Цели:
Образовательная:
1) через одно стихотворение дать представление о судьбе, творчестве и особенностях стиля Б. Пастернака;
2) показать, как нужно читать и анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа поэтического текста:
- выявить тему стихотворения,
- пояснить лексическое значение ключевых слов,
- определить роль тропов и фигур (эпитеты, метафоры, олицетворение и др. ) в
- раскрытии темы и идеи стихотворения.
Развивающая:
- Научить анализировать, синтезировать, сопоставлять.
Воспитательная:
- Воспитывать общечеловеческие ценности, всеобщие нравственные принципы, воспитание гражданственности.
Оборудование:
- портрет поэта - <Рисунок1>;
- титульные листы книг Б. Пастернака - <Рисунок1т>, Рисунок2т>, <Рисунок3т>;
- листы с дарственными надписями автора - <Рисунок1д>, <Рисунок2д>
- страницы его книг - <Рисунок1с>
- словарь тропов и фигур
- отрывок из фильма “Осталась одна Таня”
- плакат - <плакат>
Ход урока
1). Организационный момент.
2). Слово учителя.
У каждого человека свой неповторимый характер.
Характер поэта, его личность отражаются в каждом его стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки большой мозаики, составляют картину поэтического мира.
Сегодня на уроке мы не только попытаемся понять поэтический мир замечательного русского поэта Б. Пастернака, но и обратимся через его стихотворение к волнующим страницам нашей истории, и, может быть, нам удастся понять, в чём же заключается великая тайна души русской.
И неслучайно тема нашего урока: “Как он велик! Какой бессмертный жребий!”
Для решения поставленных задач мы сегодня будем работать в группах:
БИОГРАФЫ (изучали биографию Б. Пастернака)
ИСТОРИКИ (собирали материал о странице истории “Блокада Ленинграда”)
ЛИНГВИСТЫ (составляли литературоведческий словарь)
Как мы уже знаем, характер поэта, его личность всегда отражаются в его стихах. Поэтому, прежде чем анализировать поэтический текст, мы обратимся к личности автора.
УЧИТЕЛЬ:
“Б. Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос. . . ”, - вспоминал художник Юрий Анненков, в 1921 году нарисовавший замечательный карандашный портрет поэта.
Я предоставляю слово нашим биографам:
1-й биограф:
Борис Леонидович Пастернак родился, в 1890 году, в Москве в удивительной семье.
Его отец, Леонид Осипович Пастернак, академик живописи, был талантливым русским художником. Он написал портрет писателя Льва Николаевича Толстого.
Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, была известной пианисткой. Сохранились воспоминания о том, что часто музыка, материнская музыка, будила его, маленького ребёнка, ото сна и заставляла заливаться слезами “от сладкой и щемящей муки”. Юный Борис увлёкся музыкой, которую он любил “больше всего на свете”.
2-й биограф:
Став уже взрослым человеком, Пастернак вспоминал о том, как его готовили к поступлению в 1-й класс гимназии. Гимназия была особенной: все предметы там преподавали на немецком языке. Первая учительница, Екатерина Ивановна Боратынская, была детской писательницей и переводчицей литературы для юношества с английского. “Она обучала меня грамоте, начаткам арифметики и французскому с самых азов, с того, как сидеть на стуле и держать ручку с пером в руке. Меня водили к ней на урок в занимаемый ею номер меблированных комнат. В номере было темно. Он снизу доверху был набит книгами. В нём пахло чистотой, строгостью, кипячёным молоком и жжёным кофе. . . ”.
УЧИТЕЛЬ:
- Вы обратили внимание, сколько языков изучал Пастернак с детства?
- Правильно, три, и знал их хорошо, много читал и переводил с английского, немецкого и французского языков.
-Да, семья Пастернака действительно была удивительной. Родителями его были люди, составляющие гордость культуры России XVIII-XX веков. И хотя Б. Пастернак не стал ни музыкантом, ни художником, тем не менее живопись и музыка вошли в его стихи.
Затем Пастернак окончил философское отделение Московского университета.
3-й биограф:
Был у Б. Пастернака с юных лет друг - Николай Николаевич Вильмонт - одна из интереснейших фигур в нашей литературе. Вы видите титульные листы книг Б. Пастернака с дарственными надписями Николаю Вильмонту. Это книги - “Сестра моя жизнь”, “Поверх барьеров”, “Воздушные пути”, “Две книги”.
4-й биограф:
А вот последний год жизни поэта – 1960-й. Это время не такое уж далёкое от нас: многие наши родители помнят эти годы. Сам Пастернак писал, что последние 3 года жизни были для него очень тяжёлыми. Почему?
Семь долгих лет Борис Пастернак писал свой роман “Доктор Живаго”, ясно понимая, что при его жизни в Советском Союзе этот роман не напечатают. По счастливой случайности Пастернак познакомился с итальянским журналистом, который предложил опубликовать роман за границей. Отдавая рукопись для публикации за рубежом, Пастернак предвидел неприятные последствия, но шёл на это, так как главная мечта любого художника – подарить своё произведение людям.
И 17 ноября 1957 года роман был напечатан в Италии, затем переведён на 24 иностранных языка. Там, за границей, роман высоко оценили читатели и профессионалы. Шведская академия Борису Пастернаку присвоила Нобелевскую премию. Это самая почётная в мире награда для художника.
Но в Советском Союзе публикация романа вызвала скандал, а на долю автора выпали тяжкие испытания, когда даже самые близкие люди отвернулись от него, эти испытания он переживал практически в одиночку.
УЧИТЕЛЬ:
А ещё в жизни Пастернака было испытание войной, которое он переживал вместе с народом и так, как этого требовал долг гражданина.
Пастернак был настоящим гражданином своей страны.
- Как вы понимаете, что значит “быть гражданином”?
ОТВЕТЫ УЧ-СЯ:
- Быть гражданином значит добросовестно выполнять свои обязанности.
- Значит – соблюдать законы государства, в котором живёшь, уважать права других людей.
- Значит, охранять природу.
- Я считаю, что обязанностью гражданина является защита Отечества.
УЧИТЕЛЬ:
Всё сказанное вами верно.
И особенно мне хочется остановиться на том, что обязанностью гражданина является защита своей страны.
- Где встретил войну Б. Пастернак?
4-й биограф:
Начало Великой Отечественной войны поэт встретил, живя в подмосковном посёлке Переделкино. Он пишет стихи, в которых в полный голос звучит патриотическая тема. Их печатают журналы “Огонёк” и “Красная новь”. О первых месяцах войны Пастернак рассказывал в журнальной заметке: “Я дежурил в ночи бомбардировок на крыше двенадцатиэтажного дома, рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно обнаружившие во мне прирождённого стрелка”. Летом в 1943 году Пастернаку удаётся вместе с другими писателями выехать на фронт, под Орёл.
УЧИТЕЛЬ:
А стихотворение “Победитель” написано было немного позднее, в эвакуации, в январе 1944 года.
- Вслушайтесь в стихотворение и подумайте: о чём оно?
(дети воспринимают стихотворение только на слух) .
Итак, о чём же это стихотворение?
- О войне.
- О блокаде Ленинграда.
- О великом народе-победителе.
- Об испытании, выпавшем на долю русских людей.
УЧИТЕЛЬ:
- Всё сказанное вами верно.
(учитель раздаёт тексты стихотворения) .
- Сейчас я предлагаю вам внимательно почитать стихотворение, стараясь “вглядеться” в каждое слово, вдуматься в его лексическое и грамматическое значение, “вслушаться” в каждый звук.
- Обычно первое слово, с которым автор обращается к нам, это название. Часто оно даёт ключ к пониманию стихотворения. Название у произведения может быть, а может и отсутствовать.
Это стихотворение имеет название.
Это важно.
Почему?
УЧЕНИК:
Автор сам “подсказывает” нам тему стихотворения.
УЧИТЕЛЬ:
Итак, мы будем анализировать стихотворение “Победитель”, но сначала повторим всё, что для этого необходимо.
Дать определение композиции.
Повторим тропы:
Эпитет – художественное определение.
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова “как”, “как будто”, “словно” отсутствуют, но подразумеваются.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при котором оно наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Метонимия – слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между обозначаемыми ими предметами есть связь.
Повторим поэтическую фонетику:
Анафора – единоначатие.
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Приступаем к анализу.
Определите композицию стихотворения.
УЧЕНИК:
- Стихотворение состоит из 4-х частей, связанных общей темой – прорыв блокады Ленинграда.
УЧИТЕЛЬ:
Давайте определим тему каждой части.
УЧЕНИК:
- В 1-й части автор говорит о “голой силе зла”- о врагах, которые “горланили и пёрли”.
- Во 2-й части - об участи Ленинграда.
- В 3-й – главные слова – “он разорвал осадное кольцо”.
- В 4-й части поэт восхищается русским народом, говоря: “Как он велик!”
УЧИТЕЛЬ:
- А теперь обратимся к особенностям поэтического языка на уровне фонетики, лексики и синтаксиса.
ФОНЕТИКА.
Есть аллитерация (особенно проявляется в 1-й строфе) , повторение согласных звуков р , г (примеры) , для изображения “голой силы зла”, для создания образа врагов.
ЛЕКСИКА.
В первой строфе автор использует слова, которые имеют пометку “неодобрительное” - горланить, переть.
УЧИТЕЛЬ:
Как вы думаете, с чем это связано? (показывает своё отношение к врагам) .
- Но далее, говоря о Ленинграде, Пастернак использует уже совсем другую лексику.
- Какую?
Правота, восторг, жребий (имеет пометку “устаревшее”) , звучит слово участь, которое является его синонимом.
УЧИТЕЛЬ:
- Какие тропы использует Пастернак в стихотворении?
УЧЕНИК:
Эпитеты (заветное мгновенье, как он велик).
Метафора (стеной стоял он на глазах у всех).
Олицетворение (его лицо - лицо Ленинграда, мгновение пришло, целый мир смотрит, осень шла шагом).
Инверсия (осень шагом испытаний шла).
Метонимия (уступал любой доспех, т. е. любая армия).
УЧИТЕЛЬ:
Обратимся к поэтическому синтаксису:
УЧАЩИЕСЯ:
Риторические вопросы- 1-я строфа.
Восклицания - автор выражает своё восхищение выносливостью русского народа.
Предложения почти все сложные (это одна из особенностей стиля Б. Пастернака) .
Анафора
- Как он велик. . .
Как входит в цепь. . .
УЧИТЕЛЬ:
Попытайтесь определить размер стихотворения и рифму.
ямб – двусложный размер стиха. В строке ямба ударные слоги чётные, безударные – нечётные.
Рифма – перекрёстная.
Что дал нам анализ стихотворения Б. Пастернака?
УЧЕНИК:
Мы увидели отношение автора к врагам, увидели его восхищение русскими людьми, способными вынести даже самые тяжёлые испытания.
И в этом стихотворении перед нами предстал образ самого автора как настоящего гражданина и патриота.
УЧИТЕЛЬ:
О какой же участи Ленинграда говорит Б. Пастернак в своём стихотворении?
Слово историкам.
1- й историк:
Б. Пастернак говорит о самой страшной странице Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Бесконечно долгие 900дней, каждый из которых – урок мужества.
2-й историк:
Осенью 1941года немецкое командование поняло, что их блицкриг – план молниеносной войны – провалился, что война приобретает затяжной характер. А чтобы выдержать затяжную войну, надо было кормить своих солдат, поддерживать армию. Именно поэтому предусматривалось ограбление населения на занятых фашистами землях.
3-й историк:
Уже 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады. В этом кольце оказалось 2миллиона 887 тысяч человек. В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали и молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Смерть настигала людей везде. На улице падал человек и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Часто жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно. Мёртвых хоронили без гробов. Нередко эти трупы подбирали машины и увозили на общее кладбище.
Я забыть
Никогда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу
Тот пронзительный
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип. (Ю. Воронов)
4-й историк:
Обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на всё. . . Это и есть фашистская стратегия голода. Фашисты это орудие применяли широко.
Дети, плача, хлеб просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворот они не открыли.
На колени не встали, нет!
5-й историк:
Всего в ноябре голод унёс свыше 11 тысяч жизней, в декабре – 53 тысячи. В январе и феврале умерло 199 тысяч 187 ленинградцев, в марте – ещё 89 тысяч 968 человек. . .
В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат “за создание невиданной в истории мира блокады” и уверял, что скоро Ленинград, “как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам”. . .
6-й историк:
Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища: “Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням: НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.
УЧИТЕЛЬ:
(фрагмент фильма “Осталась одна Таня”) .
9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискарёвское кладбище семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые конфеты, папиросы, хлеб.
Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.
Вечная им память!
Наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги.
Итак, чем же мы занимались сегодня на уроке?
УЧ-СЯ:
Познакомились с личностью Б. Пастернака – настоящего гражданина своей страны.
Учились анализировать поэтический текст.
Говорили о патриотизме, стойкости и мужестве русских людей.
Давайте обратимся к фразе, которую я произнесла вначале урока, что значит “великая тайна души русской”?
УЧИТЕЛЬ:
Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “загадочную русскую душу”.
Домашнее задание (по выбору уч-ся) :
Написать сочинение на тему:
Какое настроение вызвало у меня стихотворение Б. Пастернака “Победитель”.
Выучить наизусть стихотворение “Победитель”.