Ты должен сделать добро из зла,
потому что его больше не из чего сделать.
Р.П.Уоррен
Цели урока:
- осмысление учащимися проблемы экологической катастрофы;
- воспитание чувства ответственности за судьбу окружающей природы, за судьбу будущего поколения.
Форма работы: групповая
Ведущий метод: метод проекта
Оборудование: презентация (Чернобыльская АЭС, Семипалатинский полигон, пейзаж "Утро в лесу", графический материал компьютерной игры "S.T.A.L.K.E.R."), текст повести "Пикник на обочине", иллюстрации к тексту, выполненные учащимися; модель Золотого Шара, таблички "Экологи-исследователи фантастического пейзажа", "Экологи-исследователи реалистического пейзажа", "Лингвисты", "Психологи".
Ход урока
Показ слайд-шоу с использованием мультимедийных средств (Чернобыльская АЭС, Семипалатинский полигон - см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Слайды
Вступительное слово учителя
26 апреля 1986 года. Взрыв на Чернобыльской атомной станции. Результат - мертвая зона.
С 1949-1986 год - ядерные испытания на Семипалатинском полигоне. Сегодня на территории, которая не так давно сотрясалась от взрывов, пасутся стада, колосятся зерновые, добывается знаменитый минерал габбро, которым отделано немало зданий в Астане. За внешней идиллией - страшная цифра: в результате взрывов в окружающую среду внедрено цезия - 137 больше, чем при аварии на Чернобыльской АЭС.
Каким будет результат? Мертвая зона?
Целевая установка:
Какой будет Планета Земля в 21 веке?
Проблема: Планета Земля-Земля обетованная или Зона?
(запись проблемы в тетрадь)
Осмыслив проблему, мы должны создать обложку книги братьев Стругацких "Пикник на обочине". Какой она будет по идейному содержанию: обложка - предупреждение или обложка-гимн жизни? В силу своей компетенции работающие в группах должны внести свой элемент в оформление.
Анализ
Учитель:
Выделите ключевое понятие в повести? (зона)
Определим лексическое значение данного слова, создадим синонимичный ряд:
пояс, полоса, пространство между какими-нибудь границами, характеризующаяся общими признаками.
Учитель:
Где происходят действия в повести? (На Планете Земля, которую посетили пришельцы, превратив её в Зону.)
Оказавшись в Зоне, мы должны исследовать пространство. Какие виды пейзажа обнаружили в повести? (жизнеподобный и фантастический)
1 этап анализа - исследование художественного пространства (работа в группах) Экологи-исследователи фантастического пейзажа
Учитель:
В чем заключалась ваша задача? (исследовать пейзаж)
Какова цель исследования? (определить: перед нами Зона или Земля обетованная)
Чтение эпизода из повести: описание Чумного квартала и природного пейзажа в Зоне, когда Р. Шухарт находится в Зоне с Артуром
Учитель:
Определите художественные средства в данных описаниях. (Метафоры-дома мертвые, окна слепые, щетинистые холмы; эпитеты - вспыхнули вершины гор, зарево полыхало; олицетворения - "ведьмин студень" дышит, антенны обросли волосами, заморенный лозняк)
Защита проекта-иллюстрации, выполненного исследователями фантастического пейзажа. (Изобразили асфальт в трещинах, которые проросли травой (но это еще была наша трава, человеческая); черную колючку, детскую коляску с чистым бельишком и изумрудное зарево - зеленую зарю Зоны)
Вывод исследователей фантастического пейзажа:
На этой земле нет жизни: мертвая тишина, "нездоровая" цветовая гамма. Пейзаж цивилизации и природный пейзаж создают гнетущее настроение. Все увиденное давит на психику. Художественные средства помогают понять, что перед нами Зона.
Исследование и защита проекта-иллюстрации исследователями реалистического пейзажа.
Чтение эпизодов из повести: описание поселка, пикника на обочине. (Эти пейзажные зарисовки можно считать реалистическими, так как в поселке еще видны следы жизни: светилось задернутое занавеской окошко, огромный пес выбежал сбоку. Пикник на обочине мы созерцаем в реальной жизни: на траве пролит бензин, следы костра, огрызки яблок, консервные банки, пустые бутылки, увядшие цветы с других полян:)
Авторы не используют в описании художественные средства, тем самым показывая драматичность всего происходящего. Эту удручающую картину пикника изобразили на своей иллюстрации.
Вывод: Еще есть места для обитания, но их нельзя назвать обетованными. При таком отношении человека к окружающей природе скоро будет мертвая зона.
2 этап анализа - исследование психологии человека (гр. "Лингвисты")
Учитель:
Кто они, живущие около зоны? Люди или моральные мутанты, для которых человеческое чуждо? Новые условия жизни породили новую лексику. Как лексика помогает понять внутренний мир главного персонажа Р. Шухарта?
Исследование и защита проекта-таблицы лингвистами
Лексику сталкера можно классифицировать как "профессиональная", разговорная (сниженная), "географическая".
"профессиональная" | разговорная (сниженная) | "географическая" |
пустышка зуда браслет булавка рачьи глаза хабар золотой шар |
пускай все подохнут отпустила, поганка сволочь ты - Стервятник сукин сын Зона наша гадина, стервоза |
"мясорубка" "комариная плешь" "ведьмин студень" "чертова капуста" "веселый призрак" |
Выводы:
Грубая, сниженная лексика-реакция на окружающий мир. Но со своей дочерью и женой Рэдрик нежный и ласковый, потому что любит их. Жизненный опыт сталкера заставляет его подвергать анализу все происходящее вокруг. Результат анализа - философские изречения, которые можно считать мудрыми:
"Дальше в Зону, ближе к небу".
"Человек рожден, чтобы мыслить. Только ведь я в это не верю:".
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"
Учитель:
Психологи исследовали психологию человека, живущего в Зоне. Какова цель исследования? (Доказать или опровергнуть тезис: я - животное или человек?)
Исследование и защита проекта-схемы психологами.
Я животное: Я не умею думать:
животное | человек |
жесток в Зоне со своими попутчиками | любит жену и дочь |
жесток с Эрнестом | спасает Барбриджа |
жестокое обращение с Артуром | способен на дружбу |
убийство Артура | просит счастья для всех людей |
Вывод:
В душе Рэдрика постоянно происходит борьба: доброе начало и озлобленность против обстоятельств, желание подавить это начало. Борьба между добром и злом в душе Шухарта нашла выражение во взгляде, так как глаза - это зеркало души (обращение к слайду). Герой рассуждает о своей внутренней сущности: "Душу-то ведь я никому не продавал! Она моя, человеческая!" Верным будет тезис: я - Человек! Добравшись до Шара, чтобы спасти свою дочь, сталкер просит счастья для всех. Человеческое, гуманное начало победило в истерзанной и измученной душе героя. В нечеловеческих условиях люди пытаются оставаться людьми, для которых существуют нравственные нормы: совесть, преданность, любовь.
Решение проблемы
Учитель:
О чем повесть братьев Стругацких? Закончите фразу из стихотворения Р.Рождественского, взятую в качестве темы. (Эта повесть об экологической катастрофе, которая "подстерегает" человечество. К сожалению, порой люди варварски относится к фауне и флоре, поэтому вокруг нас "все меньше окружающей природы".)
Какое отношение к нашему разговору имеют слова Р.Уоррена, взятые в качестве эпиграфа? (высказывания учащихся)
Планета Земля - Земля обетованная или Зона?
(Мы любим свою родину, мы счастливы, что живем на планете Земля. Это наша Земля обетованная, и поэтому должны беречь окружающую природу. Люди не должны допустить превращения ее в Зону.)
По идейному содержанию какой будет обложка книги? (обложка-предупреждение)
Создание обложки на доске (проект)
Учитель:
Из своих иллюстраций, таблиц вырежьте тот фрагмент, который вы считаете самым главным, и расположите на доске, аргументируя свой выбор:
- исследователи фантастического пейзажа выбрали зеленую зарю и потрескавшийся асфальт, сквозь который пробивается человеческая травка;
- исследователи реалистического пейзажа - мусор, еще дымящийся костер после пикника;
- психологи-глаза сталкера, выражающие борьбу добра с озлобленностью против обстоятельств жизни;
- лингвисты - фраза, в которой заключено идейное содержание повести: "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"
Заключение урока (Слайд-шоу "Утро в лесу" - см. рисунок 2)
Рисунок 2 - Утро в лесу
Учитель:
Рэдрик Шухарт добрался до Золотого Шара, чтобы попросить о самом главном: счастья для всех:
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
(Е. Евтушенко)
Домашнее задание
Сочинение-миниатюра "О чем предупреждает людей обложка книги братьев Стругацких "Пикник на обочине".