Урок русской литературы по произведению Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Разделы: Литература

Ключевые слова: Н.А. Некрасов, «Размышления у парадного подъезда»


Цель: Помочь учащимся сформулировать проблемный вопрос и подойти к решению этого вопроса при помощи групповой работы, определить пафос стихотворения, поразмышлять над раздумьями лирического героя.

Задачи:

  • Учить видеть в стихах поэта отношение автора к проблеме.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать навыки выразительного чтения.
  • Воспитать чувство патриотизма, чувство сострадания и милосердия к русскому народу.

Ход урока

Я лиру посвятил народу своему.
Н.А.Некрасов

1. Мотивация

— Из воспоминаний А.Я.Панаевой: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень. По всей вероятности, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение. Но швейцар прогнал их. Я пришла к Некрасову и рассказала ему об этом. Через два часа он прочитал мне стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

2. Слово учителя

Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотье Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

3. Выразительное чтение стихотворения

4. Элементы анализа текста стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

- Размышление – это слово, которое даёт начало решению проблемы данного произведения. Раздумья поэта, впечатление от увиденного как размышление. Некрасов хотел донести до читателей мысль о судьбе русского народа с мучительным вопросом-обращением: «Эх, сердечный!
- Ты проснёшься ль, исполненный сил». Некрасов призывает бороться за свою свободу.

- Проблема рабского состояния народа в царской России решается путём исследования.

5. Словарная работа

  • Пилигримы - странники
  • Похоронная тризна – поминовение усопших
  • Лепта – грош, денежка, провидение – промысел Божий
  • Останки – тело, труп.

6. Исследование (Класс делится на 4 исследовательские группы)

В стихотворении четыре основные картины сменяют одна другую.

— Дайте названия каждой из сменяющих друг друга картин (каждая группа озаглавливает свою часть)

1. Парадный подъезд по торжественным дням.

2. Парадный подъезд в обычные дни.

3. Владелец роскошных палат.

4. Великая скорбь русского народа.

Исследование первой части (группа 1)

В первой части автор знакомит нас с картиной парадного подъезда знатного вельможи в торжественные дни, поэт зло бичует чинопочитание, низкопоклонство и раболепие низших чинов перед вельможей: чиновники, одержимые холопским недугом ,подъезжают к заветным дверям с каким –то испугом. Совершив своего рода обряд чинопочитания, где гости разъезжаются, довольные собой. В восьми строках вступления дана остро сатирическая картина парадного подъезда по торжественным дням.

Исследование второй части (2 группа)

Эта часть рисует парадный подъезд в обычные дни. Собирательный образ народных ходатаев, пришедших искать защиты от мироедов у сильного вельможи и не допущенных к нему, является центральным. Он и наталкивает Некрасова на размышления. С большой симпатией автор изображает пилигримов-ходатаев:

Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах
По котомке на спинах согнутых
Крест на шее и кровь на ногах…

Они обращаются к швейцару, стоящему у подъезда, с выражением надежды и мук, просят допустить их к вельможе и предлагают скудную лепту.
Прогнанные от парадного подъезда швейцаром крестьяне пошли,

Повторяя: суди его Бог!
Разводя безнадёжно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами….

Сколько горя, страданий, унижений вынесли эти мужики на своём пути, так и не добившись правды!

Исследование третьей части (3 группа)

Разоблачается владелец роскошных палат. Звучит резкая сатира. В каждом слове поэта звучат гнев и возмущение против притеснителей народа:

Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись!

Отношение к вельможе семьи и отчизны двойственное: при всём внешнем почёте, в глубине души все питают к нему неприязненные чувства.

..Как дитя,
Ты уснёшь, окружён попечением
Дорогой и любимой семьи
(ждущей смерти твоей с нетерпением),
Привезут к нам останки твои…….

Исследование четвёртой части (4 группа)

Некрасов от образов обездоленных, измученных далёкой дорогой, стонущих мужиков с изумительным мастерством переходит к широкому, обобщённому образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Русский народ - сеятель, хранитель, сердечный – вызывает глубокое сочувствие. Эта часть начинается со слов «Родная земля! Назови мне такую обитель…» своим словарно – звуковым строем создаёт яркое представление о силе народного горя, усиливающееся также и сравнением скорби народной с многоводной Волгой.

7. Работа с иллюстрациями учебника

— Какие из них кажутся наиболее удачными?

— Как бы вы изобразили эту сцену?

— Какая из иллюстраций привлекла ваше внимание?

8. Слово учителя

В «Размышлениях у парадного подъезда» с особой остротой раскрыты глубокое сочувствие Некрасова угнетённому народу и его ненависть к тем, кто закрепощает народ, не даёт ему свободно жить. Некрасов осуждает покорность русского бесправного народа и призывает этот народ добиваться свободы и независимости. Только у такого народа, который может бороться за свои права, есть будущее.

9. Рефлексия

Что понравилось на уроке? Что запомнилось? Написать сочинение-миниатюру «Что меня взволновало в этом стихотворении?»

Список литературы

  1. Ерёмина О.А. « Поурочное планирование по литературе 7 класс», Издательство «Экзамен» 2018 г.
  2. Коровина В.Я. Учебник – хрестоматия «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение» 2018г.
  3. Мальцева К.В. «Изучение произведений Некрасова в школе», Москва, «Просвещение»,1956 г.