- Каков мастер – (такова и работа);
- Работник с сошкой, а лодырь (с ложкой);
- Рабочие руки не знают (скуки);
- Труд человека кормит, а лень (портит);
Вопросы:
- О чем эти пословицы? (О труде. О том, что человек должен хорошо работать, серьезно относиться к делу).
- А что у вас сейчас главный труд? (Учеба).
- Какие пословицы и поговорки об учении знаете? (парная работа со словарями). (Ученье – свет, а неученье – тьма; знание дороже богатства; знай больше, да говори меньше; без муки нет науки; повторение – мать учения; кто грамоте горазд – тому не пропасть; не стыдно не знать – стыдно не учиться; грамоте учиться – всегда пригодится; человек неученый, что топор неточеный; тяжело в ученье, легко в бою).
V. Проверка домашнего задания творческого характера (ребята сделали рисунки к пословицам, показывают их классу и объясняют переносное значение).
- 1 ученик: “Цыплят по осени считают” (нельзя говорить о чем-нибудь раньше времени, пока нет результата)
- 2 ученица: “За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь” (нельзя делать сразу много дел. Тогда ничего не получится).
- 3 ученик: “Семь раз примерь, один раз отрежь” (перед тем, как сделать какое – либо дело, надо хорошенько обдумать).
Вывод: все пословицы учат, советуют, предупреждают, помогают отличать хорошее от плохого (отвечают ученики).
VI. Игра “Путаница”. Задание: на листочках выписаны через запятые слова пословиц. Нужно внимательно прочитать их, подумать и составить пословицы (работа с деформированными предложениями).
- если, будет, дружба, Родина, велика, крепка;
- человек, что, друзей, дерево, корней, без;
- труда, и, рыбку, не, пруда, без, вынешь, из;
- околица, семь, для, друга, и, верст, не;
VII. Составление небольшого рассказа по ситуациям (работа по группам).
Цель: создание проблемных ситуаций.
- 1 ситуация: “Нерадивый и ленивый мальчик не любит подольше заниматься уроками”;
- 2 ситуация: “Валя дружила со своей подругой с раннего детства”;
- 3 ситуация: “Я поссорился со своим другом”;
Вывод: все мудрые пословицы подходят ко всем случаям жизни. Надо постигать их глубокий поучительный смысл (ученики из каждой группы рассуждают и делают вывод).
VIII. Обобщение урока.
Итак, мы завершаем наш урок, посвященный русским пословицам и поговоркам. Как вы думаете, почему людям нужны пословицы и поговорки? Почему говорят, например, “Пословица – всем делам помощница”? Потому что они помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Все пословицы и поговорки воспитывают человека. Они учат, каким должен быть человек в труде, дружбе, учении, в отношениях с другими людьми. Они осуждают недостатки в характерах и поведениях людей, как зло, лень, ложь, глупость, жадность, трусость и т.д. Пословицы и поговорки делают нашу речь живой, яркой, богатой и умной. Поэтому вы должны в подходящих случаях употребить в своей речи пословицы и поговорки.
IX. Домашнее задание с инструктажем:
- прочитать теоретический материал по учебнику;
- выписать из прочитанных русских народных сказок пословицы и поговорки;
- устно выучить несколько якутских пословиц и поговорок по разным темам (межпредметная связь);
- самостоятельная работа со словарями пословиц и поговорок в школьной библиотеке;
- приобрести словарь пословиц и поговорок (перспективное задание);
X. Выставление оценок и их комментарий. Рефлексия.