Цели урока:
- Формировать у детей представление о художественном образе;
- Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, и переживании мира;
- Пробудить у детей чувство прекрасного; фантазию;
- Создать условия для рождения художественного образа.
Оборудование:
1. Мультимедиа (презентация)
2. Учебник Литературное чтение. В.Ю.Свиридова.
3. Акварельные краски, 3 листа бумаги формат А-3, кисточки по количеству учеников, баночки с водой.
4. Тексты стихотворения Н.Орловой «Дерево – жираф», отпечатанные на каждого ученика. (т.к. издания учебников разные)
Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается - …… (урок).
-Какая сегодня погода?
-Как ваше настроение?
-Совпадает ли настроение природы с вашим?
Актуализация знаний:
-Итак, с хорошим настроением мы начинаем урок литературного чтения. А урок сегодня необычный. Мы отправимся на экскурсию (заочную) в природу!
А пока…
-Внимательно посмотрите на экран. В какой «стране» можно встретить такие слова? (в стране литературы).
-Расположите эти слова в 2 группы.
-Почему так объединили? Посмотрите на группу, выделенную розовым цветом. Какие произведения в прозе мы читали? («Томка»- Е.Чарушин, «Косточка»-Л.Толстой, «Друг детства»-В.Драгунский.)
-Кто из героев этих рассказов близок вам по характеру? Какой герой вам нравится? Почему?
-Как вы думаете, кто из них может быть поэтом? Почему?
(Дениска, он чувствительный, умеет сострадать, нежный, считает мишку своим другом).
Проверка дом.задания:
-Вспомните стихи, которые мы читали на прошлом
уроке. Вы их знаете давно. Кто автор этих стихов?
(А.Барто)
-Какое из них ближе Денису по характеру? Почему?
(про Мишку)
-Какое настроение вначале стиха? (грустное)
-Как оно меняется к концу? (улучшается, появляется
уверенность).
-Прочитай так, как будто это стихотворение читает
Дениска!
-Молодцы!
-Какие еще стихи А.Барто вы знаете? (Зайка, Бычок и
т.д.)
-Подумай, с каким настроением надо их читать!
(чтение детьми стихов)
-Молодцы! (аплодисменты)
-Как вы думаете, трудно ли быть поэтом? (ответы
детей)
Новая тема:
-Давайте отправимся на экскурсию: погуляем вместе с поэтом по берегу реки, посмотрим на мир его глазами. Пройдемся по садам поэзии.
Готовы? С собой берем хорошее настроение, наблюдательность, фантазию.
–Вот – дерево. Послушайте стихотворение поэтессы Н. Орловой и подумайте: какой поэтический образ создает поэт?
(Чтение учителем).
-Что скажете? Какое впечатление? (высказывания детей)
-Какое настроение у вас создалось? -Какой образ создает автор?
-С кем сравнивается дерево?
-Возьмите листочки с текстом (стихотворение без заглавия напечатано на листочках т.к. у детей разное издание учебников) и внимательно прочитайте стихотворение, после мы будем его исследовать, озаглавливать.
(Чтение жужжащее)
-Из каких слов и выражений понятно, что поэтесса воспринимает дерево как живое существо? (гуляет, слушает, шевелит ушами, носит украшение)
-Почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться рано, разве это нельзя сделать днем?
-Из каких слов видно, что у героев стихотворения отличное настроение? (они поют)
-Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется невероятной, сказочной? (гуляет)
-Подумайте, как можно озаглавить это стихотворение? (дети предлагают свои версии). – Молодцы!
-Посмотрите, как озаглавила свое стихотворение автор Н.Орлова. (У некоторых ребят заглавия совпали с авторским).
Физминутка.
–Мы продолжаем прогулку по садам поэзии. Посмотрите, какая красота! Встанем возле этих деревьев, представим, что мы необыкновенные деревья. Под дуновение теплого ветра, под звуки прекрасной музыки в движении танца выразим свои чувства! (дети вместе с учителем выполняют танцевальные движения под классическую музыку)
-Молодцы! Было очень красиво!
-Все красиво и удобно сели! Как настроение? (прекрасное!) А теперь представьте, что мы сидим у окна с поэтом Л.Друскиным. Послушайте его стихотворение и попробуйте представить картину, нарисованную поэтом. Можете при этом закрыть глаза.
(Чтение учителем)
-Какой поэтический образ вы представили? (образ дерева-человека)
-С кем сравнивает автор иву? (со старым, беззащитным, жалким человеком)
-Какое у вас создается настроение? (грустное, печальное)
-Почему? (мысли детей)
-Откройте учебник на странице 55. Посмотрите на рисунок: совпадает ли ваше представление с этим изображением дерева? Как художник выразил грустное состояние дерева? Какие краски использовал?
-Прочитайте стихотворение вполголоса, подумайте – какие слова в этом произведении помогают одушевить, «очеловечить» иву? (чтение вполголоса детьми) - далее ответы-(опираясь на костыль, горькая калека, взять ее за локоть, привести, сама заговорит)
-Почему поэт Л.Друскин не озаглавил свое стихотворение? (предположения детей)
-Как вы озаглавите? (дети предлагают).
-Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает с веселым пятнистым жирафом, а второй поэт такое же дерево сравнивает с искалеченным человеком? (время года, разная порода деревьев, погода, настроение поэтов)
-Из каких слов нам понятно, что герой, от лица которого рассказывается стихотворение, очень чуткий человек?
(жалел, готов забрать груз обид, домой привести, не расспрашивать, дать отдохнуть)
-Итак, в саду поэзии мы встретились с 2 произведениями. Что вы можете о них сказать? (разные по характеру, настроению)
-Подготовьтесь и прочитайте стихи, выражая нежное, светлое или задумчивое, печальное настроение, свои чувства и настроения!
(чтение про себя, подготовка к выразительному чтению)
Выразительное чтение по желанию детей.
(после прочтения идет обсуждение по выразительности чтения).
Выводы:
-Трудно ли быть поэтом? Почему?
-Все ли могут быть поэтами? Почему?
-Состояние души, характер, настроение можно передать не только словами. Как еще можно передать свои чувства? (красками, музыкой, танцами и движениями, жестом и мимикой)
-Послушайте музыку-вальс великого русского композитора П.И.Чайковского и подумайте, как бы вы его назвали!
-Что такое вальс? (парный танец)
Включается аудио-видео слайд с «Вальсом цветов» из балета «Щелкунчик».
(Дети легко называют: «Танец цветов» или «Вальс цветов»)
Рефлексия:
-Молодцы!
-Настроение какого стихотворения совпадает с настроением «Вальса Цветов»? (дети рассуждают)
-Как ваше настроение? (прекрасное)
-Не хотите ли передать свое прекрасное настроение всем гостям? Акварельными красками! Как настоящие художники!
(на открытом уроке много гостей) (Дети с удовольствием берутся за работу группами за отдельными столами. Заранее приготовлены акварельные краски с кисточками и листами бумаги).
Идет групповая работа. 3 ряда – 3 группы.
Закончив работу, дети вывешивают свои рисунки на доску.
-Что скажете? (дети радуются, высказывают свои мысли, все аплодируют).
-Молодцы!
-Ребята, трудно ли быть художником? Композитором?
-А поэтом?
-Кто из вас хочет стать поэтом? (дети рассуждают, высказываются).
-Посмотрите на экран. Это стихотворение написала ученица нашей школы Алина Шайдурова в 7 лет, сейчас она учится в 5 классе. (чтение учителем)
-Всем вам спасибо! На этой прекрасной ноте мы заканчиваем урок!