1. Основные направления работы на уроке чтения:
- формирование и совершенствование техники чтения вслух (правильность чтения, интонирование, скорость чтения) и про себя (правильность, осознанность, скорость чтения)
- обучение приёмам понимания прочитанного;
- создание условий для эстетического и эмоционального переживания прочитанного;
- практическое ознакомление с некоторыми теоретико – литературными понятиями;
- обучение элементам литературоведческого анализа текста;
- развитие умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения, письма.
2. Изменение технологии работы идёт по пути увеличения доли самостоятельности ребёнка на каждом из этапов освоения текста.
Выбор технологии работы с текстом определяется исходя из « фундаментального» тезиса – « всё, что ребёнок на уроке может сделать сам, он должен сделать сам», а также пониманием того, какому чтению мы учим в начальной школе.
Во – первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т. е. ребёнок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Во – вторых, нужно понимать, что мы учим ребёнка читать не для нас, взрослых, а для самого себя. А значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
В – третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
Обучение такому чтению требует определённого методического подхода, суть которого состоит в формировании у детей типа правильной читательской деятельности, который представляет собой «...трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)».
Методика формирования у детей типа правильной читательской деятельности разработана проф. Н. Н. Светловской (методика внеклассного чтения).
Этапов работы с текстом – три: до начала чтения, в процессе чтения, после чтения. Внутри каждого этапа осуществляется определённая последовательность «шагов».
В соответствии с содержанием курса и применяемой технологией уроки чтения условно можно подразделить на несколько видов:
- урок знакомства с новой книгой для чтения (первый урок в начале учебного года);
- вводный урок по новому разделу;
- урок обучения чтению нового текста. На них в зависимости от объёма текста должны последовательно пройти три этапа работы с текстом, и урок готовится и анализируется в соответствии с тем, какие этапы работы с текстом на нём проводятся.
Если текст небольшой, вся работа может быть проведена на одном уроке.
Если же уроков по одному тексту несколько, то их типологию можно представить так:
- начало работы с новым текстом;
- продолжение работы с новым текстом;
- работа с текстом после чтения;
- обобщающий урок по данному разделу (выборочное чтение, беседа, вопросы на сопоставление произведений, прочитанных в данном разделе);
- урок обучения сочинению по личным впечатлениям или на материале прочитанного(3 -4);
- обобщающий урок по курсу чтения в конце учебного года;
- урок внеклассного чтения;
- урок по итогам самостоятельного домашнего чтения.
Технология работы с прозаическим текстом.
1. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
- Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
- Дети читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.
Уточнение: детям на уроках нужно показать, что чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, им созданный. Оно затруднено, потому что в тексте отсутствуют интонация и логическое ударение, которые облегчают понимание устной речи. Но в тексте есть знаки препинания, и показать детям их смысловую роль необходимо. Также нужно показать и то, что сама последовательность высказываний в тексте может «накапливать смысл», что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.
2. Работа с текстом во время чтения.
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
- Дети самостоятельно читают текст про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
- Чтение вслух по предложениям или небольшими абзацами с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задаёт уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращая детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтверждения.
Словарная работа также ведётся по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его.
Вопросы, которые задаёт учитель по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или уже в прочитанной части текста, или в той, которую ещё нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но ёмкими, не уводящими далеко от читаемого текста.
Т. о., дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нём: идут по тексту вслед за автором , попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно «накапливается смысл» в тексте.
- Задаётся уточняющий вопрос на понимание содержания в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание частей текста.
- Такая же работа проводится с последующими законченными фрагментами текста.
- Беседа по содержанию текста в целом, повторное выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
3. Работа с текстом после чтения.
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).
- Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».
- Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое сложилось в процессе чтения. Кроме того грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
- Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д.
- Выполнение творческих заданий.
Дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работы с текстом , потому что понимают её смысл и ещё потому , что такая работа с текстом показывает суть самого процесса чтения, делает уроки чтения мотивированными, увлекательными, личностно ориентированными.
Цели и задачи:
- формирование и совершенствование техники чтения вслух на основе произведения И. С. Тургенева «Певцы»
- обучение приёмам понимания прочитанного
- развитие умений и навыков всех видов речевой деятельности.
Оборудование: портрет писателя, фонограммы песен «Утро туманное», «Эх ты, Ванька», портрет Ф. И. Шаляпина.
Ход урока
I. Организация урока.
II. Актуализация знаний.
Беседа перед прочтением текста:
-Как называется раздел, который мы изучаем?
- Какие произведения мы уже прочитали?
- Произведения каких композиторов мы уже послушали?
- С произведением какого писателя мы сегодня знакомимся?
- Какие произведения этого писателя мы уже читали?
- Понравилось ли вам стихотворение в прозе « Голуби»?
- Что вы знаете об этом писателе? (рассказ детей о писателе)
- А что ещё бы хотели узнать?
- Как называется текст?
- Кто такие певцы?
- А каких певцов вы знаете?
- Как вы думаете, о чём будет этот текст?
- Что изображено на иллюстрации?
- Почему?
- Чем будет отличаться музыка сегодняшнего урока от предыдущих?
- Почему вы так решили?
- Прочитайте, пожалуйста, I часть. (Чтение вслух по абзацам)
- Задайте вопросы автору.
Беседа при прочтении текста:
У детей возникают вопросы к автору, на которые они пытаются ответить и построить предположения.(примерные вопросы, которые могут возникнуть у детей)
- Кто такой рядчик?
- Зачем он закрыл глаза?
- Почему выступил вперёд?
- Что такое фальцет?
- Почему его голос доставил бы знатоку много удовольствия?
- Почему его слушали с большим вниманием?
- Почему так отреагировали слушатели?
Вопрос учителя.
- Как можно озаглавить эту часть?
- Почему?(на доске записывается слово «рядчик»)
Прочитайте, пожалуйста вторую часть, задайте свои вопросы автору.(примерные вопросы детей к автору)
- Почему Яков закрылся рукой?
- Почему забеспокоился рядчик?
- Почему первые звуки его были слабы?
- Почему его голос так подействовал на слушателей?
- Почему всем стало сладко и жутко?
- Почему его песня вонзалась в душу слушателя?
- Почему слушатели плакали?
- Как Яков догадался что победил?
Вопрос учителя.
- Как можно озаглавить эту часть?
- Почему? (на доске появляется слово «Яков»)
- Прочитайте, какие моменты вам особенно понравились?
- В чём совпали наши предположения о событиях? О героях?
Беседа после прочтения текста:
- Почему победил Яков?
Учитель выслушивает мнения детей, просит их подтверждать словами текста.
- Чтобы точнее ответить на мой вопрос заполните, пожалуйста, таблицу.
рядчик | Яков |
- Как готовятся к пению.
- Песня.
- Как относятся слушатели и автор к пению.
рядчик | Яков | |
1. Выступил вперёд
2. Пел он весёлую, плясовую песню 3. Слушали его с большим вниманьем. Общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом |
1. Закрылся рукой
2. Полилась заунывная песня 3. Закипало сердце и поднимались к глазам слёзы; никто не крикнул, даже не шевельнулся |
- Так почему же победил Яков?
- Прочитайте предложение в котором автор отвечает на наш вопрос.
Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.
- Как вы понимаете слова автора?
- В каком ещё произведении раздела мы читали о том, как замирают слушатели после концерта?
- Почему это происходит?
- А вы испытывали когда – нибудь такие чувства?
- Прочитайте, пожалуйста, что ещё написано под названием текста?
- Это отрывок из рассказа входящего в цикл И. С. Тургенева «Записки охотника». Больше 20 лет писатель собирал рассказы и очерки о русской жизни. И вот что сказал о нём русский писатель М. Е. Салтыков – Щедрин «Записки охотника» положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ...»
- Изначально автор назвал этот рассказ «Притынный кабачок».
- Что значит притынный?
- Вот как объясняет это слово сам автор. Притынным называется всякое место, куда охотно сходятся, всякое приютное место
- Почему автор поменял название?
- А вот как на этот вопрос ответил друг И. С. Тургенева великий русский поэт Н. А. Некрасов. Объясняется, скорее всего, тем, что именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, но и слушателей: «оно было поэзией их жизни, и в нём, как в зеркале, все они выразились».
- Как вы думаете, а что произошло дальше?
- Вы хотели бы побывать на этом конкурсе и услышать голос этих певцов?
-Я предлагаю вам послушать голос великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина. Он исполнит русскую народную песню «Эх, ты Ванька» без музыкального сопровождения, так как это происходило в притынном кабачке. Его голос производил на слушателей столь же неизгладимое впечатление, как и голос Якова.
III. Итог урока.
- Какое произведение мы сегодня читали?
- Что новое узнали об авторе?
- Понравился ли вам рассказ?
- Возникло ли у вас желание прочитать его полностью?
Домашнее задание:
Нарисуйте иллюстрацию к этому произведению и, по возможности, прочитайте полную версию этого рассказа.
Приложение