Литература
-
Уроки-мультимедиа литературы 2005
Данная форма уроков занимает особое место в моей методической копилке. В течение последних двух лет разрабатываю цикл уроков-слайдов по литературе. Удачен, на мой взгляд, урок "Проблемы нигилизма и пути его преодоления в произведениях А.С. Пушкина" в 9-м классе. Интересно наблюдать развитие проблемы скитальчества, нигилизма на протяжении 8, 9, 10 и 11 классов, отсюда и идея о создании цикла уроков.
-
Урок–анализ "Сказок (для детей изрядного возраста)" М.Е. Салтыкова–Щедрина ("Медведь на воеводстве", "Премудрый пескарь", "Вяленая вобла") 2009
Урок посвящен произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. Занятие поможет учащимся выяснить причины обращения писателя к сказкам, понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать своеобразие; повторить значение литературных терминов; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
-
Урок–анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" 2008
Урок - анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" является интегрированным с использованием картин западноевропейских художников, а также музыки П.И.Чайковского. Русская идея, вытекающая из анализа произведения, может показаться интересной учителям-словесникам. Урок сопровождается презентацией.
-
Урок–викторина "Счастливый случай" по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2009
Урок-викторина "Счастливый случай" - нетрадиционная форма проведения урока, составленная по аналогии с телевизионной игрой. Проводится после изучения творчества А.С. Грибоедова и позволяет не только обобщить и проверить знания учащихся, но и прививает интерес к предмету.
-
Урок–диалог "Читаем сказки – изучаем традиции" (5–6-е классы) 2009
Урок предназначен для 5-6-х классов при изучении темы "Фольклор". Это третий урок в теме "Сказки народов мира".
-
Урок–игра в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона "Королевская Аналостанка" 2009
Вашему вниманию предлагается описание урока-игры в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона «Королевская Аналостанка». Урок неизменно вызывает интерес у пятиклассников.
-
Урок–игра по творчеству И.А. Крылова (5-й класс) 2009
Урок в игровой форме позволяет обобщить и закрепить знания по теме, способствует развитию творческих способностей пятиклассников. Для проведения игры необходимо разделить класс на группы. Каждая группа к уроку должна подготовить инсценировку любой басни, рисунки.
-
Урок–исследование по теме "Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII–XIX вв." 2009
Цель урока – познакомить учащихся с переводом оды Горация «К Мельпомене» М.Ломоносова, А.Востокова, Н.Фоккова; проследить, как развиваются принципы русского классицизма, чем отличаются мировоззрения поэтов; развивать навык сопоставительного анализа лирического произведения.
-
Урок–кроссворд "В тени лесов Тригорских" (Михайловский период жизни и творчества А.С. Пушкина 1824–1826 гг.) 2009
После урока учащиеся узнают Михайловский период жизни и творчества поэта; начнут лучше ориентироваться в большом потоке информации о произведениях Пушкина.
-
Урок–лекция "Л.Н. Толстой и музыка" 2009
Интегрированный урок знакомит учащихся с фактами биографии Л.Н.Толстого, развивает интерес к изучению творчества писателя, воспитывает чувство гордости за свою национальную культуру. В ходе урока прослежены роль музыки в жизни писателя, его отношение к музыкальному искусству, цели использования музыки в его произведениях. Такая форма проведения урока наиболее удобна, так как позволяет настроить аудиторию, подготовить её к прослушиванию текста и музыки.
-
Урок–мастерская "Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Людмилы Улицкой «Капустное чудо» 2009
Урок построен в форме мастерской, поэтому будет интересен не только начинающим работу молодым специалистам, но и давно работающим коллегам. Урок интересен и выбором текста: рассказ Л.Улицкой "Капустное чудо". Новейшая литература мало представлена в методических пособиях. Урок с одинаковым успехом можно проводить как в среднем звене, так и в старшем.
-
Урок–портрет в 10-м классе "Николай Васильевич Гоголь" 2009
Предлагается обобщение материала о жизни и творчестве Н.В. Гоголя с элементами театрализации. Учащиеся должны показать знания содержания произведений Гоголя, выразить свое отношение к писателю и его творчеству.
-
Урок–презентация "Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь" 2009
Автор статьи представляет урок-презентацию биографии Л.Н. Толстого, где знакомит учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя.
-
Урок–путешествие "Что за прелесть эти сказки!" 2011
Автор знакомит учащихся со сказками А.С. Пушкина. В течение урока ученики побывают во всех сказках А.С. Пушкина. Театрализованное представление поможет активизировать внимание и учащихся - "зрителей". Нестандартная форма урока позволяет каждому ученику проявить себя творчески. Ведь творческое самовыражение – важнейшее условие развития личности.
-
Урок–рассуждение по роману Е.И. Замятина "Мы" 2009
Целью урока является развитие путем активного диалога учителя с учащимися творческой активности обучаемых, желания изучать художественные произведения, связанные с трагическими страницами истории нашей Родины.
-
Урок–семинар по внеклассному чтению в 10–м классе "Твой образ легкий и блистающий…" (по роману В.В. Набокова "Машенька") 2009
Урок внеклассного чтения представляет из себя двухчасовой семинар, позволяющий, с одной стороны, выявить основные черты Русского зарубежья, с другой – раскрыть связи романа Набокова с темой «дворянских гнезд» в литературе ХIХ века. Прослеживаются общие черты Ганина с «лишним человеком» Рудиным, выделяется общее и различное. Кульминационный момент урока – отношение автора и главного героя к Родине.
-
Урок–социализация литературного чтения в 4-м классе. Очерк Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь» 2009
Идея урока - на основе очерка Ю.Яковлева "Право на жизнь" решать не только задачи урока литературного чтения, но и приобщать учащихся к жизни в обществе, воспитывать уверенность в надежности своей социальной позиции. В результате рассуждений и умозаключений учащиеся создают модель символа защиты детей в современном мире.
-
Урок–тест для 7 класса по творчеству Г.Р. Державина 2005
Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, снимают вопрос о дисциплине, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Одним из таких уроков является разработанный мною урок-тест для 7го класса по творчеству Г.Р.Державина.
-
Усовершенствование навыков чтения в начальной школе 2009
В статье раскрыты некоторые приемы обучения навыками чтения в начальной школе.
-
Успешные педагогические практики проведения внеурочных занятий в 5–11-х классах. Формирование функциональной грамотности: лучшие педагогические практики 2024
Внеурочное занятие проводится в рамках программы по внеурочной деятельности, направление «Проектно-исследовательская деятельность», является вводной частью системы занятий по изучению нового материала в разделе «Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике». Целью занятия является развитие читательской грамотности, которая рассматривается как составляющая развития функциональной грамотности. Занятие строится на основе использования технологии проектной деятельности, которая позволяет каждого ученика вовлечь в активную самостоятельную и коммуникативную деятельность. Создание буктрейлера – проектная работа, которая осуществляется в условиях школьного музея и предполагает использование музейного экспоната. Создание буктрейлера рассматривается как методический инструмент и дидактический прием повышения интереса школьников к чтению, а использование ресурсов школьного музея позволяет успешно интегрировать учебную и воспитательную работу.
-
Устаревшая лексика как одно из средств развития интереса к чтению 2022
Для того чтобы устаревшие слова вошли в активный словарь учащихся, необходимо научить включать их в связную речь. С этой целью полезно предлагать в качестве задания составление текстов по опорным словам.
-
Устное народное творчество. Изучение былин по программе Л.А. Ефросининой "Литературное творчество". Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 2008
Опыт показывает, что хорошо поставленное изучение былин никогда не проходит для ребят бесследно. На долгие годы, иногда на всю жизнь запечатлеваются в памяти учащихся величественные образы богатырей, сохраняется уважение к монументальному этическому искусству народа. Предлагаю методику работы по теме "Устное народное творчество. Былины" по программе Л.А. Ефросининой, с применением моделирования, интеграции уроков в контексте культуры, дифференцированного подхода к работе с детьми.
-
Устное собеседование по русскому языку в 9-м классе и работа над осмысленным чтением 2019
Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развиты учебнопознавательная мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным, нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение - это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
-
Устный журнал "Второй Чадаев, мой Евгений" 2013
Цель мероприятия: познакомить учащихся с личностью П.Я. Чаадаева, человека необыкновенного, известного своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде, человеком, которому Пушкин посвятил три своих замечательных произведения и который оказался одним из прототипов его романа "Евгений Онегин".
-
Устный журнал "Детство, опаленное войной (о судьбе и творчестве поэта Юрия Рязанцева") 2011
Устный журнал посвящен судьбе, творчеству московского поэта Юрия Рязанцева, детство которого опалила война. Это мероприятие прививает любовь к поэзии, показывает выразительность родной речи, воспитывает чувство патриотизма, интерес к истории родной земли, формирует активную читательскую позицию.
-
Устный журнал "Живые строки войны" для 7—11-х классов 2007
Внеклассное мероприятие для посвящено годовщине Победы в Великой Отечественной войне1941—1945 гг. Мероприятие носит интегративный характер, так как "устный журнал" - это переплетение прозаических и поэтических, танцевальных и музыкальных страниц. Главная цель мероприятия - воспитание у ребят чувства патриотизма, гордости за историю родной страны.
-
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо" (Пушкин как основоположник русского литературного языка) 2008
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо..." расширяет представление о Пушкине как "великом реформаторе российской словесности".
-
Устный журнал "Он – Пушкин, и бессмертен он!", посвященный 175-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина 2012
Устный журнал посвящен 175-летию со дня смерти А.С. Пушкина. Есть даты, которые неизменно объединяют миллионы сердец в радости или печали, например трагический день гибели Александра Сергеевича Пушкина. Обратиться к последним дням жизни А.С. Пушкина поможет необычная форма урока ‒ устный журнал.
-
Устный журнал "Славим книгу" 2017
Данная разработка поможет учителям 3-х классов организовать и провести на параллели внеклассное мероприятие – устный журнал "Славим книгу" в соответствии с современными требованиями. Материал помогает развить творческие способности учащихся.
-
Устный журнал "Славим книгу" 2017
Данная разработка поможет учителям 3-х классов организовать и провести на параллели внеклассное мероприятие – устный журнал "Славим книгу" в соответствии с современными требованиями. Материал помогает развить творческие способности учащихся.