Литература
-
Урок литературного чтения. Русская сказа "Кот и лиса": "Сказка – ложь, да в ней намек…" 3-й класс 2014
Урок в 3-м классе по программе «Школа-2100» призван познакомить с русской народной сказкой «Кот и лиса», учить чтению и восприятию русской народной сказки, пониманию смысла, учить читать текст по ролям; развивать интерес, навыки выразительного чтения, воспитывать способности определять свое отношение к героям сказки, любовь к искусству, развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся, создать условия для развития познавательных способностей учащихся средствами литературного чтения.
-
Урок литературного чтения. Тема: "Буквы "Ч, ч", звук "ч"". 1-й класс 2012
На уроке в игровой форме формируется представление детей о буквах "Ч, ч" и звуке "ч". Также дети узнают о пользе овощей для человека и правильном здоровом питании.
-
Урок литературного чтения. Тема: "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"". 4-й класс 2012
На уроке раскрываются понятия "добро" и "зло". Опираясь на текст, учащиеся по представленному плану доказывают, что роза – символ добра, а жаба – зла. Задача учащихся – точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая словами и выражениями из текста.
-
Урок литературного чтения. Тема: «Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"». 3-й класс 2012
Урок рассчитан на детей, обучающихся по программе "Начальная школа XXI век" под ред. Н.Ф. Виноградовой, учебник "Литературное чтение", автора Л.А. Ефросинина, можно использовать по другим программам с небольшой коррекцией. В ходе урока дети решают поставленные проблемы, учатся ставить проблемы и находить способы их решения. ИКТ экономят время на уроке, концентрируют внимание учащихся.
-
Урок литературного чтения. Ю.Н.Кушак "Почтовая история". 3-й класс 2021
Цели урока: создание условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся через остановку проблемы.
-
Урок литературного чтения: "Н.И. Сладков. "Дед Мороз" 2010
Урок литературного чтения на тему прощания с зимой. Дети больше узнают о временах года, расширяется кругозор, развивается речь, мышление.
-
Урок литературной игры по теме «И.С. Тургенев. История создания повести "Ася"». 8-й класс 2014
Урок литературы в форме игры «Литературоведческий детектив» активизирует деятельность большинства учеников класса, вызывает интерес к изучению нового материала, развивает исследовательские навыки и работы в команде.
-
Урок литературы 2012
Конспект урока литературы в 6-м классе по теме "Средства выразительности в стихотворении "Кораблик" Новеллы Матвеевой".
-
Урок литературы "А.Платонов «Неизвестный цветок»". 5-й класс 2017
На изучение творчества Платонова в 5-м классе отводится 2 урока «Неизвестный цветок» и «Цветок жизни». Поэтому посчитала, что должна прослеживаться логика перехода от одного произведения к другому. В первый урок должен быть включён и небольшой фрагмент биографии писателя, в котором бы отражалась и основная мысль произведения.
-
Урок литературы "Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого "После бала". Моральная ответственность человека за все происходящее" 2016
Урок литературы представляет собой урок, направленный на решение проблемных задач нравственного характера, способствует восприятию материала по теме урока, развитию познавательных интересов школьников к творчеству Л.Н.Толстого, пониманию глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга. Урок способствует восприятию литературоведческих понятий.
-
Урок литературы "Аксиологическая проблематика поэзии Первой мировой войны (на примере лирики В.П.Катаева)" 2011
Урок литературы ставит целью через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию аксиологической проблематики поэзии Первой мировой войны. Урок разработан на мало известных фактах биографии В.П.Катаева, участника Первой мировой войны, автора сказок "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик".
-
Урок литературы "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс 2020
Цель урока: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни; работа над выразительным чтением стихотворения, развивать умение анализировать поэтический текст; воспитывать чувство любви к родной природе, умение любоваться ею и беречь её.
-
Урок литературы "Ах, война, что ж ты сделала, подлая" (образ Пети Ростова на страницах романа "Война и мир") 2012
Статья содержит конспект урока литературы в 10-м классе по теме: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Важную роль в изучении романа-эпопеи играет анализ отдельных образов и эпизодов. Работа на уроке поможет десятиклассникам определить значение войны в жизни человека через анализ образа Пети Ростова. Урок сопровождается презентацией.
-
Урок литературы "Без любви все ничто" (по рассказу И.А. Бунина "Красавица") 2008
Проблемы нравственного воспитания личности становятся важнейшими в нашей жизни. Они всегда были в центре внимания русской литературы. Великие писатели и поэты думали над их решением, размышляли о совести, долге, справедливости, доброте, любви, дружбе, ненависти. Во многих произведениях Ивана Бунина тоже затронута эта проблема. В рассказе "Красавица" говорится о сложных взаимоотношениях взрослых и детей. Это произведение наполняет души читателей жалостью, помогает взрослым посмотреть на себя со стороны и стать добрее и милосерднее.
-
Урок литературы "Благо или зло?" (по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") 2017
Цели урока: выявить особенности изображения Воланда на страницах романа; определить функции свиты Воланда; выяснить авторскую позицию о корнях добра и зла в мире. Учить анализировать текст, обобщать и делать выводы; развивать исследовательские способности учащихся, связную монологическую речь. Формировать нравственную позицию старшеклассников.
-
Урок литературы "В пределах допустимого…" (по новелле О.Генри "Обращение Джимми Валентайна"). 8-й класс 2016
Данный урок разработан на основе пособия «Вокруг тебя – Мир…», подготовленного Международным Комитетом Красного Креста. Это пособие дополняет учебники основного курса литературы и помогает решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Урок по новелле О.Генри «Обращение Джимми Валентайна» способствует формированию отношения к человеку как высшей жизненной ценности, формированию нравственных качеств личности учащихся.
-
Урок литературы "В.Костров. "Какой-то есть еще запас в моем обманутом народе…"" 2009
Урок входит в систему уроков методического учебного пособия, разработанного мной для факультативного курса по русской литературе «Творчество современных русских поэтов второй половины XX – начала XXI века» для учащихся образовательных учреждений системы НПО.
-
Урок литературы "Война, беда, мечта и юность!" 2008
Повесть "Сказание о моём ровеснике" посвящена событиям гражданской войны. Герои повестей "Крик", "Убиты под Москвой" (1963) и ряда рассказов - герои Великой Отечественной. В повестях "Генка, брат мой..." (1969) и "Вот пришёл великан" (1971) рассказывается о послевоенной жизни, в них Воробьёв решает нравственные проблемы своего современника.
-
Урок литературы "Вокруг тебя — мир". Внеклассное чтение. 8-й класс 2007
<p>Урок внеклассного чтения "Вокруг тебя – мир…" (литература, 8-й класс) по теме "В пределах допустимого" по новелле О.Генри "Обращение Джимми Валентайна" разработан с применением технологии нейролингвистического программирования. Цель урока – привлечение внимания учащихся к проблеме выбора допустимых средств на пути достижения цели.</p>
-
Урок литературы "Герой нашего времени. Кто ты? Какой ты? Есть ли ты?" (по роману З.Прилепина "Санькя"). 10-й класс 2012
Сегодня в современной литературе нет произведений, в которых создан образ героя XXI века. Среди современных писателей крайне трудно найти человека честного, бескомпромиссного, истинного патриота. Захар Прилепин именно таков: молодой писатель – выходец из русской глубинки, прошел чеченскую войну, сейчас – лауреат литературных премий, успешный редактор газеты. В его романе "Санькя" создан образ юного патриота Саши Тишина, революционера, готового на все ради своей страны.
-
Урок литературы "Голос маленькой неизвестной жизни" (по рассказу А.Платонова "Неизвестный цветок"). 5-й класс 2016
Представлен материал, включающий разработку открытого урока литературы в 5-м классе по теме «Голос маленькой неизвестной жизни» (по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок»). На уроке учащиеся вместе с учителем делают открытия, учатся вести диалог, работать в группах, а также расширяют свое представление о любви как о милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать. Занятие сопровождается презентацией и завершается творческой работой.
-
Урок литературы "Да святится имя твое" по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2007
Тема войны - вечная тема в русской литературе. Текстоцентрический подход является основой технологии данного урока. Проблемные ситуации, "жгучие" вопросы, "точки" удивления, художественные детали, словообразы, определение мотивов, рассматривание текста "под микроскопом", выстраивание ассоциаций, творческие задания помогают сделать урок результативным.
-
Урок литературы "Добро и зло в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2021
Цель урока: формирование категорий «добра» и «зла» на примере повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
-
Урок литературы "Добро творящий, творит жизнь". 6-й класс 2019
Цель урока: познакомить с особенностями жанра святочного рассказа на примере рассказа Л.Чарской «Маля», прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, и зла, любви и красоты, милосердия и сострадания.
-
Урок литературы "Дореволюционное творчество В. Маяковского" 2009
Это первый урок в 11-м классе по творчеству В.В. Маяковского, поэтому необходимо дать ребятам представление о его автобиографии, познакомить с мнением о В.В. Маяковском его современников. На уроке необходим анализ некоторых самых ярких и понятных ребятам стихотворений, чтобы они познакомились с лирическим героем Маяковского, изобразительно-выразительными средствами стихотворений, научились читать его стихи.
-
Урок литературы "Дубровский и Троекуров: друзья или враги" 2014
На уроке анализируется отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский», содержащий ссору между Андреем Дубровским и Троекуровым, т. к. он ключевой для развития дальнейших событий. Наряду с анализом текста перед учащимися ставится вопросы личностного характера: какое значение дружба и друзья имеют в жизни человека, может ли сохранение дружеских отношений быть превыше физического и материального благополучия, как поступать, если возникла ссора с близким человеком.
-
Урок литературы "Есенин и музыка" с использованием информационных технологий 2008
Наблюдение над поэтическим текстом и выявление лексических выразительных возможностей языка в произведениях С.Есенина, музыкальности и красочности его поэзии. Поэт то задумчив, то весел, его язык метафоричен и обладает яркой образностью. В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вся поэзия Есенина – музыка.
-
Урок литературы "Есть ли Митрофанушки среди нас?" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). 8-й класс 2016
Цель урока: формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.
-
Урок литературы "Жизненные испытания Матрены Тимофеевны" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо…"). 10-й класс 2013
Цель урока: показать, что героиня Н.А. Некрасова побеждает суровые жизненные испытания силой любви, умением бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.
-
Урок литературы "Жизненные уроки героя" по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» 2017
Цель урока: продолжить формирование у детей на примере жизни главного героя такие духовные ценности, которые делают человека добрым и бескорыстным. Задачи урока: формировать навык работы с текстом литературного произведения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; формировать умение оценивать свои и чужие поступки, основываясь на общечеловеческих нравственных ориентирах.