Цели:
Оборудование:
- Карта с маршрутом путешествия.
- Воздушный шар, мешки с песком.
- Макет воздушного шара.
- Листочки и перфокарты.
- Алгоритм правила.
- Большой “Волшебный квадрат” и 11 маленьких.
- Мяч.
- Карточки с текстом про Ивана-царевича.
ХОД УРОКА
1. | Вступительное слово учителя | Примечание |
- Здравствуйте, гости дорогие,
добры молодцы да красны девицы. Пришла я к вам
слово молвить! В некотором городе, в некотором районе стоит в дороге терем-теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. А трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети. - Что я вам сейчас сказывала? - А как вы догадались, что это сказка? Недавно на уроках литературы мы познакомились с вами с устным народным творчеством, и даже на одном из уроков русского языка, успели попутешествовать с одним из героев сказки “Царевна-лягушка” по стране Глаголии. А сегодня на уроке я хочу пригласить вас еще в одно путешествие на остров “Безударных личных окончаний глаголов. Цель нашего путешествия будет заключаться в том, что нам придется вспомнить алгоритм правописания окончания глаголов, применить этот алгоритм в работе и вспомнить значение некоторых “волшебных” слов. |
1 жетон – сказку. 1 жетон - зачин |
|
2. |
Запись числа и темы в тетрадях. | |
- Давайте откроем тетради и
запишем время и место нашего отправления. 14 октября. Классная работа. Тема: Правописание безударных личных окончаний. |
Дети работают в тетрадях. | |
3. |
Словарная работа. | |
- Кто из вас помнит, как
отправился в поход на чудо-юдо Иван –
крестьянский сын с братьями? - А мы с вами отправимся на воздушном шаре. Но для того, чтобы шар взлетел нам надо произнести “волшебные” и выяснить значение некоторых из них. А один человек поработает с ними у доски. Готовы? Тогда вперед! Фольклор, сказка, присказка, зачин, бахарь, герой, богатырь, котомки, в дозор, булатные. - Все слова оказались знакомы? |
1 жетон – на коне. 1 жетон за правильный ответ. 1 жетон за правильное написание. Слайд. Приложение Вывести проверку через проектор |
|
4. |
Фронтальный опрос. (Индивидуально, весь класс) | |
- Посмотрите-ка, а шар-то наш
взлетел! Значит, все “волшебные” слова мы
произнесли правильно! Молодцы! - Ну, что вы готовы отправиться в сложное, но очень увлекательное путешествие? Тогда в путь! - Взлететь-то шар взлетел: Только он не полетит. “Тяжело, мне” - говорит. Отчего и почему тяжело лететь ему? - Ребята, нам необходимо избавиться от балласта. Вспомним из домашнего задания все, что мы знаем о спряжении глагола?
- Отлично! От балласта избавились, но наш шар почему-то летит то вправо, то влево? Что происходит? У глаголов 1-е и 2-е спряжение. Разные окончания. - Думаю, что эту неисправность мы легко устраним, если выполним задание, которое нас ждет на первой остановке, которая нас ждет у камня под названием “Ударник”. - Я называю словосочетание, а вы по ударному окончанию глагола определяете спряжение. !!! Обратите, пожалуйста, внимание, что в начале урока мы с вами работали с “волшебными” словами, а сейчас начинаем работать со словосочетанием и это не спроста, т.к. на прошлом уроке мы начали знакомство со словосочетанием. - Кто помнит, чем слово отличается от словосочетания? - А пока мы работаем устно. Стоит избушка, лежит на печке, горят ярко, летит за селезнем, висит на дубе, идет в дозор, звонит в колокол, берут мечи булатные, кричит как чудо-юдо, несут в котомках. Один человек поработает у доски с предложением. В лесу сто…т тишина. Но вот откуда-то донеслись странные звуки – это стон…т Кощей. |
Слайд 1 жетон. 1 жетон за правильный ответ |
|
5. |
Алгоритм правописания окончания глагола – Поляна Теоретика. | |
- Почему в последнем предложении
возникли проблемы с глаголом? - Давайте, определим главную проблему: отчего зависит правописание безударного личного окончания глагола? - Вспомним алгоритм. - Поработаем с нашим предложением (тот, кто работал у доски применяет алгоритм к слову стон…т) |
Слайд. 1 жетон за правильный ответ. 1 жетон |
|
6. |
Графическая работа. Река “Безошибка” | |
- Теперь можем лететь дальше
смело, но не забывать об одном очень важном
качестве, которым воспользовался Иван –
крестьянский сын, когда пошел к терему
чудо-Юдовых жен. (Предусмотрительность) - Наш шар делает следующую остановку у реки под названием “Безошибка”. Для того, что бы перелететь на другой берег, надо правильно подобрать гласную в окончании глагола. - Перед вами “Волшебный квадрат”. Здесь мы разделимся: некоторые ребята подбирают свои примеры глаголов. Один работает у доски, а остальные на карточках. Проверка СмотрИм, стелЕм, сеЕм, черпаЕм, дремлЕм, крошИм,чертИм, сломаЕм, рубИм, прячЕм, печалИтся, веЕт, щетинИтся, побЕждает, спотыкаЕтся. Выбери из списка глаголов те, у которых в окончании пишется гласная Е. Смотр…м, стел…м, се…м, черпа…м, дремл…м, крош…м,черт…м, слома…м, руб…м, пряч…м, печал…тся, ве…т, щетин…тся, побежда…т, спотыка…тся. |
1 жетон. Слайд. 1 жетон. “0” - 5 поднимите руку. “1-2” - 4 поднимите руку. “3-4” - 3 поднимите руку. |
|
7. |
Самостоятельная работа.
“Перфокартные горы”. Огнем дишИт РасстилаЕт ковры тканные ВидИте беду неминучую БорЕмся с чудом-юдом ПовеЕт холодом ЧуЕте Ивана НаходИмся на распутье Что, конь, спотыкаЕшься |
|
- Ну что же, мы уже с вами прошли
столько испытаний и получили такую закалку, что
можем идти дальше в сражение как Иван –
крестьянский сын на чудо-юдо, а мы на безударные
личные окончания глаголов. - Возьмите листочки, подпишите их. |
||
8. |
Творческо-грамматическая
остановка. (Cильные дети, еще вставляют в текст
пропущенные буквы) По данному началу сочините маленькую сказочку, используя в ней глаголы с безударными личными окончаниями. Жил-был добрый молодец Иванушка. Не страшны ему были никакие преграды. Пошел Иванушка счастье свое искать. Идет он долго ли, коротко ли. По дремучим лесам, пробирается, в топях болотных вязнет. Наконец к вечеру на опушку вышел. Видит дуб стоит, вершиной в облако упирается, корни на сто верст к земле раскидывает, ветками красное солнце закрывает. Листочки от ветра на ветвях развеваются. Присел Иванушка на придорожный камень, что возле дуба лежал. Устал от дальней дороги. Призадумался… |
Учитель проверяет перфокарты |
9. |
Проверка нескольких творческих работ. | Отдельная оценка (сразу) в журнал |
10.
|
Итог урока. | Максимальное количество жетонов. Слайд |
11. |
Домашнее задание. |