Изучение повести А.С. Пушкина “Дубровский”. (Технология РКМ)
Тема | Тип урока | Домашнее задание | |
1-й урок | Картины жизни русского
барства. Конфликт А. Дубровского и К. Троекурова |
Акцентное прочтение 1-2 гл. 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа |
Составить двухчастный дневник (3-6 гл.) “Поступки - героя”; “Отношение окружающих к герою”; “Роль эпигра- фа”; “Состояние героя, выразительные средст- ва языка”; “Отношение героя к окру- жающим”. |
2-й урок | Протест В. Дубровского против
несправедливых порядков, произвола и деспотии. Формулируем тему урока как проблему: “Против чего выступает Вл. Дубровский”. |
Урок-исследование, состав, характеристики. |
Пересказ эпизода от лица
героя. Двухчастный дневник: авторское отношение к герою. |
3-й урок | Романтическая история любви Вл.Дубровского и Марии Троекуровой. (Рассказ от лица героя) | Ролевая игра | |
4-й урок | “Защита человеческой личности” РАФТ (письмо автору, дневник героини, героя; еще одна гл.) | Развитие речи |
Триединая дидактическая цель урока:
Образовательная:
- формирование навыков анализа художественного текста.
Развивающая:
- развитие интеллектуальных умений выделять главное,
- устанавливать причинно-следственные связи
- ставить вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов
Воспитательная:
- учиться определять мотивы поступков в поведении человека
- воспитание культуры общения в группе
Тип учебного занятия:
- урок-исследование,
- анализ художественного текста.
Технология:
- развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧТ).
Приёмы критического мышления:
- двухчастный дневник,
- “толстые” и “тонкие” вопросы,
- денотантный граф (вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия),
- “таблица-синтез”,
- “поле сотрудничества”,
- “поле чтения” (кластер),
- синквейн.
Формы работы:
- групповая,
- коллективная,
- индивидуальная.
Стадия вызова.
(Постановка познавательной задачи)
Ход урока
Учитель: Как сложилась бы жизнь Владимира Дубровского, если бы не случилась ссора Кириллы Петровича с Андреем Гавриловичем?
Ученики: (Высказывания, предположения)
Учитель: Как содержание текста вас приводит к ответу?
Ученики: (гл. 3, Воспоминание о Петербурге - беззаботная жизнь. Гл. 4 - письмо матери - быстрые успехи, карьера)
Учитель: Но он стал “разбойником”... Только ли смерть отца привела Владимира Дубровского к такому выбору жизненного пути?
Стадия осмысления.
1 этап: Составление характеристики (групповая работа)
Учитель: (Определение цели урока) Обратимся к вашим двухчастным дневникам. Попробуем составить характеристику герою, познакомившись с ним ближе.
(Работа в группах по домашнему заданию - двухчастные дневники) 1 группа. Задание: Как поступки героя характеризуют его? 3 глава.
Цитата | Комментарии (денотантный граф) | |
- “Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти ” | беззаботен | |
- “Читал письмо с волнением, любил семейственную жизнь, упрекал себя в преступном небрежении” | чувствителен | |
“Погрузился в глубокие размышления, узнав о болезни отца” | способен анализировать | |
“... .боялся не застать отца” | любит отца | |
- “...тронутый преданностью старого кучера ” | ценит доброе отношение |
Если учащиеся не выписывали нужную цитату, не прокомментировали её, учитель даёт наводящий вопрос: “Как отнесся к известию о болезни отца?” “Как относится к крепостным? ”
1-й вывод. Учитель: Какая характеристика проявляется? (Положительная)
2-я группа. Задание: отношение окружающих к Владимиру Дубровскому. - глава 3, глава 5
Цитата | Комментарии | |
“Антон поклонился ему, прослезился” | уважение | |
“Не выдавай нас, а мы за тебя встанем” | доверие | |
“Окружили несчастного своего господина...” | уважение крепостных, сочувствие |
3-я группа. Задание: Определить роль эпиграфа к 4 главе. Пересказать сжато главу, главный эпизод связать с эпиграфом.
Роль эпиграфа:
- Прямая роль - смерть
- Обобщающее значение - проходит жизнь, сила человека ничтожна перед торжеством смерти.
4-я группа. Задание: роль пейзажа, портрет героя. - 5 глава
Какие чувства испытывает герой? Как эти чувства изображает автор?
Цитата | Комментарий | |
“Лицо его было страшно, не плакал и не молился ” | горе | |
“.. .движение и усталостью заглушить”. | потеря | |
“... грозовые тучи ” | растерянность | |
“блуждал по лесу” | блуждание по жизни |
5-я группа. Задание: выявить отношение героя к окружающим. - 5 глава.
Цитата | Комментарий | |
“Спросил он с притворным хладнокровием у затворника ” | умеет себя сдерживать | |
“Не бойтесь, государь милостивый, я буду просить его” | благороден | |
“Спасает чиновников от расправы” | законопослушен | |
“... слушал с презрением ...” | искренен |
Учитель: Какая характеристика получилась? (Зачитываются слова - комментарии. Выстраивается кластер - характеристика)
2-й вывод: положительная характеристика.
(Приложение №1)
Учитель: Способен такой человек на недостойный поступок?
Стадия рефлексии.
6-я группа. Наблюдатели (элемент “синей шляпы” - целостное осмысление и обобщение полученной информации). Итог: герой доведён до отчаяния, его поступок - уход в “разбойники” - протест
2-й этап. Стадия размышления. Обобщение. (“Поле сотрудничества”)
Путь героя к протесту
6-я группа. План
- цитаты,
- комментарии
- фронтальная работа с классом
3-я глава. | 1. Петербург | Беззаботная жизнь. | |
Болезнь отца | Погрузился в глубокие размышления. | ||
4-я глава. | 2. “Хотел занять делом, но...” | “Отец не мог дать ему нужных объяснений” | |
3. Приезд Троекурова | Смерть отца. | ||
5-я глава. | 4. Похороны отца | “блуждание, растерянность” | |
5. Приезд чиновников | Протест крестьян. |
Учитель: как относится к этому протесту Владимир?
Ученики. Вывод: обеспокоен, что будет с крестьянами?
6.“Итак, все кончено ...” | что? Семья Карьера Состояние Родной дом |
3-й этап. Стадия размышления. (Поле сотрудничества)
Учитель: Почему Владимир Дубровский уходит в разбойники?
- 6 глава. Озаглавить (“Пожар в Кистинёвке”)
- Вопросы: Что происходит с героем?
Цитата | Комментарий | |
- “Страшные мысли рождались в его уме...” | борьба внутри себя |
Учитель: Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
Ученики: (цитата - портрет матери) - “Пускай же ему не достанется печальный дом, из которого он меня выгоняет”
Учитель. Когда приходит окончательное решение?
Ученики: (Цитата)
Учитель: Какие вопросы возникают в финале главы?
Ученики: Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку? Почему дворовые ушли с Дубровским? Почему Дубровский не оставил дворовых?
Ученики формулируют ответы, обращаясь к словарику нравственных понятий. (Приложение №2)
Ключевые фразы: взаимоуважение, чувство ответственности, несправедливое отношение.
4-й этап. Стадия рефлексии. Выводы.
Против чего выступает Владимир Дубровский?
Задание:
1) Составить синквейн: Владимир Дубровский...
2) или закончить фразу: Владимир Дубровский протестует против ... (беззакония и несправедливости);
осуждает ... (произвол, деспотизм, жестокость); выступает в защиту... (чести, независимости личности).
Обсуждение творческого задания, выводы.
5-й этап. Домашнее задание:
- Дочитать роман.
- Задание на выбор:
а) пересказ эпизода от лица героя (Маша, Владимир Дубровский, брат Маши);
б) двухчастный дневник “Отношение автора к герою”.
Из творческих работ: