“Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?”. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо – представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.
Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок в 8 классе.
Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа “Старый гений”.
Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений” и связывать выявленные проблемы с жизнью.
Задачи:
— пробудить познавательный интерес у учащихся;
— способствовать умению критически осмысливать
полученную информацию через анализ текста;
— создать условия для самостоятельного
обобщения и выводов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
I ФАЗА УРОКА – ФАЗА ВЫЗОВАЗадачи фазы: — актуализировать имеющиеся у учащихся знания — пробудить познавательный интерес учащихся — мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме. |
Слайд 1 — На экране слово: “Гений” — Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? — Кто такой гений? Можете ли объяснить значение слова? — Где можем мы узнать значение этого слова? (в толковом словаре. На экране значение слова). Слайд 2 — Итак, мы узнали значение слова. А теперь скажите, каким вы его представляете? Как он, по вашему, выглядит? (составление кластера). — Придумайте словосочетания с этим словом. — У Николая Семёновича Лескова есть произведение, которое называется “Старый гений”. Как думаете, о чём должна идти речь в произведении с таким названием? — Автор Лесков. Что нам даёт это знание? Каков его художественный мир? Какие образы он создавал и почему? Его отношение к человеку? Что было ему ненавистно? — А почему гений именно старый? А теперь попробуйте написать свой вариант сюжета. (3 мин.) (открыть тетради, записать число) Прослушивание сюжетов. Слайд 3 — На экране ключевые слова из этого рассказа, попробуйте спрогнозировать его. (работа в тетрадях. 5 минут). Маленькая старушка-помещица, великосветский франт, денежные затруднения, игра в кошку и мышку, зверь затравленный, страшная перспектива, могущественное родство, неприятность, идти жаловаться, рождество, надо смазать, верить или нет, тёмная личность, гениальные мысли, честно и благородно, тревожно осматривается, поезд отходит, праздник стал светел и весел. |
II ФАЗА – ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯЗадачи фазы: — сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом — помочь учащимся активно воспринимать материал — помочь соотнести старые знания с новыми. |
Слайд 4 — Хотите узнать, какой образ гения создает Н.С.Лесков? Попробуйте увидеть гения таким, каким его увидел автор. |
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ ФРАГМЕНТ 1 — Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”). — Как вы понимаете значение слова “вопиющее”? — В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч). Слайд 6 -Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? — Какие черты характера выделяет в ней автор? — Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта. — Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды? — Попробуйте спрогнозировать, как будут развиваться события? ФРАГМЕНТ 2. — Почему хлопоты старушки были безуспешны? — Почему нельзя приструнить должника? — О чём это говорит? — Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”). — Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было). — Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший). — Что же будет дальше? Неужели старушка так и не добьётся справедливости? Аргументируйте свою версию. ФРАГМЕНТ 3. — Как вы поняли выражение “надо смазать”? — Что вышло из затеи старушки “смазать”? Слайд 7 — Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги) — Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”). — Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу). — Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”? — Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие). — Спрогнозируйте, как дальше будут развиваться события? ФРАГМЕНТ 4. — Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался) — Почему он помог ей деньгами? (пожалел). — Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело) — Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? (На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге). — Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”? — Как стилистически окрашены эти слова? — Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”? Слайд 8 — Что будет дальше? ФРАГМЕНТ 5. — Кто такой “Сербский сражатель”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции). — Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги). — Как он добился вручения бумажки должнику? — Считаете ли вы гением человека, “уладившего столь трудное дело”? — Как вы думаете, почему он решил помочь старушке? — Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни? — Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем? — Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло). — Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым. Возвращаемся к значению слова. — Какое из трёх значений из словаря Ожегова подходит? — Иронизирует ли автор, называя его гением? Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть. Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца. — Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев? — Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей). III ФАЗА – ФАЗА РЕФЛЕКСИИЗадачи фазы: — помочь учащимся самостоятельно обобщить материал; — помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала. — Многие ли из ваших предположений подтвердились в ходе чтения? — Продолжение работы с кластером. Какие слова вам бы хотелось убрать или, может, добавить после прочтения рассказа? — Изменилось ли видение этого слова после прочтения? — Какой он, гений Лескова? — Давайте вернёмся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы, на ваш взгляд? — Какие нравственные проблемы поднимает Лесков? — Как сформулируете тему урока?(“Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова “Старый гений”). — Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор? — Сделали ли вы какие-либо выводы лично для себя? — Составьте синквейн, который определил бы понятие “гений” с художественной, лесковской точки зрения. Домашнее задание: на выбор: — подготовить рассуждение на тему: “Кто виноват в страданиях героини”? (воспользоваться составленной в тетрадях таблицей). — Выписать из текста крылатые выражения, поговорки, фразеологизмы. |