Проведение урока.
Вступительное слово учителя
У нас сейчас стали модными слова “духовное” и “бездуховное”. Они произносятся на каждом шагу и по любому поводу, и потому потеряли всякий смысл и обрели ритуальный характер. И чтобы развить в себе нравственные чувства: совесть, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм -, обрести нравственный облик: стать терпеливее, милосерднее, незлобивее, встать на нравственные позиции различия добра и зла, проявления самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, выработать в себе нравственное поведение, то есть готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю, вернуться к вершинам христианской нравственности, – обратимся к русской литературе, которая традиционно несет в себе богатый духовный опыт Православия. Благодаря русской литературе многие поколения людей нашей страны воспитывались на идеалах добра, справедливости, милосердия, любви, чести, патриотизма, целомудрия, совести.
Огромный нравственный урок мы получаем, читая страницы центрального произведения Л.Н.Толстого “Война и мир”. В этом редком творении человеческого духа раскрыто одно из важнейших значений духовности: “Найти образ Божий в человеке – найти человека в человеке”. “А Божеская любовь (по мнению Святителя Тихона Задонского) есть сущность души”. Сам Л.Н.Толстой утверждал: “Человеческое в человеке – высшая ценность, суть сути”. Все положительные герои романа стремятся обрести эту ценность, найти радость в жизни, найти истинное счастье, основанное на спокойной совести и творчестве добра и любви. “Любовь выводит человека из духоты одиночества, дает ему глоток чистого воздуха, но она не в состоянии утолить все неудовлетворенные потребности души: их слишком много, и когда они вырываются наружу – любовь не выдерживает их напора, не справляется с бунтом неуправляемых страстей”. Эта трагическая природа любви всегда волновала Л.Н.Толстого. В своем романе писатель осветил не только прекрасные мгновения взлета любовных чувств, но и ужасные моменты их падения. Сегодня на уроке мы проследим сложный путь духовного развития Наташи Ростовой и Андрея Болконского, их духовные кризисы и возрождения, потери и обретения.
Запишем тему урока и эпиграфы к теме.
Слово учителя
Вначале остановимся на самом трудном месте и узле всего романа (как дважды писал автор о нем), на труднейшем из нравственных и душевных испытаний, выпавших на долю любимой героини писателя, на моменты ее духовного “падения” и духовного “очищения”.
Словарная работа:
(Слово “очищение” мы будем рассматривать в духовном значении). В кратком библейском словаре Э.Н.Нюстрема означает оно “установленный законом обряд, благодаря которому израильтянин делался свободным по обрядовому закону от навлеченной на себя нечистоты”. “Очищение” означает освобождение человека от пороков: соблазна, похоти, искушения.
Слово учителя
Л.Н.Толстой замечал, что “одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности”.
Задание классу.
Вспомним содержание глав:
Т. I ч.1, гл. VIII, X, XVI, XV, XVII.
Т. II ч.1, гл.XV, ч.3, гл. XVI, XVIII.
ч.4, гл.VII.
Ответим на вопрос: “Какой представлена в романе Наташа Ростова до встречи с дерзким волокитой, пустым бездушным повесой Анатолем Курагиным?”.
Звучат ответы учащихся, записываются строки из романа: (смотреть Приложение №1).
Звучит вальс из оперы С.Прокофьева “Война и мир” “Первый бал Наташи Ростовой”.
Задание классу
Вспомним первый бал Наташи Ростовой. Прослушаем вальс С.Прокофьева “Первый бал Наташи Ростовой” и ответим на вопрос: “Какой мы увидели в этой сцене Наташу?
Звучат ответы учащихся (смотреть Приложение №2).
Слово учителя
Но человеческие желания непредсказуемы. Наташе предстает еще пережить много радостных и еще больше печальных минут.
Задание классу
Откроем II том, ч.5, гл. X, XXII.
Работаем в группах.
I группа получает задание дать характеристику Анатолю Курагину (Т.2, ч.V, гл. XI)
II группа получает задание ответить на вопрос: “Что чувствует Наташа, познакомившись с Анатолем Курагиным. Была ли здесь любовь? (Т.2, ч.V, гл. X, XIII, XV).
III группа ответит на вопрос. “Что происходит с Наташей, когда она узнает, что Анатоль Курагин женат и что она совершила грех?” (Т.II, ч.V, гл. XIX; Т.3, ч. I, гл. XVIX, XVII).
Представление результатов групповой работы (смотреть в Приложении №3)
Вопрос классу:
Что же помогло Наташе освободиться от угнетавшей ее душевной тяжести?
Послушаем сообщение “Любовь Пьера к Наташе” (Т.2, ч.5, гл. XIX, XXII). Смотреть в Приложении №4.
Обратимся опять к эпиграфу, к поучениям Святителя Тихона Задонского: “Всякому, кто хочет спастися, должно чистым сердцем обратиться ко Господу и с раскаянием и слезами очистить пороки на душе и очищает их покаянием и слезами с помощью Божиею”. “Христианин должен желать слез и плача духовного”.
Наташа Ростова сумела обрести “спокойствие и счастье в жизни”: Что ей помогло? Откроем главу XVII, ч.1 т.III.
В конце Петровского поста Аграфена Ивановна Белова, отрадненская соседка Ростовых, предложила Наташе говеть. Наташа с радостью ухватилась за эту мысль. Хотя религия никогда не занимала большого места в жизни Ростовых, графиня, мать Наташи, “в душе своей, после безмятежного медицинского лечения, надеялась, что молитва поможет ей больше лекарств, и хотя со страхом и скрывая от доктора, но согласилась на желание Наташи и поручила ее Беловой.
Звучит чтение наизусть отрывков.
1. “Наташа с Беловой в церкви” (т.III, ч.1, гл. XVII). Приложение №5.
2. В церкви Разумовских. Приложение №6.
Звучит колокольный звон с грампластинки “Колокольные звоны”.
Слово учителя
Наташа в первый раз после многих месяцев почувствовала себя спокойной, освобожденной от душевной тяжести и готовой перенести свое внимание на страдания и горе других людей. Ведь “Покаяние для христианина – это как воскресение”, “слезы очищают пороки души”, “христианин должен заглаживать грехи перед Богом слезами”, “слезы от сокрушенного сердца происходящие суть слова сердечной молитвы”, – читаем мы в “Симфонии по творениям Святителя Тихона Задонского” схиархимандрита Иоанна (Маслова).
Вопрос классу
А теперь вспомним, как Андрей Болконский воспринял весть о желании Наташи тайно венчаться с Анатолем Курагиным, осмыслим, что происходит в душе князя, какие действия он предпринимает?
Откроем т.2, ч.V, гл XXI и т.3, ч.1, гл. VIII.
Обобщение. (Приложение №7).
Слово учителя
А гордость (читаем мы в “Симвонии” схиархимандрита Иоанна (Маслова) по творениям святителя Тихона Задонского) есть “тьма душевная”, “гордость есть тяжкий недуг души”, “гордость есть плод не любовного сердца, но от духа злобы”, “начало гордости есть незнание себя самого. Сие незнание ослепляет человека”.
“Христианская победа – в терпении, а не в отмщении состоит”.
“Злоба доводит до слепоты духовной”.
Вскоре, желая личной встречи с Курагиным, Андрей Болконский едет в армию в качестве дежурного генерала при штабе Кутузова “После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде”. Он “упорно и усердно” занялся военной деятельностью. При этом не забывая о Курагине, о вызове его на дуэль, потому что “оскорбление еще не вымещено, злоба не излита, а лежит на сердце”.
Сможет ли князь простить Наташу, Анатоля Курагина, полюбить любовию Божией к роду человеческому, приблизиться к Богу, ибо “истинною любовью приблизимся к Богу?” “Прозреет” ли духовно?
Началась война с Наполеоном, “то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”.
Откроем т.III, ч.2, гл. V.
– Что заставило Андрея забыть свое горе? Найдите ответ в тексте.
Ответ учащихся
Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забыть свое горе.
Слово учителя
– Вспомним его разговор с Пьером накануне Бородинского сражения (т.3, ч.2, гл XXI)
а) По мнению Андрея, от чего будет зависеть успех предстоящего сражения?
Ответ учащихся
От того чувства, которое есть в нем, в каждом солдате, от духа войска.
Вопрос классу
б) Вспомнил ли он Наташу?
Ответ учащихся
– Да. Он вспомнил ее рассказ о блуждании в лесу. И самое главное, что любил в ней “так сильно, так счастливо, это ее душевную силу, искренность, открытость душевную, “эту-то душу ее”.
Вопрос классу
в) Но что же заставило его понять, что “ему ничего этого не нужно было”?
Ответ учащихся
Чувство оскорбленной гордости, еще не вымещенной обиды и злобы.
Вопрос классу
г) Но может ли месть принести счастье и победу?
Ответ учащихся. Нет.
Слово учителя
“Христианская победа в терпении, а не в отмщении состоит – поучал святитель Тихон Задонский.
И это великое терпение – знамение Христово выпало на долю героя Л.Н.Толстого, когда он, лежа на операционном столе перевязочного пункта Бородинского поля, от мучительной боли внутри живота потерял сознание. А как только он очнулся, “доктор нагнулся над ним, молча, поцеловал его в губы и поспешно отошел”. Он поклонился мужеству, с которым Болконский воспринял боль, непобедимости и торжеству его духа.
Вопрос классу:
– Кого Андрей Болконский увидел рядом с собой?
Ответ учащихся:
И вот здесь, в комнатке, которая для князя Андрея слилась “в общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела”, он увидел Анатоля Курагина, лежащего на соседнем столе, судорожно рыдающего и захлебывающегося от слез”, узнал его и … “вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком…вспомнил все.
Вопрос классу:
– Какое чувство наполнило его счастливое сердце?
Ответ учащихся:
И восторженная любовь и жалость к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями”.
“Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле” овладели князем.
И далее эти чувства уже не покидали его, а все более и более открывались ему.
Задание классу.
Откроем главу XXXII, ч.3, т.III.
Прошло семь дней. От невыносимой боли гниющей раны часто теряет сознание, просит в бреду Евангелие.
– Почему?
Прослушаем чтение наизусть отрывков из XXXII главы: (Приложение №8).
Слово учителя.
Простив и полюбив своего врага, Анатоля Курагина, князь Болконский познает божескую любовь.
Слушаем, что чувствует умирающий князь: “Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью, но только врага можно любить любовью божеской. И от этого-то я испытывал такую радость…”.
Быть верующим, значит быть сильным.
“Нет там веры, где нет любви”.
“Вера доказывается любовью ко всем людям, особенно к врагам”, – читаем в поучениях святителя.
Чтение наизусть. Смотрите (Приложение №9).
Задание классу
Откроем т.III, ч.3. глава XXXIII. Воспроизведем сцену свидания.
Сцена свидания Наташи и раненого Андрея была, как бы легко освещена высшим духовным светом, проникающим во все их существо. “Весь день она жила только надеждой того, что ночью она увидит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит... Но непреодолимая сила влекла ее вперед”.
Слов очень немного, но они и не нужны: происходит таинственное общение душ. Образы приобретают удивительную легкость и грацию, хотя Андрей был с “воспаленным цветом лица”, “худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно”.
Обратите внимание на иллюстрацию этого эпизода, выполненную ученицей.
– Прослушаем эту сцену в чтении в лицах (Приложение №10).
Слово учителя
Они любили друг друга христианской любовью, которая требует взаимного прощения.
“Истиною любовью приближаемся к Богу”.
С этого дня Наташа не отходила от Болконского. Он уже не боялся смерти и не думал о ней…
Задание классу
– Опять небо над Аустерлицем возвращается к нему. Прочитаем эти строки. “То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжении всей своей жизни, теперь для него было близкое”. С небом связано откровение – прозрение – очищение – прощение – осознание самого себя.
Смертельно раненый Болконский понимает истинный смысл жизни. Каков он? Найдите в XVI гл. I ч. Т. IV.
Ответ учащихся
“Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире”.
Слово учителя
Вспомним Евангельскую цитату “Я есть воскресение и жизнь. Верующий в меня если и умрет – оживет”.
Верующий обладает той силой, которая способна нас поднять от земли к небу.
Андрей Болконский умирает. Смерть его – событие само по себе потрясающее – описано просто и безыскусственно. Князь уходит с просветленной душой, “очищенною” духовно, светло и возвышенно, по-особенному. Он познал истинное всепрощающее чувство любви. “Любовь есть Бог, и умереть – значит мне частице любви, вернуться к общему и вечному источнику мысли эти показались ему утешительными”.
Для князя Андрея смерть новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает ее просто и мудро. Его спокойствие передается близким людям.
Задание классу
Прослушаем декламирование сцены смерти князя. Смотрите Приложение №11.
Заключительное слово учителя
Итак, сегодня на уроке мы с вами проследили сложный путь духовного развития Наташи Ростовой и Андрея Болконского: их духовные кризисы и возрождения, потери и обретения. Они обучились духовной мудрости: истинному покаянию, вере, смирению, любви, терпению, – отказавшись от гордости, ненависти, гнева, мщения, “похоти” – “болезни души”.
Происходит их духовное рождение. Физически Андрей Болконский умирает, но приблизившись к Богу, он возродится духовно. Вспомним строчки из “Евангелии”: “Верующий в меня, если и умрет – оживет”.
А Наташа Ростова, пережив смерть любимого человека, гибель брата, горе матери, разорение дома, все душевные испытания все же обретет спокойствие и счастье в жизни: бог услышал ее молитвы.
Какой нравственный урок дает нам роман?
Ответим словами из Пасхального послания Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексия II. “Исполняя долг служения церкви Божией, будем неустанно бороться со злом, действующим в мире, – культом насилия и порока, преступностью и безнравственностью, жаждой наживы и поклонением материальному богатству. По завету Спасителя о любви к ближним будем всем миром заботиться о немощных и страдающих людях, особенно о пожилых наших согражданах, инвалидах и детях, лишенных родительской ласки...”
Будем стремиться “чтобы миром правили не гордыня и вражда, не деньги и товары, не амбиции и злая воля, но согласие, самоотверженность, правда и любовь”.