Цель урока: обобщение и систематизация материала по образу Е.Пугачева; рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева.
Ход урока
I. Слово учителя.
- Тема урока "Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
- Сегодня нам предстоит обобщать и систематизировать материал по образу Е. Пугачева, рассмотреть глубину и обаяние личности вождя крестьянской войны.
Но вначале заслушаем небольшую историческую справку о Пугачеве как о предводителе крупного крестьянского восстания в России 1773-1775гг.
Сообщение учащегося.
Пугачев Емельян Иванович (ок. 1772-1775) - предводитель крупнейшего крестьянского восстания в России 1773- 1775гг., донской казак. Участник Семилетней войны против Пруссии, похода в Польшу в 1764г., русско-турецкой войны. Возглавил восстание среди уральских (яицких) казаков в 1773г. Восстание охватило широкие массы крестьянства, казачества, работных людей на огромной территории. Армия Пугачева занимала города Казань, Алатырь, Саранск, Пензу, Саратов и др. повстанцы снабжались оружием и боеприпасами с заводов Урала. Однако у восставших не было организованности и четкой программы, и восстание жестоко подавили. Пугачев был выдан казацкими старшинами властям и казнен в Москве.
II. Работа над образом Пугачева.
- Приступаем к разбору картин, в которых показан Пугачев(VI-XII). Обратите внимание на портретные зарисовки, особенности речи и поведения героя.
1) Когда встречаемся с Пугачевым на страницах повести? Что удивляет в нем Гринева? Портрет Пугачева. (Демонстрация иллюстрации - рисунок 1).
Рис 1. С.В. Герасимов "В Бердской слободе"
Пугачев обладает какой-то загадочной силой, появляется окруженный ореолом таинственности при романтических обстоятельствах (буран, появление Пугачева)
2) Следующая встреча Пугачева - образ "государя". До этого Гринев вместе с другими офицерами знакомится с официальным письмом, в котором Пугачев именуется "злодеем и самозванцем", производящим "грабежи и смертельные убийства", а его войско - "злодейской шайкой". Гринев смотрит на него, как на смертельного врага.
- Кем является Пугачев для Гринева?
В главе "Приступ":
- Какую сцену на валу наблюдает Гринев?
- Как он называет мятежников? ("конная толпа", "множество людей", "усеянная степь")
Зачитать эпизод "Картечь хватила в середину толпы:"
- Что вы можете сказать об этой ситуации?
3) Итак, Пугачёв приехал в Белогорскую крепость. Как народ встречает его? Давайте посмотрим эту сцену в видеосюжете "Казнь офицеров" (Просмотр эпизода из художественного фильма "Капитанская дочка")
- Каким мы видим Пугачёва?
Но тот же "злодей" щадит Гринёва. Посмотрим, каким его изображает художник Пластов в картине "Суд Пугачева" (рисунок 2)
Рис. 2. А.А. Пластов "Суд Пугачева"
Пугачев - благодетель (стр.135 учебника - портрет). Видим, что в обрисовке внешности Пугачева художники следовали за Пушкиным.
4) Эпизод "Пирушка пугачевцев" (глава "Незваный гость")
- Что подчеркивает? Что удивило Гринева? Какие новые стороны характера он увидел?
5) Эпизод "Гринев в Бердской слободе", во дворце Пугачева.
Изменилось ли отношение Гринева к Пугачеву?
Пугачев оказался выше своих товарищей и то же время прост в общении с ними. Узнав об истинных причинах возвращения Гринева, решает помочь спасти бедную сироту, значит, живет еще в нем тяга к справедливости - защита.
6) Диалог Гринева с Пугачевым во время поездки в Белогорскую крепость.
- Что узнаем?
7) Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. Послушайте её. (Прослушивание в записи).
- Какое иносказание скрыто в этой сказке-притче?
8) В каких сценах показано, что Пугачев обречен, "идет по краю", гибель неминуема?
- в песне о виселице, обреченности.
- в рассказе Пугачева - калмыцкая сказка
- когда говорит, что его люди воры, предают его.
9) С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева?
IV. Обобщая наши представления об образе Пугачева, давайте отметим, какие средства раскрытия образа использует Пушкин в повести?
Средства раскрытия образа Пугачева.
1. Портрет
2. Романтические черты в образе Пугачева
а) Одиночество
б) Демонизм (герой - злодей)
в) Мотив разбойников
г) Символика
3. Обращение к фольклору
а) Эпиграфы
б) "Бурлацкая" песня
4. Речь Пугачева
5. Роль Пугачева в любовном сюжете
6. Пугачев противопоставляется образу Савельича (Свободолюбие - подневольное положение)
7. Вставные элементы (сказка)
8. Отношение к Пугачеву других персонажей ("смышленый мужик", "проходимец", "мятежник")
9. Ирония автора и рассказчика в отношении Пугачева.
V. Сейчас проведем опрос с применением компьютера.
1) Работа учащихся на компьютере (10 чел.)
Тест в двух вариантах: компьютер сам проверяет, сам оценивает.
- "3" - 60-70 б.
- "4" - 70-95 б.
- "5" - 95-100 б.
2) Тренажер (коллективная работа с классом): слева даны элементы композиции, следует соотнести эпизоды, повествующие о любви Гринева и Маши с этими элементами композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. (см. диск "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия". Уроки литературы. 7-8 кл.)
VI. Подведение итогов урока.