Литература
-
Урок-экскурсия по литературе на тему "Героизм и мужество народа в творчестве художников" 2010
Пробуя новые методы проведения занятий, используя компьютерные технологии, я пытаюсь пробудить интерес детей к произведениям о Великой Отечественной войне. Во время подготовки к уроку-экскурсии развиваются умения работать с различными источниками информации. Урок носит интегративный характер, происходит переплетение разных жанров искусства. Главная цель – вызвать у учеников эмоциональный отклик, способствовать формированию чувства гордости за Россию, имеющую такое богатое культурное наследие.
-
Урок-экскурсия? Экскурсия-урок! 2016
Экскурсия в учебном заведении – это особый фактор учебного и воспитательного процесса, активный метод обучения. Музей занимает здесь особое место. Главное в этом процессе – общение через музейный экспонат – подлинник. Квест – такой вид интеллектуальной игры, который не только тренирует коллективную деятельность, но и позволяет свободно выразить индивидуальность каждого. Вывод: для достижения результата необходимо широко использовать разные формы интеллектуального воспитания.
-
Урок-экспедиция в 7-м классе «Остров жизненной мудрости Д.Дефо» 2016
Урок посвящен жизни и творчеству Д.Дефо. Обсуждение его жизненной позиции и философских взглядов проводится на основе известного романа «Робинзон Крузо». Обучающимся представляются видеофрагменты, отрывки из текста на языке оригинала, предлагается участие в интерактивной игре «Спаси соотечественника». Итогом урока является написание мини-эссе по одному из известных афоризмов Д.Дефо.
-
Урок-экспедиция по теме "Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций" 2008
Урок литературы в 6-м классе по программе М.Б. Ладыгина. Класс снаряжает экспедицию в древнюю Шотландию. Заранее дается задание по изучению истории страны. Учитель – капитан, который ведет за собой экспедицию. Ему помогают ученики, выступающие в роли ученых-исследователей. На уроке изучается биография Р.Л. Стивенсона и его баллада «Вересковый мед».
-
Урок-эпиграф литературы по теме "Волшебная сила искусства": приглашение к рассуждению 2008
Урок-эпиграф в 10-м классе "Волшебная сила искусства". Учащиеся знакомятся с произведениями разных видов искусства, видят его эмоциональное, психологическое и нравственное воздействие на душу человека. Урок побуждает ребят к созданию собственных произведений.
-
Урок-эпилог по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" (анализ 28-й главы) 2008
Целью урока является обобщение изученного по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Учащиеся предоставляется возможность глубокого анализа образа главного героя. Форма театральной постановки способствует развитию творческих способностей учащиеся.
-
Урок-эпитома по литературе на тему "Возвращенное историей имя. Иосиф Бродский" 2008
Этот урок-эпитома проводится в 11-м классе. Он призван познакомить учащихся с непростой жизнью и творчеством пятого русского нобелевского лауреата в области литературы И.Бродского, проанализировать особенности его поэзии. Урок иллюстрируется редкими фотографиями, включает чтение стихотворений, в том числе и самого автора, показ видеофрагментов с участие И. =Бродского, прослушивание песен на его стихи. Урок рассчитан на сотворчество учеников и учителя, поскольку включает в себя ещё и инсценировки.
-
Урок-эссе об эссе "Эссе как жанр литературного произведения" 2010
Интегрированный урок русского языка, литературы, искусства в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Главная цель – знакомство с эссе как жанром литературного произведения на материале эссе В.Гроссмана «Сикстинская мадонна». На уроке анализируются также тексты Л.Петрушевской и И.Полянской.
-
Урок–анализ "Сказок (для детей изрядного возраста)" М.Е. Салтыкова–Щедрина ("Медведь на воеводстве", "Премудрый пескарь", "Вяленая вобла") 2009
Урок посвящен произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. Занятие поможет учащимся выяснить причины обращения писателя к сказкам, понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать своеобразие; повторить значение литературных терминов; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
-
Урок–анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" 2008
Урок - анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" является интегрированным с использованием картин западноевропейских художников, а также музыки П.И.Чайковского. Русская идея, вытекающая из анализа произведения, может показаться интересной учителям-словесникам. Урок сопровождается презентацией.
-
Урок–викторина "Счастливый случай" по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2009
Урок-викторина "Счастливый случай" - нетрадиционная форма проведения урока, составленная по аналогии с телевизионной игрой. Проводится после изучения творчества А.С. Грибоедова и позволяет не только обобщить и проверить знания учащихся, но и прививает интерес к предмету.
-
Урок–диалог "Читаем сказки – изучаем традиции" (5–6-е классы) 2009
Урок предназначен для 5-6-х классов при изучении темы "Фольклор". Это третий урок в теме "Сказки народов мира".
-
Урок–игра в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона "Королевская Аналостанка" 2009
Вашему вниманию предлагается описание урока-игры в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона «Королевская Аналостанка». Урок неизменно вызывает интерес у пятиклассников.
-
Урок–игра по творчеству И.А. Крылова (5-й класс) 2009
Урок в игровой форме позволяет обобщить и закрепить знания по теме, способствует развитию творческих способностей пятиклассников. Для проведения игры необходимо разделить класс на группы. Каждая группа к уроку должна подготовить инсценировку любой басни, рисунки.
-
Урок–исследование по теме "Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII–XIX вв." 2009
Цель урока – познакомить учащихся с переводом оды Горация «К Мельпомене» М.Ломоносова, А.Востокова, Н.Фоккова; проследить, как развиваются принципы русского классицизма, чем отличаются мировоззрения поэтов; развивать навык сопоставительного анализа лирического произведения.
-
Урок–кроссворд "В тени лесов Тригорских" (Михайловский период жизни и творчества А.С. Пушкина 1824–1826 гг.) 2009
После урока учащиеся узнают Михайловский период жизни и творчества поэта; начнут лучше ориентироваться в большом потоке информации о произведениях Пушкина.
-
Урок–лекция "Л.Н. Толстой и музыка" 2009
Интегрированный урок знакомит учащихся с фактами биографии Л.Н.Толстого, развивает интерес к изучению творчества писателя, воспитывает чувство гордости за свою национальную культуру. В ходе урока прослежены роль музыки в жизни писателя, его отношение к музыкальному искусству, цели использования музыки в его произведениях. Такая форма проведения урока наиболее удобна, так как позволяет настроить аудиторию, подготовить её к прослушиванию текста и музыки.
-
Урок–мастерская "Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Людмилы Улицкой «Капустное чудо» 2009
Урок построен в форме мастерской, поэтому будет интересен не только начинающим работу молодым специалистам, но и давно работающим коллегам. Урок интересен и выбором текста: рассказ Л.Улицкой "Капустное чудо". Новейшая литература мало представлена в методических пособиях. Урок с одинаковым успехом можно проводить как в среднем звене, так и в старшем.
-
Урок–портрет в 10-м классе "Николай Васильевич Гоголь" 2009
Предлагается обобщение материала о жизни и творчестве Н.В. Гоголя с элементами театрализации. Учащиеся должны показать знания содержания произведений Гоголя, выразить свое отношение к писателю и его творчеству.
-
Урок–презентация "Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь" 2009
Автор статьи представляет урок-презентацию биографии Л.Н. Толстого, где знакомит учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя.
-
Урок–путешествие "Что за прелесть эти сказки!" 2011
Автор знакомит учащихся со сказками А.С. Пушкина. В течение урока ученики побывают во всех сказках А.С. Пушкина. Театрализованное представление поможет активизировать внимание и учащихся - "зрителей". Нестандартная форма урока позволяет каждому ученику проявить себя творчески. Ведь творческое самовыражение – важнейшее условие развития личности.
-
Урок–рассуждение по роману Е.И. Замятина "Мы" 2009
Целью урока является развитие путем активного диалога учителя с учащимися творческой активности обучаемых, желания изучать художественные произведения, связанные с трагическими страницами истории нашей Родины.
-
Урок–семинар по внеклассному чтению в 10–м классе "Твой образ легкий и блистающий…" (по роману В.В. Набокова "Машенька") 2009
Урок внеклассного чтения представляет из себя двухчасовой семинар, позволяющий, с одной стороны, выявить основные черты Русского зарубежья, с другой – раскрыть связи романа Набокова с темой «дворянских гнезд» в литературе ХIХ века. Прослеживаются общие черты Ганина с «лишним человеком» Рудиным, выделяется общее и различное. Кульминационный момент урока – отношение автора и главного героя к Родине.
-
Урок–социализация литературного чтения в 4-м классе. Очерк Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь» 2009
Идея урока - на основе очерка Ю.Яковлева "Право на жизнь" решать не только задачи урока литературного чтения, но и приобщать учащихся к жизни в обществе, воспитывать уверенность в надежности своей социальной позиции. В результате рассуждений и умозаключений учащиеся создают модель символа защиты детей в современном мире.
-
Урок–тест для 7 класса по творчеству Г.Р. Державина 2005
Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, снимают вопрос о дисциплине, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Одним из таких уроков является разработанный мною урок-тест для 7го класса по творчеству Г.Р.Державина.
-
Урок, завершающий изучение раздела "Устное народное творчество"по теме: "Посиделки (сценарий)". 6—7 классы 2005
Праздник предполагает возможность окунуться в яркий, выразительный Мир русской действительности, вмещающий праздники и будни. Это занятие предполагает возможность продемонстрировать знания и умения учащихся, полученные на уроках не только литературы, но и русского языка, истории, Мировой художественной культуры, музыки. Праздник включает в себя несколько разделов: знатоков частушек, народных игр, русского костюма и национальной кухни, пословиц и поговорок. Задания позволяют ребятам прикоснуться в активной форме к национальным обычаям и традициям русского народа.
-
Урок, посвященный 65-летию Великой Победы, "Восславим женщину-мать!" 2010
Автор на уроке знакомит учеников с подвигом простых женщин-матерей, воинов, защитников Отечества; драматической поэмой И.И. Егорова "Хобороос", книгой "Малгиннар ийэлэрэ", работами З.К. Степанова, П.А. Захарова, посвященными Ф.Н. Малгиной.
-
Урок, посвященный 70-летию со дня рождения В.С. Высоцкого, "…Носил он совесть близко к сердцу" 2010
Урок знакомит учащихся с биографией В.С. Высоцкого,опираясь на воспоминания его родных и близких. Разнообразие материала позволяет составить полное представление о творчестве и личности В.С. Высоцкого.
-
Урок, посвященный анализу цикла рассказов А.И.Солженицына "Крохотки" 2016
На уроке, посвященном анализу цикла рассказов «Крохотки» А.И.Солженицына, учащимся предлагается понять внутренний мир лирического героя произведений А.И.Солженицына. В ходе групповой деятельности учащиеся анализируют рассказы писателя, определяя тематику, проблемы.
-
Урок, посвященный жизни и творчеству В.С. Высоцкого, "Я, конечно, вернусь…" 2009
Урок дополнен презентацией со звуковыми файлами песен В.С. Высоцкого и буклетом. Урок нестандартный, занимает по времени 55 минут. У учащихся сформировано представление о творчестве В.Высоцкого, выявлены черты его индивидуальности.