Урок литературного чтения "Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила""

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока: ознакомить учащихся со сказочным образом мира, показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению; воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование: звукозапись актёрского чтения произведения А.С. Пушкина; портрет А.С. Пушкина; иллюстрация няни поэта Арины Родионовны; выставка книг поэта; аудиозапись увертюры к опере “Руслан и Людмила” М.И. Глинки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка д\з.

Выразительное чтение стихотворения.

3. Подготовка к восприятию.

– Отгадайте кроссворд и узнайте жанр произведения, о котором будем говорить.

  1. Средство передвижения Бабы-яги (Ступа)
  2. Герой фольклора, имеющий прозвище Бессмертный (Кощей)
  3. Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом (Русалка)
  4. Грой фольклора, имеющий отчество Горыныч (Змей)
  5. Жених Василисы Прекрасной (Иванушка)
  6. Правитель в тридесятом царстве (Царь)

– Какое слово получилось? (Сказка)

– Попробуйте объяснить, что такое сказка. Выберите определение.

Сказка – это:

а) небольшое поэтическое произведение в стихах.
б) произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.
в) прозаическое произведение небольшогоразмера.

4. Сообщение тема урока.

– Назовите тему нашей главы.

(Погоня за секретами литературы)

– Кто мы свами сейчас? (исследователи)

– Сказка – это не просто вымышленная история.

– Что мы будем раскрывать в сказке? (один из ее секретов)

– Да. Для этого мы будем исследовать произведение Пушкина.

5. Работа по новой теме.

– Откройте учебник на стр. 66-67 и прочитайте эпиграф.

(Сказка – не сказка без чудес.

Заходи в волшебный лес….)

– А кто же поведет нас в мир сказки? (А. Пушкин)

(выставляется портрет автора)

– Что вы о нем знаете? (ответы детей).

– А вот что расскажут нам дети. (По К. Паустовскому “Сказки Пушкина”)

– Став взрослым, поэт во время своих поездок по России, собирал и записывал сказки. Какие сказки Пушкина знаете?

(Выставка книг)

– В основе его сказок лежат сюжеты народных сказок. Многие мотивы, которые есть в этих сказках, можно обнаружить в сказках других народов.

“У Лукоморья…..” – это вступление к большой поэме “Руслан и Людмила”.

– Слушайте внимательно отрывок в исполнении артистки Алисы Фрейндлих

(Слушанье аудиозаписи)

Перечитайте

– Какие слова не понятны?

– Подберите к ним современные синонимы:

Дол-долина
Видения-призраки, приведения
Чредой-чередой, по очереди
Пленяет-берет в плен
Мимоходом-по пути, проходя мимо
Чахнуть – сохнуть, изводить себя, страдать
Темница – темное помещение без окон
Златом – золотом
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана или бочки

– Какие сказочные герои встретились в этом произведении?

– В каких сказках живут?

– Что такое “Лукоморье”?

Лукоморье – морская лука, изгиб морского берега.

Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Прочитайте первую строчку. (Прикрепляется дерево – дуб)

– Задайте вопросы, что вам непонятно, которые будут начинаться со слова “почему”.

– Вам поможет задание “расследуй”.

– Почему именно у дуба обитает сказочная сила?

– Почему и море возле него заселено сказочными героями?

– Попробуем разобраться. Что знаете о дубе? (дуб могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддается гниению)

– Символизирует представление о Мировом дереве. Мировое дерево – это дорога, которая соединяла все миры: верхний, средний, нижний. В среднем мире жили люди со своими домашними животными. Верхний мир – небесный мир, в нем находились неподвластные человеку стихии и небесные светила. В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Так у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве, которое будто бы стоит в центре земли, соединяет между собой небесный, земной и подземные миры.

(На доске схема дерева)

– Каждому миру соответствовали свои животные.

– Верхнему какие? (птицы)

– Нижнему? (змеи, лягушки, рыбы)

– Многие явления природы человек не мог объяснить, поэтому считал, что все, что происходит на свете, зависит от сил, которые живут в лесу, в воде, на воздухе, поэтому надо с ними подружиться.

Физкульт минутка.

– Прочитайте следующие три строчки.

– Почему цепь золотая? (это солнце, ведь кот идет по кругу)

– Оказывается это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, так как золотые предметы обладают особой силой.

(Прикрепляется золотая цепь)

– Почему именно кот ходит по цепи?

(Предположения детей)

– Именно кот из всех домашних животных считался связанным с миром предков. Не случайно жену домового Кикимору представляли в виде большой черной кошки. Можно сказать, что кот – это животное умное. Ум он получает не только от человека, но и от “другого мира”.

Поэтому у народов мира кот излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, а в волшебных сказках – в роли волшебного помощника.

– А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево?

– Это не просто так: Он символизирует смену дня и ночи, смену правды и вымысла, а песнь – связана с правдой с правой стороны, сказка – с левой стороны, с выдумкой.

– А почему следующие строчки начинаются со слов “там чудеса”?

– Чудеса – это продолжение выдумки сказки.

– Прочитайте первую часть вступления и последние две строчки. Что заметили?

(Кот ученый свои мне сказки говорил – повторяется дважды)

– Почему?

(Предположения детей: в сказках повторы бывают, в народных)

– Мы идем как бы по кругу,что и символизирует золотая цепь, которая еще и является замкнутой дорогой.

– А теперь поработаем над выразительностью. Как надо читать строчки о чудесах?

(Загадочно, таинственно, выделяя голосом каждое чудо, а последние строчки надо читать так же, как начало. Хором: “Там чудеса”, “там Русью пахнет”, остальные отдельными голосами “там леший бродит”, “русалка на ветвях сидит” и т.д.)

– Какое слово часто встречается? (там)

– Где там? В каком географическом месте?

– Может, поэт применил это “там” как “колдовской” прием, желая нас поскорее перенести в сказочный мир.

Гимнастика для глаз.

Выразительное чтение.

– А сейчас послушаем увертюру Глинки к опере Руслан и Людмила. Что представляете, когда слышите музыку?

– Что такое увертюра? (это оркестровая пьеса, вступление к опере, в переносном значении начальный этап, предваряющая часть чего-либо)

Слушание увертюры

– Какие картины представили себе? Хочется ли прочитать всю поэму? Прочтите, вам понравится.

6. Итог урока.

– Рассмотрите схему и расскажите, какой секрет сказки мы открыли?

(Как раньше люди представляли мир, жизнь. В сказках отражается представление древнего человека о мире. Мы открыли сказочный образ мира)

7. Рефлексия.

Игра.

– К нам заходил кот, он оставил вам задания – чудеса. Он просил найти строчки, которые подходят к этому чуду и прочесть их.

– Оцените свою работу.

– Что узнали? Что расскажите дома родителям?

– Поднимите зеленую полоску те, кто познал истину в ходе урока; желтую, для кого урок стал открытием чего-то нового; красную, кто помог одноклассникам, кому помогла дружба.

– Благодарю за хорошую плодотворную работу.

8. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения. Желающие могут выучить.