Цели урока: ознакомить учащихся со сказочным образом мира, показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению; воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: звукозапись актёрского чтения произведения А.С. Пушкина; портрет А.С. Пушкина; иллюстрация няни поэта Арины Родионовны; выставка книг поэта; аудиозапись увертюры к опере “Руслан и Людмила” М.И. Глинки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка д\з.
Выразительное чтение стихотворения.
3. Подготовка к восприятию.
– Отгадайте кроссворд и узнайте жанр произведения, о котором будем говорить.
- Средство передвижения Бабы-яги (Ступа)
- Герой фольклора, имеющий прозвище Бессмертный (Кощей)
- Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом (Русалка)
- Грой фольклора, имеющий отчество Горыныч (Змей)
- Жених Василисы Прекрасной (Иванушка)
- Правитель в тридесятом царстве (Царь)
– Какое слово получилось? (Сказка)
– Попробуйте объяснить, что такое сказка. Выберите определение.
Сказка – это:
а) небольшое поэтическое произведение в стихах.
б) произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.
в) прозаическое произведение небольшогоразмера.
4. Сообщение тема урока.
– Назовите тему нашей главы.
(Погоня за секретами литературы)
– Кто мы свами сейчас? (исследователи)
– Сказка – это не просто вымышленная история.
– Что мы будем раскрывать в сказке? (один из ее секретов)
– Да. Для этого мы будем исследовать произведение Пушкина.
5. Работа по новой теме.
– Откройте учебник на стр. 66-67 и прочитайте эпиграф.
(Сказка – не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес….)
– А кто же поведет нас в мир сказки? (А. Пушкин)
(выставляется портрет автора)
– Что вы о нем знаете? (ответы детей).
– А вот что расскажут нам дети. (По К. Паустовскому “Сказки Пушкина”)
– Став взрослым, поэт во время своих поездок по России, собирал и записывал сказки. Какие сказки Пушкина знаете?
(Выставка книг)
– В основе его сказок лежат сюжеты народных сказок. Многие мотивы, которые есть в этих сказках, можно обнаружить в сказках других народов.
“У Лукоморья…..” – это вступление к большой поэме “Руслан и Людмила”.
– Слушайте внимательно отрывок в исполнении артистки Алисы Фрейндлих
(Слушанье аудиозаписи)
Перечитайте
– Какие слова не понятны?
– Подберите к ним современные синонимы:
Дол-долина
Видения-призраки, приведения
Чредой-чередой, по очереди
Пленяет-берет в плен
Мимоходом-по пути, проходя мимо
Чахнуть – сохнуть, изводить себя, страдать
Темница – темное помещение без окон
Златом – золотом
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана или бочки
– Какие сказочные герои встретились в этом произведении?
– В каких сказках живут?
– Что такое “Лукоморье”?
Лукоморье – морская лука, изгиб морского берега.
Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Прочитайте первую строчку. (Прикрепляется дерево – дуб)
– Задайте вопросы, что вам непонятно, которые будут начинаться со слова “почему”.
– Вам поможет задание “расследуй”.
– Почему именно у дуба обитает сказочная сила?
– Почему и море возле него заселено сказочными героями?
– Попробуем разобраться. Что знаете о дубе? (дуб могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддается гниению)
– Символизирует представление о Мировом дереве. Мировое дерево – это дорога, которая соединяла все миры: верхний, средний, нижний. В среднем мире жили люди со своими домашними животными. Верхний мир – небесный мир, в нем находились неподвластные человеку стихии и небесные светила. В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Так у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве, которое будто бы стоит в центре земли, соединяет между собой небесный, земной и подземные миры.
(На доске схема дерева)
– Каждому миру соответствовали свои животные.
– Верхнему какие? (птицы)
– Нижнему? (змеи, лягушки, рыбы)
– Многие явления природы человек не мог объяснить, поэтому считал, что все, что происходит на свете, зависит от сил, которые живут в лесу, в воде, на воздухе, поэтому надо с ними подружиться.
Физкульт минутка.
– Прочитайте следующие три строчки.
– Почему цепь золотая? (это солнце, ведь кот идет по кругу)
– Оказывается это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, так как золотые предметы обладают особой силой.
(Прикрепляется золотая цепь)
– Почему именно кот ходит по цепи?
(Предположения детей)
– Именно кот из всех домашних животных считался связанным с миром предков. Не случайно жену домового Кикимору представляли в виде большой черной кошки. Можно сказать, что кот – это животное умное. Ум он получает не только от человека, но и от “другого мира”.
Поэтому у народов мира кот излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, а в волшебных сказках – в роли волшебного помощника.
– А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево?
– Это не просто так: Он символизирует смену дня и ночи, смену правды и вымысла, а песнь – связана с правдой с правой стороны, сказка – с левой стороны, с выдумкой.
– А почему следующие строчки начинаются со слов “там чудеса”?
– Чудеса – это продолжение выдумки сказки.
– Прочитайте первую часть вступления и последние две строчки. Что заметили?
(Кот ученый свои мне сказки говорил – повторяется дважды)
– Почему?
(Предположения детей: в сказках повторы бывают, в народных)
– Мы идем как бы по кругу,что и символизирует золотая цепь, которая еще и является замкнутой дорогой.
– А теперь поработаем над выразительностью. Как надо читать строчки о чудесах?
(Загадочно, таинственно, выделяя голосом каждое чудо, а последние строчки надо читать так же, как начало. Хором: “Там чудеса”, “там Русью пахнет”, остальные отдельными голосами “там леший бродит”, “русалка на ветвях сидит” и т.д.)
– Какое слово часто встречается? (там)
– Где там? В каком географическом месте?
– Может, поэт применил это “там” как “колдовской” прием, желая нас поскорее перенести в сказочный мир.
Гимнастика для глаз.
Выразительное чтение.
– А сейчас послушаем увертюру Глинки к опере Руслан и Людмила. Что представляете, когда слышите музыку?
– Что такое увертюра? (это оркестровая пьеса, вступление к опере, в переносном значении начальный этап, предваряющая часть чего-либо)
Слушание увертюры
– Какие картины представили себе? Хочется ли прочитать всю поэму? Прочтите, вам понравится.
6. Итог урока.
– Рассмотрите схему и расскажите, какой секрет сказки мы открыли?
(Как раньше люди представляли мир, жизнь. В сказках отражается представление древнего человека о мире. Мы открыли сказочный образ мира)
7. Рефлексия.
Игра.
– К нам заходил кот, он оставил вам задания – чудеса. Он просил найти строчки, которые подходят к этому чуду и прочесть их.
– Оцените свою работу.
– Что узнали? Что расскажите дома родителям?
– Поднимите зеленую полоску те, кто познал истину в ходе урока; желтую, для кого урок стал открытием чего-то нового; красную, кто помог одноклассникам, кому помогла дружба.
– Благодарю за хорошую плодотворную работу.
8. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения. Желающие могут выучить.