Урок русской литературы в 8-м классе "В ожидании чуда…" (по рассказу А.С. Грина "Алые паруса")

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  1. познакомить учащихся с новым именем в литературе;
  2. дать учащимся представление об особенностях романтизма как художественного метода;
  3. учить выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы и т.д.);
  4. развивать устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.

Оборудование:

  1. Презентация. Слайды.
  2. фрагменты фильма “Алые паруса”
  3. рисунки, выполненные учениками.

Эпиграфы к уроку:

“…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками” (А.Грин).

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное” (Платон).

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о мечте. Мечта есть у каждого – у кого-то она реальная и земная, кто-то может только надеяться, что его мечта сбудется. Любой человек верит, что когда-нибудь наступит прекрасный день исполнения желаний. Замечательный писатель Александр Грин рассказал историю исполнившейся мечты.

Вся жизнь А.С.Грина (Гриневский) была подчинена мечте, он остался верен ей в самых тяжелых жизненных испытаниях, она согревала ему душу и помогла не обозлиться в мелочной суетливости серых будней. Первое слово, которое прочитал будущий писатель в пятилетнем возрасте, было “море”. А в восемь лет у мальчика появилась мечта – увидеть мир, путешествуя на корабле. И эта мечта сбылась…

А.С.Грин родился в1880 году в Вятке, в бедной семье. Саша рано начал читать книги о путешествиях, мореплавателях, охотниках. Когда ему было 13 лет, умерла мать. В своей жизни перепробовал много ремесел: был переписчиком, переплетчиком, чертежником. В 16 лет его жизнь круто изменилась. Однажды на пристани он увидел двух матросов. С этих пор мечты о морской службе не покидали его, манили в дорогу, и он уезжает в Одессу. Но жизнь сурова. Он долго ходил, просился матросом, но его, хилого юношу, не брали.

Лишь однажды Александру повезло, и его взяли учеником без жалованья, но карьера моряка не удалась. Уехал он на Урал, работал золотоискателем, плотником, лесорубом, долго скитался по России, и чтобы хоть как-то прокормиться, идет в солдаты.

Все видел А.Грин: и войну, и тюрьму, и тиф. Но до конца своих дней остался в душе романтиком, мечтателем, прекрасным человеком.

Сегодня мы обратимся к творчеству этого писателя, к его рассказу “Алые паруса”.

Повесть “Алые паруса” – это повесть о мечте, о людях красивых и необычных, отличающихся особой душевной теплотой. Она написана ярким, живым языком, напоминает сказку, герои которой живут, творя добро.

2. Работа над произведением.

Сам писатель называет свое произведение феерией.

1) Что же значит слово “феерия”?

2) С чего начинается повествование?

3) Из-за чего умерла жена Лонгрена?

4)Где развиваются события?

(Ученики говорят о печальной истории: смерть Мери из-за людской черствости и непорядочности Меннерса. События происходят на берегу моря, которое в романтических произведениях является символом свободы, стихии, приключений, простора, мечты. А.Грин назвал свою повесть феерией – прекрасным сказочным зрелищем.)

5) Охарактеризуйте жителей Каперны.

(Злые, грубые, жестокие люди, они могут соврать, их раздражает необычность Лонгрена и Ассоль.)

6) Назовите главных героев повести.

7) Кто такой Артур Грей? Какие необычные поступки он совершает?

(Его мир отличается от мира его родителей. Эпизод с картиной, изображающей распятие Христа, уход из родительского дома за мечтой.)

8) Кто такая Ассоль? (…тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый муслин с розовыми цветами. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ…”; “В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной, прекрасной неправильности. Одна была – дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов…”)

9) Кто истинные друзья Ассоль? (Старые деревья, она сама похожа на цветок.)

Посмотрим эпизод первой встречи Грея и Ассоль.

10) Зачем Грей расспрашивает об этой девушке?
Зачем покупает дорогой шелк в Каперне?
С какой целью нанимает музыкантов?

(Грей увидел в Ассоль такое же сердце, как и у самого, полюбил и захотел воплотить мечту Ассоль.)

11) Какой эпизод в повести можно считать кульминационным?

(Появление корабля с алыми парусами.)

Чтение отрывка по тексту от слов “ “Секрет” в это время огибал небольшой мыс” и до слов “ Счастье сидело в ней пушистым котенком”.

“Теперь мы отойдем от них, зная, что им нужно быть вместе одним. Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми ими, даже и отдаленно, не передать того, что сказали они в день этот друг другу”. Какой прием использует автор, чтобы подчеркнуть значимость их встречи? (Инверсия “в день этот”.)

12) Символом чего являются алые паруса?

(Это символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными силами. Алый цвет – символ любви.)

13) Как эпиграфы к уроку связаны с образом алых парусов?

(Писатель говорит читателям, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить счастье людям, а это сделает счастливым и нас самих.)

3. Вывод учителя. У человека должна быть мечта. Далекая или близкая, она всегда манит и заставляет двигаться ей навстречу. Самые светлые, самые радостные мечты приходят к нам в детстве. И во многом от нас самих зависит, остаются они на протяжении всей жизни, исполнятся или исчезнут в небытие.

4. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из предложенных тем:

– “Алые паруса” моей мечты.
– Герои-мечтатели А.Грина.

Использованные ресурсы:

  1. А.Грин. Алые паруса. М., Дет. лит., 1988 г.
  2. А.Грин. Бегущая по волнам. Чеб., Чув. Кн. Издат., 1988 г.
  3. Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах. М., “Дрофа”.,2001 г.
  4. Энциклопедия для детей /т.7/ , Искусство., М., “Аванта +”, 2006 г.
  5. http: //lit. 1 september. ru/2002/31/6. htm