Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Против чего выступает Владимир Дубровский?" (по роману А.С. Пушкина "Дубровский")

Разделы: Литература


Изучение повести А.С. Пушкина “Дубровский”. (Технология РКМ)

  Тема Тип урока Домашнее задание
1-й урок Картины жизни русского барства.

Конфликт А. Дубровского и К. Троекурова

Акцентное прочтение 1-2 гл.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

 

Составить двухчастный дневник (3-6 гл.) “Поступки - героя”;

“Отношение окружающих к герою”;

“Роль эпигра- фа”;

“Состояние героя, выразительные средст- ва языка”;

“Отношение героя к окру- жающим”.

2-й урок Протест В. Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотии.

Формулируем тему урока как проблему:

“Против чего выступает Вл. Дубровский”.

Урок-исследование,

состав, характеристики.

Пересказ эпизода от лица героя.

Двухчастный дневник: авторское отношение к герою.

3-й урок Романтическая история любви Вл.Дубровского и Марии Троекуровой. (Рассказ от лица героя) Ролевая игра  
4-й урок “Защита человеческой личности” РАФТ (письмо автору, дневник героини, героя; еще одна гл.) Развитие речи  

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательная:

  • формирование навыков анализа художественного текста.

Развивающая:

  • развитие интеллектуальных умений выделять главное,
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • ставить вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов

Воспитательная:

  • учиться определять мотивы поступков в поведении человека
  • воспитание культуры общения в группе

Тип учебного занятия:

  • урок-исследование,
  • анализ художественного текста.

Технология:

  • развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧТ).

Приёмы критического мышления:

  • двухчастный дневник,
  • “толстые” и “тонкие” вопросы,
  • денотантный граф (вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия),
  • “таблица-синтез”,
  • “поле сотрудничества”,
  • “поле чтения” (кластер),
  • синквейн.

Формы работы:

  • групповая,
  • коллективная,
  • индивидуальная.

Стадия вызова.

(Постановка познавательной задачи)

Ход урока

Учитель: Как сложилась бы жизнь Владимира Дубровского, если бы не случилась ссора Кириллы Петровича с Андреем Гавриловичем?

Ученики: (Высказывания, предположения)

Учитель: Как содержание текста вас приводит к ответу?

Ученики: (гл. 3, Воспоминание о Петербурге - беззаботная жизнь. Гл. 4 - письмо матери - быстрые успехи, карьера)

Учитель: Но он стал “разбойником”... Только ли смерть отца привела Владимира Дубровского к такому выбору жизненного пути?

Стадия осмысления.

1 этап: Составление характеристики (групповая работа)

Учитель: (Определение цели урока) Обратимся к вашим двухчастным дневникам. Попробуем составить характеристику герою, познакомившись с ним ближе.

(Работа в группах по домашнему заданию - двухчастные дневники) 1 группа. Задание: Как поступки героя характеризуют его? 3 глава.

Цитата Комментарии (денотантный граф)
- “Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти ”

беззаботен
- “Читал письмо с волнением, любил семейственную жизнь, упрекал себя в преступном небрежении”

чувствителен
“Погрузился в глубокие размышления, узнав о болезни отца”

способен анализировать
“... .боялся не застать отца”

любит отца
- “...тронутый преданностью старого кучера ”

ценит доброе отношение

Если учащиеся не выписывали нужную цитату, не прокомментировали её, учитель даёт наводящий вопрос: “Как отнесся к известию о болезни отца?” “Как относится к крепостным? ”

1-й вывод. Учитель: Какая характеристика проявляется? (Положительная)

2-я группа. Задание: отношение окружающих к Владимиру Дубровскому. -  глава 3,  глава 5

Цитата Комментарии
“Антон поклонился ему, прослезился”

уважение
“Не выдавай нас, а мы за тебя встанем” доверие
“Окружили несчастного своего господина...” уважение крепостных, сочувствие

3-я группа. Задание: Определить роль эпиграфа к 4 главе. Пересказать сжато главу, главный эпизод связать с эпиграфом.

Роль эпиграфа:

  1. Прямая роль - смерть
  2. Обобщающее значение - проходит жизнь, сила человека ничтожна перед торжеством смерти.

4-я группа. Задание: роль пейзажа, портрет героя. - 5 глава

Какие чувства испытывает герой? Как эти чувства изображает автор?

Цитата Комментарий
“Лицо его было страшно, не плакал и не молился ” горе
“.. .движение и усталостью заглушить”. потеря
“... грозовые тучи ” растерянность
“блуждал по лесу” блуждание по жизни

5-я группа. Задание: выявить отношение героя к окружающим. - 5 глава.

Цитата Комментарий
“Спросил он с притворным  хладнокровием у затворника ” умеет себя сдерживать
“Не бойтесь, государь милостивый, я буду просить его” благороден
“Спасает чиновников от расправы” законопослушен
“... слушал с презрением ...” искренен

Учитель: Какая характеристика получилась? (Зачитываются слова - комментарии. Выстраивается кластер - характеристика)

2-й вывод: положительная характеристика.

(Приложение №1)

Учитель: Способен такой человек на недостойный поступок?

Стадия рефлексии.

6-я группа. Наблюдатели (элемент “синей шляпы” - целостное осмысление и обобщение полученной информации). Итог: герой доведён до отчаяния, его поступок - уход в “разбойники” - протест

2-й этап. Стадия размышления. Обобщение. (“Поле сотрудничества”)

Путь героя к протесту

6-я группа. План

  • цитаты,
  • комментарии
  • фронтальная работа с классом
3-я глава. 1. Петербург Беззаботная жизнь.
Болезнь отца Погрузился в глубокие размышления.
4-я глава. 2. “Хотел занять делом, но...” “Отец не мог дать ему нужных объяснений”
3. Приезд Троекурова Смерть отца.
5-я глава. 4. Похороны отца “блуждание, растерянность”
5. Приезд чиновников Протест крестьян.

Учитель: как относится к этому протесту Владимир?

Ученики. Вывод: обеспокоен, что будет с крестьянами?

6.“Итак, все кончено ...” что?
Семья
Карьера
Состояние
Родной дом

3-й этап. Стадия размышления. (Поле сотрудничества)

Учитель: Почему Владимир Дубровский уходит в разбойники?

  1. 6 глава. Озаглавить (“Пожар в Кистинёвке”)
  2. Вопросы: Что происходит с героем?
Цитата Комментарий
- “Страшные мысли рождались в его уме...”

борьба внутри себя

Учитель: Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Ученики: (цитата - портрет матери) - “Пускай же ему не достанется печальный дом, из которого он меня выгоняет”

Учитель. Когда приходит окончательное решение?

Ученики: (Цитата)

Учитель: Какие вопросы возникают в финале главы?

Ученики: Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку? Почему дворовые ушли с Дубровским? Почему Дубровский не оставил дворовых?

Ученики формулируют ответы, обращаясь к словарику нравственных понятий. (Приложение №2)

Ключевые фразы: взаимоуважение, чувство ответственности, несправедливое отношение.

4-й этап. Стадия рефлексии. Выводы.

Против чего выступает Владимир Дубровский?

Задание:

1) Составить синквейн: Владимир Дубровский...

2) или закончить фразу: Владимир Дубровский протестует против ... (беззакония и несправедливости);

осуждает ... (произвол, деспотизм, жестокость); выступает в защиту... (чести, независимости личности).

Обсуждение творческого задания, выводы.

5-й этап. Домашнее задание:

  1. Дочитать роман.
  2. Задание на выбор:

а) пересказ эпизода от лица героя (Маша, Владимир Дубровский, брат Маши);
б) двухчастный дневник “Отношение автора к герою”.

Из творческих работ:

  • Синквейн
  • Владимир Дубровский
  • Страдающий, но не сгибающийся.
  • Думает, решает, действует.
  • Благородство души всегда в чести
  • Личность