Урок литературного чтения в 3-м классе "С.А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы…"

Разделы: Литература, Начальная школа


Система "Школа России".

Раздел: Осень.

Тема: С. А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы:"

Восьмой урок в разделе из 16 часов.

Тип урока: урок нового материала.

Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Цели:

  • Познакомить с биографией С. Есенина, с основными темами его творчества, научить анализировать стихотворение, находить главную мысль стиха.
  • Развивать речь учащихся, развивать умение выразительно читать стихи.
  • Воспитывать любовь к природе, Родине.

Литература к уроку.

  1. "Словарь русского языка" С. И. Ожегова, под редакцией Н. Ю. Шведовой, издание Москва, "русский язык", 1988 г.
  2. Энциклопедия для детей "Русская литература", том девятый, под редакцией Марии Аксеновой, М., "Аванта плюс", 1998г.

Оборудование урока.

  1. Портрет писателя С. А. Есенина.
  2. Грампластинка. Чтение стихотворения С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы".

Ход урока

Под музыку Петра Ильича Чайковского "Осенняя песня" учитель читает стихотворение Сергея Есенина "Отговорила роща золотая:"

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем:

:Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой
Но ничего в прошедшем мне не жаль

Не жаль лет растраченных напрасно
Не жаль души сиреневую цветь,
В саду горит костер рябины красной
Но никого не может он согреть.
С.А. Есенин

Учитель - на уроке мы будем продолжать изучать большой раздел о прекрасном времени года.

- O каком?

Учащиеся отвечают - об осени.

Учитель - ( Да, открываю на доске запись: Осень.)

- Об осени, времени года, которое воспевали не только поэты, художники, но и композиторы. Так вы слушали "Осеннюю песню" великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. А прочла я стихотворение С. А. Есенина "Отговорила роща золотая".

А сегодня на уроке мы рассмотрим новое стихотворение Сергея Александровича Есенина. Открываю на доске запись: Сергей Александрович Есенин .

На доске висит портрет С. А. Есенина. Вы уже знакомились с произведениями этого автора во втором классе. - Каким?

Учащиеся: - "Белая береза".

Ну а сейчас вспомним еще одно произведение на тему "Осень". Вам был задан пересказ сказки Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий?"

Трое учащихся пересказывают сказку по порядку. После каждого пересказа учитель задает дополнительные вопросы.

Вопрос первому учащемуся:

- Почему Н. Сладков называет ноябрь пегим?

Вопрос второму учащемуся:

- Как вы догадались, что это произведение - сказка?

Вопрос третьему учащемуся:

- Как изображена осень в сказке Сладкова?

Всем трем учащимся за домашнее задание поставлены отметки.

Ну а сейчас продолжим изучение раздела "Осень" на примере стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина "Нивы сжаты, рощи голы".

Тема урока на доске открывается полностью. Сергей Александрович Есенин "Нивы сжаты, рощи голы".

Учитель: Зная тему, поставьте для себя цели на данный урок.

Учащиеся отвечают :

  • Познакомиться с биографией писателя.
  • Научиться выразительно читать стихотворение.
  • Научиться анализировать данное стихотворение.
  • Расширить знания об осенних изменениях в природе и т. д.

Знакомимся с биографией писателя. Дети готовили отрывки из биографии С. А. Есенина.

1. Первый учащийся выступает (наизусть): Сергей Есенин родился в 1895 году в семье крестьянина в селе Константиново Рязанской области. Когда Сереже было 3 года, его взяли на воспитание дед с бабушкой, а мама Сережи вынуждена была поехать на заработки в Рязань.

2. Второй учащийся выступает (наизусть). Поэтому большую роль в становлении Сергея Есенина сыграла бабушка.. Она рассказывала вечерами Сереже сказки, а он любил переделывать некоторые сказки с плохим концом на свой лад. Бабушка сумела передать внуку всю прелесть народной речи. Он всегда с любовью вспоминал милую бабушку и ее чудесные сказки.

Третий учащийся (наизусть).

В 1908 году Сережу определяют в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках. Уже тогда стихи Сережи Есенина выделялись среди стихов его товарищей по школе особой красотой.

4. Учитель продолжает: Все больше и больше поэзия увлекает Сергея Есенина. Он пишет стихи о России - своей Родине, о животных, о матери, которую он очень любил и уважал. Очень много у него стихов о природе. До сих пор люди читают, перечитывают, восхищаются стихами С. Есенина. В его поэзии есть особая музыка - музыка любви к природе, матери, Родине.

И сегодня его стихотворение "Нивы сжаты, рощи голы". Открываем стр. 78 учебника.

Учитель - Прежде, перед прочтением стихотворения я просила вас найти в словаре значение слова "Нивы".

Учащиеся: "Нива - засеянное поле, пашня" (словарь русского языка С. И. Ожегова).

Учитель - Как вы понимаете выражение: "рощи голы"?

Учащиеся - "голы" - краткая форма от прилагательного "голые".

Учитель - Посмотрите на иллюстрацию нашей ученицы к этому стихотворению, которую она назвала "Осенний пейзаж".

Попробуйте, слушая первое прочтение стихотворения, придумать название к нему.

Ответьте на вопрос - Какую картину вы представили, слушая стихотворение?

Учитель выразительно читает стихотворение.

Учащиеся говорят, понравилось ли им стихотворение.

Учащиеся дают свои названия к этому стихотворению.

Учащиеся говорят, какую картину представили они себе, слушая стихи.

Учитель - Как вы понимаете слова "взрытая дорога:"?

Разбор слова учащимся на доске по составу.

Найдите приставку (вз).

- А с какой более современной приставкой можно представить это слово?

Учащиеся - изрытая.

Учитель - Какое слово красивей звучит?

У Есенина красивей, таинственней.

Учитель - в этом стихотворении автор употребляет литературный прием - метафору.

Стр. учебника 78.

Прочитайте вслух.

Учащийся читает.

Метафора- это скрытое сравнение, когда свойствами человека или животного наделяется неживой предмет.

Учитель - попробуйте найти в стихотворении метафору.

Учащиеся - о дороге говорится, как о живом существе: "Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось:"

Учитель - с каким чувством поэт говорит об осени в этом стихотворении?

Учащиеся - с грустью.

Учитель - как надо читать стихотворение?

Учащиеся - медленно, не торопясь, задумчиво.

Учитель - перед тем, как вы начнете читать это стихотворение, послушайте на грампластинке исполнение стихотворения мастером слова.

Учащиеся слушают.

Затем чтение стихотворения учащимися по две строки.

Первый учащийся:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость
Второй учащийся:
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось
Третий учащийся:
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Четвертый учащийся:
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Учитель: А сейчас работаем парами.

Учащиеся, сидящие за партой, выразительно читают друг другу стихотворение и ставят своему товарищу отметку за выразительное прочтение стиха.

Учитель: Назовите главную мысль стихотворения?

Что этим стихотворением хотел сказать автор?

Учащиеся: Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо:

Чтение стихотворения детьми по четверостишью. (2-3 учащихся).

Учитель : Может быть кто-то запомнил стихотворение и прочитает нам его наизусть?

Чтение стихотворения учащимися.

Учитель : Прекрасной осенью восхищались на своих полотнах многие русские художники.

Показ репродукций картин русских художников об осени (на доске).

Показ рисунков ребят, вывешенных на стенде "Осень".

Подводим итоги урока:

Учитель - какие цели на уроке вы осуществили?

Учащиеся - познакомились с биографией С. А. Есенина

- научились выразительно читать стихотворение

- учились анализировать стихотворение

- расширили знания об осенних изменениях в природе

- определяли главную мысль стихотворения

Учитель - домашнее задание. Стр. 78 учебника

Определение метафоры (наизусть)

Стр. 78 стихотворение (наизусть).