Урок литературного чтения в 1-м классе

Разделы: Литература, Информатика, Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать у детей представление о художественном образе;
  2. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, и переживании мира;
  3. Пробудить у детей чувство прекрасного; фантазию;
  4. Создать условия для рождения художественного образа.

Оборудование:

1. Мультимедиа (презентация)
2. Учебник Литературное чтение. В.Ю.Свиридова.
3. Акварельные краски, 3 листа бумаги формат А-3, кисточки по количеству учеников, баночки с водой.
4. Тексты стихотворения Н.Орловой «Дерево – жираф», отпечатанные на каждого ученика. (т.к. издания учебников разные)

Организационный момент:

Долгожданный дан звонок,
Начинается - …… (урок).

-Какая сегодня погода?
-Как ваше настроение?
-Совпадает ли настроение природы с вашим?

Актуализация знаний:

-Итак, с хорошим настроением мы начинаем урок литературного чтения. А урок сегодня необычный. Мы отправимся на экскурсию (заочную) в природу!

А пока…

-Внимательно посмотрите на экран. В какой «стране» можно встретить такие слова? (в стране литературы).

-Расположите эти слова в 2 группы.

-Почему так объединили? Посмотрите на группу, выделенную розовым цветом. Какие произведения в прозе мы читали? («Томка»- Е.Чарушин, «Косточка»-Л.Толстой, «Друг детства»-В.Драгунский.)

-Кто из героев этих рассказов близок вам по характеру? Какой герой вам нравится? Почему?

-Как вы думаете, кто из них может быть поэтом? Почему?

(Дениска, он чувствительный, умеет сострадать, нежный, считает мишку своим другом).

Проверка дом.задания:

-Вспомните стихи, которые мы читали на прошлом уроке. Вы их знаете давно. Кто автор этих стихов? (А.Барто)
-Какое из них ближе Денису по характеру? Почему? (про Мишку)
-Какое настроение вначале стиха? (грустное)
-Как оно меняется к концу? (улучшается, появляется уверенность).
-Прочитай так, как будто это стихотворение читает Дениска!
-Молодцы!
-Какие еще стихи А.Барто вы знаете? (Зайка, Бычок и т.д.)
-Подумай, с каким настроением надо их читать! (чтение детьми стихов)
-Молодцы! (аплодисменты)
-Как вы думаете, трудно ли быть поэтом? (ответы детей)

Новая тема:

-Давайте отправимся на экскурсию: погуляем вместе с поэтом по берегу реки, посмотрим на мир его глазами. Пройдемся по садам поэзии.

Готовы? С собой берем хорошее настроение, наблюдательность, фантазию.

–Вот – дерево. Послушайте стихотворение поэтессы Н. Орловой и подумайте: какой поэтический образ создает поэт?

(Чтение учителем).

-Что скажете? Какое впечатление? (высказывания детей)

-Какое настроение у вас создалось? -Какой образ создает автор?

-С кем сравнивается дерево?

-Возьмите листочки с текстом (стихотворение без заглавия напечатано на листочках т.к. у детей разное издание учебников) и внимательно прочитайте стихотворение, после мы будем его исследовать, озаглавливать.

(Чтение жужжащее)

-Из каких слов и выражений понятно, что поэтесса воспринимает дерево как живое существо? (гуляет, слушает, шевелит ушами, носит украшение)

-Почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться рано, разве это нельзя сделать днем?

-Из каких слов видно, что у героев стихотворения отличное настроение? (они поют)

-Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется невероятной, сказочной? (гуляет)

-Подумайте, как можно озаглавить это стихотворение? (дети предлагают свои версии). – Молодцы!

-Посмотрите, как озаглавила свое стихотворение автор Н.Орлова. (У некоторых ребят заглавия совпали с авторским).

Физминутка.

–Мы продолжаем прогулку по садам поэзии. Посмотрите, какая красота! Встанем возле этих деревьев, представим, что мы необыкновенные деревья. Под дуновение теплого ветра, под звуки прекрасной музыки в движении танца выразим свои чувства! (дети вместе с учителем выполняют танцевальные движения под классическую музыку)

-Молодцы! Было очень красиво!

-Все красиво и удобно сели! Как настроение? (прекрасное!) А теперь представьте, что мы сидим у окна с поэтом Л.Друскиным. Послушайте его стихотворение и попробуйте представить картину, нарисованную поэтом. Можете при этом закрыть глаза.

(Чтение учителем)

-Какой поэтический образ вы представили? (образ дерева-человека)

-С кем сравнивает автор иву? (со старым, беззащитным, жалким человеком)

-Какое у вас создается настроение? (грустное, печальное)

-Почему? (мысли детей)

-Откройте учебник на странице 55. Посмотрите на рисунок: совпадает ли ваше представление с этим изображением дерева? Как художник выразил грустное состояние дерева? Какие краски использовал?

-Прочитайте стихотворение вполголоса, подумайте – какие слова в этом произведении помогают одушевить, «очеловечить» иву? (чтение вполголоса детьми) - далее ответы-(опираясь на костыль, горькая калека, взять ее за локоть, привести, сама заговорит)

-Почему поэт Л.Друскин не озаглавил свое стихотворение? (предположения детей)

-Как вы озаглавите? (дети предлагают).

-Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает с веселым пятнистым жирафом, а второй поэт такое же дерево сравнивает с искалеченным человеком? (время года, разная порода деревьев, погода, настроение поэтов)

-Из каких слов нам понятно, что герой, от лица которого рассказывается стихотворение, очень чуткий человек?

(жалел, готов забрать груз обид, домой привести, не расспрашивать, дать отдохнуть)

-Итак, в саду поэзии мы встретились с 2 произведениями. Что вы можете о них сказать? (разные по характеру, настроению)

-Подготовьтесь и прочитайте стихи, выражая нежное, светлое или задумчивое, печальное настроение, свои чувства и настроения!

(чтение про себя, подготовка к выразительному чтению)

Выразительное чтение по желанию детей.

(после прочтения идет обсуждение по выразительности чтения).

Выводы:

-Трудно ли быть поэтом? Почему?
-Все ли могут быть поэтами? Почему?
-Состояние души, характер, настроение можно передать не только словами. Как еще можно передать свои чувства? (красками, музыкой, танцами и движениями, жестом и мимикой)
-Послушайте музыку-вальс великого русского композитора П.И.Чайковского и подумайте, как бы вы его назвали!
-Что такое вальс? (парный танец)

Включается аудио-видео слайд с «Вальсом цветов» из балета «Щелкунчик».

(Дети легко называют: «Танец цветов» или «Вальс цветов»)

Рефлексия:

-Молодцы!

-Настроение какого стихотворения совпадает с настроением «Вальса Цветов»? (дети рассуждают)

-Как ваше настроение? (прекрасное)

-Не хотите ли передать свое прекрасное настроение всем гостям? Акварельными красками! Как настоящие художники!

(на открытом уроке много гостей) (Дети с удовольствием берутся за работу группами за отдельными столами. Заранее приготовлены акварельные краски с кисточками и листами бумаги).

Идет групповая работа. 3 ряда – 3 группы.

Закончив работу, дети вывешивают свои рисунки на доску.

-Что скажете? (дети радуются, высказывают свои мысли, все аплодируют).

-Молодцы!

-Ребята, трудно ли быть художником? Композитором?

-А поэтом?

-Кто из вас хочет стать поэтом? (дети рассуждают, высказываются).

-Посмотрите на экран. Это стихотворение написала ученица нашей школы Алина Шайдурова в 7 лет, сейчас она учится в 5 классе. (чтение учителем)

-Всем вам спасибо! На этой прекрасной ноте мы заканчиваем урок!