Урок словесности "Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель: Возродить интерес к эпистолярному жанру и сформировать потребность в написании писем друг другу, опираясь на лучшие образцы классической литературы.

Задачи:

  • Развивать умения грамотного, логичного и композиционно выверенного смыслового письма;
  • Создавать условия для организации работы в группах;
  • Формировать коммуникативные умения обучающихся, основываясь на законах построения текста;
  • Развивать лексикон и читательский интерес обучающихся;
  • Воспитывать культуру общения между собеседниками через письмо.

Технология урока: мыследеятельностная

Организация работы в классе: групповая

Тип урока: урок-“исследование”

Конечный результат урока: письмо будущим одиннадцатиклассникам

Предварительная подготовка к уроку

Задания по группам (4 группы формируются по желанию за месяц до проведения урока):

  • 1 группа “Историки”. Задание: создать видеоролик “Письма с фронта”, выделить основные параметры развития эпистолярного жанра во время Великой Отечественной войны; задать вопросы одноклассникам по теме.
  • 2 группа “Филологи”. Задание: собрать свою библиотеку из прочитанных книг, в которых есть упоминание о жанре письма; выявить законы написания писем, основываясь на художественном тексте; подготовить мини-выступления по теме.
  • 3 группа “В душе мы еще дети”. Задание: вспомнить детские произведения, в которых есть упоминание о жанре письма; выявить смысл восприятия эпистолярного жанра через восприятие ребенка, создать памятку “Как написать письмо” или буклет “Такие разные письма”.
  • 4 группа “Философы”. Задание: подобрать афоризмы, сформулировать две-три задачи с проблемной ситуацией.

Оформление кабинета, оборудование к уроку

  • Видеоролик “Письма с фронта”.
  • 4 листа ватмана, фломастеры или маркеры для работы в группах.
  • Выставка книг: Ф.М. Достоевский “Бедные люди”; В.Сухомлинский “Письма к сыну”; Н.Спаркс “Дорогой Джон”, Дж. Фоер “Жутко громко и запредельно близко”; Л.Улицкая “Сказка о коте Игнасии, трубочисте Феде и Одинокой Мыши”; Э.Успенский “Дядя Федор, Пес и Кот”, О.Корниенко “Воздушный почтальон”.

Эпиграфы на доске:

  • Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией. (Джордж Гордон Байрон)
  • Почти все важные дела люди совершают путем переписки; следовательно, одного умения говорить недостаточно. (Люк де Вовенарг)
  • Как много мы потеряли, перестав писать письма!
    Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.  (Лиз Карпентер)
  • Я держусь мнения, что в личном письме самое главное — скобки. (Дэвид Лоуренс)

Сценарий урока

Проблемный вопрос: Ребята, вы любите праздники? А какой можете назвать самым любимым? (Варианты ответов: новый год, день рождения...) Вспомните себя в детстве, как вы писали письма Деду Морозу в Великий Устюг или получали открытку на день рождения. Почему вы не воспользовались СМС –сообщением имениннику и не поискали другого способа сообщить о своих новогодних желаниях? (Размышления обучающихся о том, что письма дают возможность прикоснуться с живым словом-мыслью человека, передают его чувство и через письмо или открытку можно принять тепло души человека).

Слово учителя.

- Попробуем погрузиться в этот удивительный мир письма, который раскрывает нам, современным людям, таким искушенным и “продвинутым”, свои тайны, ведь письмо идет от сердца к сердцу, от души к душе.

Работа со словом.

Адресат-адресант (Установление значения паронимов, использование слов в речи, приведение примеров)

Представление команд-участниц.

1 задание (коллективная работа): составить план письма, записать его на листе ватмана и прикрепить к рабочей доске (Примерный план: Приветствие. Вступительное слово. Информация, включающая основную мысль письма. Пожелания. Заключительно слово. Прощание. Возможен постскриптум).

Все варианты групп демонстрируются на доске, предварительно озвученные группами.

2 задание. Презентация “открытий” групп.

Слово учителя:

-Знакомое слово – письмо. Письма бывают разными: дружескими, деловыми, семейными реликвиями и поэтическими посланиями. Что нового поведает нам обыкновенное письмо? Свои “открытия” в мире писем сделали группы, созданные по выбору, и к нашему уроку. Этими “открытиями” мы делимся сегодня с вами. Изменится ли отношение к письму в конце урока? Посмотрим...

1 группа “Историки”.

Выступление. Представление видеоролика “Письма с фронта”. Основная идея выступления: письмо – это возможность не потерять связь с близкими, прикосновение к человеку на расстоянии, желание жить проблемами, чаяниями близкого. Письмо с фронта – весть о том, что родной человек жив, надежда на скорую встречу. Письмо фронтовику из дома – поддержка и возможность приобрести новые силы, желание скорее разбить врага и вернуться домой, к женам и детям, к матерям и сестрам. Рассказы о “фронтовых треугольниках”. Возможен рассказ о подлинной истории из семьи, если таковая имеется.

Мастер-класс “историков”: обучение составлению такого “фронтового треугольника” из обычного тетрадного листа “в клеточку”. Фон: звучит песня “В землянке” (Слова А.А. Суркова, музыка К.Я. Листова)

Рефлексия данного этапа:

Озвучивание действий, которые производят обучающиеся. Ответы на вопросы: Почему так важно было во время Великой Отечественной войны писать письма и получать их? Что чувствовали при этом люди? Можно ли сопоставить звонок по телефону и письмо?

2 группа “Филологи”.

Представление своей библиотечки из любимых прочитанных книг, в которых есть упоминание о жанре письма. (Выставка книг)

Мастер-класс “филологов”: по очереди (каждый сам выбирает полюбившееся произведение) зачитывают отрывки из любимых книг, предлагают отгадать героев и авторов художественных текстов. В случае затруднения дают ответ и вручают список книг для чтения на память о сегодняшнем уроке.

Рефлексия данного этапа:

Сопоставление плана письма, которое разработано в группах в начале урока, с авторским видением письма как жанра. Добавление недостающих элементов, устранение “лишних”.

3 группа “В душе мы еще дети”.

Представление (театрализованное, инсценировка “Пришло письмо родителям от Дяди Федора”). Детское произведение, в котором есть упоминание о жанре письма (Э.Успенский “Дядя Федор, Пес и Кот”).

Мастер-класс группы (= рефлексия): составить шуточное письмо-мотив о добром деле, которое захотелось бы сделать любому ребенку, и, привязав его к шарику, после урока вручить малышам.

4 группа “Философы”.

Поочередное представление афоризмов, подобранных к уроку (открывают эпиграфы). Задание группам: объяснить смысл высказываний.

Мастер-класс “философов” (= рефлексия): создать собственное высказывание о письме и его значении в жизни человека, “защитить” свой афоризм, представив его перед одноклассниками.

Итог урока (этап рефлексии)

- Что изменилось в отношении к такому, казалось бы, устаревшему жанру, как письмо? (Обучающиеся отвечают по группам, заранее обдумав ответ, составив схему и аргументируя свое мнение)

Составление кластера “Письмо – это...” (сначала в группа, затем общая схема на доске)

Один из вариантов схемы:

- Захотелось ли вам написать кому-либо письмо? Почему Одинокая Мышь с удовольствием писала письма своим многочисленным родственникам? О чем бы вы рассказали в письме? (Создание письма будущим одиннадцатиклассникам).

Текст письма (в каждом классе – свой вариант):

Дорогие ребята, здравствуйте.

Вы нас, наверное, не помните, а ведь мы ходили по школьным коридорам вместе с вами, учились у тех же учителей, занимались в таких же аудиториях.

Вас, возможно, удивило то, что мы написали вам письмо. Не удивляйтесь, ведь это единственная возможность пообщаться с теми, с кем никогда больше можем не встретиться. То, что сегодня уже понятно нам, вам еще только предстоит сделать, а то, что кажется вам трудным, мы уже прошли и для нас это уже пора детства, которая осталась позади.

Что мы поняли и вынесли из школьной жизни? Конечно, книги, которые читали в школе. Мы не говорим о знаниях, они у всех разные (кто-то с большими успехами окончил школу, а кто-то так, “прошел программу”). Но у нас были любимые книги. В 11 классе – это Рей Брэдбери, Джонатан Фоер, Джером Девид Селинджер, Альбер Камю. Это “нужные книги”. Вы не читали их? А вот нам повезло! Советуем прочитать обязательно, пока не поздно. Помните у Марины Цветаевой?

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете
Неизменившие друзья
В потертом красном переплете.

Если вы себя не считаете “книжными детьми”, по Высоцкому, станьте ими. Книги открывают нам простор, делают нас свободными. Мы стали в школьные годы взрослее и мудрее, научились понимать людей благодаря Учителям и, конечно, Книгам.

Друзья, прислушайтесь к советам тех, кто еще год назад сидел рядом с вами за школьной партой. Еще не поздно – вы все успеете.

До свидания, ребята, мы еще с вами встретимся.
11 “А” класс 2015 года

Литература к уроку

1. Высказывания, афоризмы о письмах. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://mudreishy.ru/

2. Достоевский, Ф.М. Бедные люди. /Федор Михайлович Достоевский [Текст]- М.: Художественная литература, 1975.-172 с.

3. Корниенко, О. Воздушный почтальон. /Олег Корниенко [Текст] – М.: Фома, 2012.-24 с.

4. Спаркс, Н. Дорогой Джон. /Николас Спаркс [Текст] - [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://mudreishy.ru/sitaty-i-aforizmy/source/nikolas-sparks-dorogoy-dzhon

5. Сухомлинский, В. Письма к сыну. /Василий Сухомлинский [Текст] – М.: Просвещение, 1987.-128 с.

6. Улицкая, Л. Сказка о коте Игнасии, трубочисте Феде и Одинокой Мыши. /Людмила Улицкая [Текст] – М.: Астрель, 2013.-115с.

7. Успенский, Э. Дядя Федор, Пес и Кот. /Эдуард Успенский [Текст] -М.:АСТ, 2014.-285 с.

8. Фоер, Дж. Жутко громко и запредельно близко. /Джонатан Фоер [Текст] -М.:Эксмо, 2007.- 416 с.


Приложения к уроку

Конечно, это не так оперативно, как е-мейл, но за это я письма и люблю, — писала она. — Мне нравится неожиданность, когда находишь письмо в почтовом ящике, и будоражащее предвкушение новостей, когда открываешь конверт. Мне нравится, что я могу взять письмо с собой и прочесть на природе, чтобы лицо овевал легкий бриз, а строки письма вдруг начинали звучать. Мне нравится представлять, как ты выглядел, когда писал мне, твою одежду, обстановку, то, как ты держал ручку. Наверное, это наивно и неточно, но я представляю, что ты сидишь в палатке за импровизированным столом и пишешь при свете масляной лампы, а снаружи завывает ветер. Это несравненно более романтично, чем писать е-мейл с монитора бездушной машины, которую используешь для загрузки музыки или поисков доклада.

Н. Спаркс. Дорогой Джон

Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор — тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут...
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают... Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
До свиданья. Ваш сын — дядя Шарик.

Э.Успенский

Добрый день, дорогой сын! 

Как я рад, что тебя волнует все это: идеал, цель жизни, истина, красота. Давно я не помню у тебя такой "вспышки" интереса к этим проблемам. Рад, что мое письмо пробудило у тебя целый поток мыслей. Наверное, причиной такого взлета является то, что перед тобой сейчас новые люди, ты каждый день познаешь самое чудесное, самое удивительное, что есть в мире - Человека. А познание человека-это повторное познание самого себя.

В.Сухомлинский