Цели:
- продолжить знакомство с творчеством гениального поэта;
- постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова;
- расширить представление о разнообразии лирики поэта.
Воспитательная: влияние самодержавия на судьбы людей; чувство сострадания к обездоленным; патриотическое чувство – высшая степень гражданственности.
Познавательная: знакомство с картинами великих художников – Левитана и Репина, отражение в них великой скорби народной.
Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, картины “Владимирка”, “Бурлаки на Волге”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Беседа.
- С какими поэтами XIX века вы познакомились?
- О чем были их стихи?
Учитель: Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения)
Поздняя осень. Грачи улетели…
Однажды, в студеную зимнюю пору…
- Узнали? Кто автор этих стихотворений?
Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке. Запишите тему урока и эпиграф:
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг.
Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией. И как он был неправ, когда говорил:
“… быть может, я умру,
неведомый ему…”
“Неведомый”. Разве может человек остаться неведомым, если он разбередил душу человеческую, показал все “язвы” на теле русского человека.
3. Беседа о жизни поэта с опорой на материал, уже известный учащимся.
Учитель: Мы знаем, где, когда родился поэт. А в каких условиях он рос?
В неведомой глуши,
В деревне полудикой,
Я рос средь буйных дикарей.
И мне дала судьба
По милостыни великой
В руководители псарей.
- Как относился мальчик Коля (потом поэт Некрасов) к природе? Только ли чудесную утреннюю тишь ощущал он?
-- Что вам известно о Владимирском тракте?
4. Знакомство с картиной Левитана “Владимирка”.
- Как эта картина соотносится с темой нашего урока?
Учитель: Да, ребята, здесь мальчик Коля видел картины народных страданий, уже здесь он возненавидел крепостное право, самодержавие, которое гневно осудил в своих стихах.
5. Стихотворение “На Волге” (1860).
В этом стихотворении нам откроется новая сторона бедственного положения народа – бурлачества. Бурлаки. Кто они?
- Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”?
6. Словарная работа.
Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой.
Бечева – прочная толстая веревка, канат.
Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье.
Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.
7. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.
Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”.
- Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения.
Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.
8. Работа по стихотворению “На Волге”.
А) Чтение учителем стихотворения. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?
Б) Беседа после прочтения по вопросам?
- Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?
- Как построено стихотворение?
- А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)
- А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)
Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.
Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.
(“О Волга! Колыбель моя…”
“Давно-давно, в такой же час…”)
Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:
Целый час стою неподвижно,
Хмурюсь и молчу.
- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку?
- Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды?
- В какой момент оно резко меняется?
- Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?
- Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как?
- А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой).
- Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность?
- Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?
- Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое?
(Перечитать разговор бурлаков)
- Какие слова могли повлиять на мальчика?
- Какой бурлак привлек ваше внимание?
- Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой?
- Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете?
(Перечитываем последнюю часть стихотворения)
- Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака)
- Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)
- Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение?
(Упрек и призыв:
“Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?”)
8. Обращение к эпиграфу урока и к году написания стихотворения.
Поэт призывает народ к борьбе, дает понять, что у него может быть лучшая жизнь.
9. Слово учителя.
Этими чувствами проникнуты многие стихотворения поэта. И Некрасов верил в силы народа. Пройдет несколько лет, и в “Железной дороге” он напишет:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ…
Вынесет все, - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
- Что общего в стихотворении Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.?
10. А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица?
(Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла)
11. Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. Подготовиться к сочинению по стихотворению Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.