Урок самостоятельного чтения в 9-м классе по рассказу К.Д. Воробьева "Синель"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

1) продолжить знакомство с творчеством курского писателя, показать и доказать, что рассказ “Синель” – самое проникновенное его произведение о любви;

2) развивать навык аналитического чтения и креативные способности обучающихся;

3) воспитывать взаимопонимание, уважение, благородство и гуманизм.

Оборудование: тексты произведений К.Воробьёва, портреты: К.Д.Воробьёва, Ф.И.Тютчева и Е.А.Баратынского.

Музыкальное сопровождение: фрагменты музыкальных произведений: саундтрек кинофильма Франко Дзефирелли “Ромео и Джульетта” (1968 год) и саундтрек кинофильма “Крёстный отец” Фрэнсиса Форда Копполы (1974 год).

Композитор Нино Рота.

Оформление урока: на доске эпиграф

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего сильнее губим,
Что сердцу нашему милей.

Ф.И.Тютчев. 1854 год.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя по теме урока.

Затем подготовленный ученик – биографическая справка о писателе.

Судьба курского писателя Константина Дмитриевича Воробьёва (1919-1975) была непростой. Он родился 29 сентября 1919 года в небольшом селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Закончив семилетку, Воробьёв уезжает из села и поступает в сельхозтехникум в Мичуринске, а по окончании его в 1935 году отправляется в Москву. Там он с трудом устраивается на работу в редакцию фабричной газеты “Свердловец”. В 1938 году его призывают в Красную Армию, а затем направляют на учёбу в Кремлёвское пехотное училище. Но тут началась Великая Отечественная война. В октябре 1941 года рота кремлёвцев, в составе которой был и Константин Воробьёв, ушла на фронт защищать подступы к столице. А уже в декабре 1941 года под Клином рота почти полностью была уничтожена. Константин же попал в плен. Об этом он напишет потом только в 1963 году в своей пронзительной по драматизму повести “Убиты под Москвой”.Рассказ“Синель”, навеянный автобиографическими воспоминаниями, создан им в 1955 году.

(На фоне тихой музыки : звучит саундтрек из кинофильма “Ромео и Джульетта”, 1968 год).

III. Подготовленное домашнее задание. Фронтальная беседа по тексту.

По 1-2 главам.

- Такое необычное название рассказа – “Синель”. Почему? (Синелью в курском краю называют сорную траву - василёк)

- Как начинается рассказ? (“Мы жили с матерью на краю деревни…”)

- От чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

- Зачем, по-вашему, нужна именно такая форма повествования? (Это сделано писателем для того, чтобы придать повествованию камерный, интимный характер)

- Если судить по названию, то о чём рассказ?

- Как писателю удаётся передать атмосферу того времени, когда его герой был ещё ребёнком (подростком, юношей)?

Задание: назовите главных действующих лиц произведения.

Расскажите о них. Какими вы их увидели? (Это мальчик Сергей и девочка Дарья. Они живут в одной деревне, потом будут учиться в одном классе)

По 3 главе.

- Как вы понимаете выражение “пламенная радость”? Может быть, это начало большого светлого чувства у мальчика Сергея к девочке Даше?

- Как автор показывает зарождение этого чувства, как характеризует состояние героя?

Задание: проанализируйте эпизод из 3 главы “Заноза” .

Вывод: вот и встретились на жизненном пути 2 человечка: мальчик и девочка. Им всего-то по 7 лет, но в жизни пришлось уже много испытать. Мы знаем, что у Сергея нет отца, да и у Даши, как окажется потом, тоже его нет, а отчим - очень страшный человек. Матери наших героев, чтобы прокормить семьи, много работают, а ребята живут в выдуманном мире, где они только вдвоём и нет места больше никому. Мир этот прекрасен и, как окажется потом, необычайно хрупок. Вот и детство кончается. Наступает школьная пора. А с нею и первые испытания.

По 4 главе.

- Расскажите, как же продолжались отношения наших героев, когда они пошли в школу?

Анализ эпизода “Пропажа карандаша”.

- Как переживал Сергей свой “позор”?

- Как Синель поддерживала его?

- Какими вы увидели героев в этом случае? Как это их характеризует?

По 5-10 главам.

- “Так продолжалось не один и не два года”. Какие слова текста говорят о том, что дружба меду детьми потихоньку крепнет?

- Как Сергей защищал Дашу от назойливых одноклассников, которые дразнили её “кулачкой”?

- Кем он был для Синели? Как вы понимаете слова автора-повествователя о том, что “мы быстро взрослели”? В чём проявлялось это взросление?

- Что очень сильно беспокоило девушку? Какое обстоятельство?

Вывод: не один и не два года продолжалась дружба девочки и мальчика. Они были вместе и в радости, и в горе. Синель помогала Сергею пережить тот самый случай с потерей карандаша, когда мальчик потерял чужой карандаш, а его обвинили в воровстве. Одноклассники не поверили Сергею , она одна только поверила ему. Он же, в свою очередь, поддерживал Дашу, когда ей было тяжело (эпизод с раскулачиванием отчима Кочета), когда она не могла нести это страшное обвинение о родстве с кулаком. “Кулачкой” он Синель не считал и даже пошёл вместе с нею к председателю колхоза, чтобы тот прояснил вопрос о кулачестве Даши. “Теоретически” ведь она кулачка, да и только!”- так ответил председатель колхоза. Но, несмотря на это, Синель с матерью всё же уехали из деревни…Отправились они в Донбасс, к дяде Синели.

По 12 главе.

- Как же Сергей жил в разлуке с Синелью? (“Конец лета прошёл мимо меня в померкших красках…”)

А ещё он писал девушке письма. Вороха писем. Доказывая, что не “пустоцвет”.

Шли годы. Подростки вырастали. Их душевные раны потихоньку затягивались. И вот уже наши герои взрослые. Они окончили школу, поступили учиться в один институт, даже на один факультет.…Казалось бы, ничего не предвещало беды, но…Она грянула, как гром среди ясного неба. Что же случилось?

Анализ эпизода из 17 главы “На реке”.

Основной вопрос: как можно назвать поступок Сергея? (Предательством, потому что он предал все, что было близко и дорого ему: и Синель, и их многолетнюю дружбу, и зарождающуюся между ними светлую любовь).

- Какую композиционную нагрузку несёт на себе этот эпизод? (Его вполне можно назвать кульминацией рассказа, потому что в нём всё: и печаль, и горечь, и расставание, и разлука).

Вот как поэт Е. А. Баратынский (1800-1844) говорит, наверное, об этом в своём стихотворении:

Разлука

Расстались мы; на миг очарованьем,
На краткий миг была мне жизнь моя;
Словам любви внимать не буду я,
Не буду я дышать любви дыханьем!
Я всё имел, лишился вдруг всего;
Лишь начал сон… исчезло сновиденье!
Одно теперь унылое смущенье
Осталось мне от счастья моего.

1820 год

(Звучит саундтрек кинофильма “Крёстный отец”)

- В финале 18 главы автор такс горечью и сожалением повествует об этом: “Так оборвалась пёстрая сказка моего детства и юности”. В этих словах, к сожалению, звучит грусть. Грусть оттого, что герой не оценил ту любовь, что подарила ему судьба, что прошёл мимо своего счастья, что был потом так жестоко наказан за это…

- Справедливо ли это?

- Как же сложилась дальнейшая судьба наших героев: Сергея и Даши-Синели?

- О чём нам говорит финал рассказа? Он, на ваш взгляд, оптимистичен? Если да, то почему?

- Какова, по- вашему, главная мысль рассказа?

- Можно ли назвать это произведение “Повестью о первой любви”? (Вопрос записан на доске!) (В это время звучит музыка из кинофильма “Ромео и Джульетта”). Дискуссия.

IV. Обобщение.

Трудным был путь в литературу курского писателя Константина Воробьёва. В далёкие послевоенные годы его практически не печатают. Тогда он пробует свои силы в произведениях малой эпической формы: в рассказах. Герои их – это земляки-куряне, бывшие односельчане, фронтовые друзья, товарищи. Но это люди, как и сам писатель, всегда стоящие пред нравственным выбором. Таков и Сергей из рассказа “Синель”, написанного в 1955 году. Он сделал свой выбор: смалодушничал, не помог любимой в трудную минуту, не защитил её. Потому судьба так жестока к нему. Он одинок, так как в нужный момент не понял и не принял это счастье, дарованное ему судьбой: не заметил любви, зародившейся между ним и Дашей-Синелью. А ещё и предал эту любовь, такую чистую и светлую, ставшую для Синели смыслом жизни. И нет ему прощения…

В стихотворении Е.А.Баратынского лирическому герою остаётся “унылое смущенье”, а Сергею? Не зря же он в разговоре с доктором иронизирует по поводу сердца, надеясь, что у него этот орган тронут отнюдь “не холодком”. Жизнь прожита, а любовь всё же прошла мимо. И явное тому подтверждение, без сомнения , можно найти в эпиграфе к нашему уроку. Это заключительные строки из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, поэта, человека, прожившего большую жизнь, любившего (и не единожды !) и сумевшего сохранить это чувство первой любви до самой кончины.

В своём рассказе Константин Воробьёв не судит Сергея. Пусть это сделает читатель. Писатель просто и проникновенно повествует нам о первой любви, которая для человека никогда не проходит бесследно…(Работа с эпиграфом).

Берегите свою первую любовь! Никогда не предавайте её!

V. В качестве домашнего задания можно рекомендовать учащимся (на выбор!):

  • написать продолжение рассказа “Синель”;
  • нарисовать словесный портрет Синели и Сергея;
  • оформить иллюстрации к рассказу.

VI. Рефлексия.

Подумайте о том, что значит для человека выражение “первая любовь”?

- Хотели бы вы испытать подобное чувство?

- Составление синквейна на тему “Любовь”.

 Литература

1. Баратынский Е. Стихотворения. Проза. Письма. М.., “Правда”. 1983. - 352 с., с.30.

2. Воробьёв К.Рассказы. Москва.1999. - 322 с.

3. Воробьёв К., Носов Е. Фанфары и колокола. Повести и рассказы о войне. Курск.1998. - 702 с.

4. Овечкин В. Статьи, дневники, письма. Москва. Сов. писатель.1972 . - 389 с.

5. Носов Е. Усвятские шлемоносцы. Москва. Сов. писатель. 1986. - 320 с

6. Русская литература ХХ века. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Лыссого Ю.И., Москва. Мнемозина. 2002 . - 542 с.

7. “Слово о гордом и трудном человеке” Рыкунова В.А и др. (Метод. разработка). Курский областной ИПК и ПРО. Курск.1999. - 33 с.

8. Толковый словарь русского языка. Под редакцией С.И.Ожегова. Москва. 1986.