Тема: Добрый урок басен Л.Н. Толстого.
Класс: 5-й.
Цели: Формирование умений и навыков работы с текстом, умений различать жанры; развитие воображения, монологическо-диалогической речи; воспитание любви к культуре и традициям родного края.
Оборудование: Выставка книг Л.Н. Толстого, портрет писателя, запись с голосом Толстого, тексты басен.
ИКТ: Мультимедийная презентация к уроку. (Приложение)
Тип урока: Урок-беседа.
Оформление доски: Запись темы, эпиграфа, словарика терминов, домашнее задание.
Эпиграф:
Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
(Л.Н.Толстой)
Словарик терминов: Басня, пословица, сказка.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: где добро, а где зло? где истина, а где ложь? где дружба, а где предательство?
И сегодня мы вместе со Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы.
(Запись темы и эпиграфа в тетради.)
Как вы понимаете эпиграф?
(Слайд № 3)
II. Изучение материала по теме урока
Ребята, почему в теме занятия появилось слово «урок»? (Басни учат.)
Наверное, ещё и потому, что Л.Н. Толстой был не только писателем, но и учителем, основателем школы для крестьянских детей в Ясной Поляне. (Слайд №4)
Для них он написал много рассказов и сказок. Свои произведения Лев Николаевич напечатал в книгах под названиями «Азбука», «Русские книги для чтения».
(Слайд №5 и обзор выставки книг)
В эти книги, по которым постигали грамоту крестьянские ребятишки, вошли короткие басни древнегреческого баснописца Эзопа, переведённые и обработанные Л.Н. Толстым.
Почему басни стали близки и понятны неграмотным детям?
В чём состояло умение Толстого-переводчика?
Но прежде вспомним, что называется басней. (Слайд №6)
Давайте вчитаемся в басни Толстого. (Работа над выразительностью чтения басен «Отец и сыновья», «Два товарища».)
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.
Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное» (Слайд №7)
1. Какая басня больше понравилась?
2. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к басням?
3. Что объединяет прочитанные басни? Кто их герои?
4. Какова мораль басен? В каких предложениях она заключена?
5. Какому жизненному правилу вы научились?
6. Итак, мораль басни близка и понятна вам, детям. Также она была близка и понятна крестьянским ребятишкам на уроках Л.Н. Толстого.
7. Благодаря чему достигалось это понимание? (Мастерство писателя. Толстой перевёл басни так, что они стали понятны простым крестьянским детям.) Всё дело в простом русском слове, понятном и доступном. Сам Лев Николаевич говорил: «Что за прелесть народная речь».
(Слайд №8)
Вот послушайте:
[знай,у й,а нарот наш б,эднай, сафс,эм б,эднай, гаспоцкай, у као вой,цы й,эс, а у као н,эту у као самавар й,эс, а у као н,эт т,и воду п,й,ут, проста пр,н,асут, ис калоца и п,й,ут, да душа у народа й,эс, праста душа]
Поистине красив говор Тульского края.
Давайте найдём в прочитанных нами баснях диалектные слова, просторечья. (Словарная работа с текстом.)
Выскочил, упал наземь, жили в согласии, велел принесть, сколько они ни бились, не одолеет, все врозь, всякий погубит.
Сам Лев Николаевич очень красиво говорил, любил повторять слова, насыщенные деревенским колоритом и простотой.
Мораль басен близка народному фольклору. Какому жанру? (Пословице.) Что такое пословица? (Работа с литературными терминами.) (Слайд №9)
А какие пословицы и поговорки Тульского края вы вспомнили, читая басни?
- Сам умирай, а товарища выручай.
- Друг познаётся в беде.
- Друга узнаешь в опасности.
- Вместе – мы сила.
- Врозь грузно, а вместе дружно.
- Своя семья – самые верные друзья.
- Другу сколько можно помогай.
- В дружбе - правда.
- Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.
- Друга узнают в напасти.
- Дружно – не грузно.
- Неверный друг – опасный враг.
- Плохи друзья на полчаса.
- Рад безумный, видя друга при напасти.
Замечательная народная мудрость нашего края. Давайте познакомимся ещё с одной басней Толстого «Лиса и тетерев». (Выразительное чтение басни по ролям.)
Лиса и тетерев
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове,- сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
- Или ты меня боишься? - сказала лиса.
- Не тебя, так других зверей боюсь, - сказал тетерев. - Всякие звери бывают.
- Нет, тетеревочек мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают.
- Вот это хорошо, - сказал тетерев. - А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
- Куда же ты, - спросил тетерев. - Ведь нынче указ, собаки не тронут.
- А кто их знает, - сказала лисица. - Может, они указа не слыхали.
И убежала.
К какому жанру устного народного творчества близка басня «Лиса и тетерев»? (Сказке.)
Что такое сказка? (Работа с литературными терминами.)
Для чего Толстой сближает басню со сказкой?
Найдите элементы сказки. Басня близка к сказкам о животных.
Вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «У народа есть своя литература. Сказки, пословицы – всё простое - будут читать, пока будет русский народ». (Слайд №10)
III. Итог урока
Почему же актуальны басни Толстого? (Свой перевод Толстой сближал с народной культурой, пословицами, сказками. Он переносил действия басен в народную среду. Басни, переведённые Толстым, мы считаем самостоятельными произведениями Льва Николаевича.)
Вернёмся к теме урока. Добрый урок басен. Чему вы научились сегодня? Что узнали? Захотелось ли вам прочитать другие басни?
Действительно, Лев Николаевич удивительно мог воздействовать на людей, особенно на детей. Давайте послушаем его обращение.
(Прослушивание записи «Обращение Л.Н. Толстого к детям».)
IV. Домашнее задание (на выбор)
Попробуй сочинить:
1. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.
2. Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц Тульского края. (Слайд №11, 12)
V. Выставление и комментирование оценок учителем