Ход урока
(звучит музыка: “В каждом маленьком ребенке…”)
-Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, веселое…)
-Что кроме самой музыки позволяет создать веселое настроение песни? (слова песни)
-Какие это слова? (смешные) … а кто смеётся? Сами ребята?... или автор песни?
-А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями из жизни)
-А когда вам бывает смешно?....
-Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)
-Как вы думаете, только ли песни могут передать веселое настроение?....или может быть ещё стихи и рассказы?
-А я знаю, кто нам поможет, и надеюсь, что догадаетесь и вы (викторина по отрывкам из произведений В. Драгунского - аудиозапись)
-Мы спросили взрослых в зале:
“Вы Драгунского читали?”
А в ответ-вот это да!!!
Все сказали дружно “ ДА!”
Как вы думаете, почему В. Драгунского знают и понимают, любят читать так много людей?
- А какие ещё произведения В. Драгунского вы знаете?
-Что общего в настроении всех рассказов В. Драгунского?
-Как вы думаете, если рассказы В. Драгунского вызывают смех, веселье, радость…юмор в них присутствует? (да)
Этап антиципации.
(на доске написано предложение: “Надо иметь чувство юмора” В.Драгунский)
-Ребята. Посмотрите на предложение и скажите. Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения и почему? (Дети предлагают версии и доказывают свою точку зрения. На доске появляются по очереди знаки: точка, восклицательный и вопросительный знаки.)
- А как вы думаете, надо ли человеку иметь чувство юмора? (беседа)
-Таких людей любят?
-А вам интересно узнать, что думает по этому поводу В. Драгунский? ...что для этого нужно сделать? (прочитать произведение) …будем искать ответ на вопрос в рассказе Драгунского.
-Давайте откроем учебники и посмотрим на иллюстрацию, которая помещена к рассказу.
-Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе?
-Вы узнали героев?
-Как рисунок соотносится с названием текста? (предположения детей)
Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение детьми первой части рассказа про себя.
2. Выявление первичного восприятия текста:
-Ребята, я видела, как во время чтения вы все улыбались. Что вам показалось интересным в первой части?.... Вы “покатывались со смеху” или просто улыбались?...А вот наши герои “просто покатывались со смеху”….это как? (очень сильно смеялись)
-Что же так развеселило героев?
-Встретились ли в тексте незнакомые слова?
-Нужно ли пояснить, кто такие лемуры? (Лемур - полуобезьяна с длинным хвостом и удлиненными задними конечностями. Живет в тропических лесах.) Посмотрите на фото лемура. Вам он понравился? Забавный зверек? Скажите, правда, такой зверек мог отвлечь внимание мальчиков от уроков?..
-А вот в конце первой части смеётся один Дениска. Почему?
-Можете ли вы уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора?
-Вам интересно, что же будет дальше?...давайте вместе прочитаем текст 2 и 3 частей. (вслух комментированное чтение. Диалог с автором)
После предложения: “Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого “В” и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!”
-Так ведут себя многие?
Последний абзац учитель читает сам.
После предложения: “Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня” Почему папа остановился и стал смотреть на Дениску?
После предложения: “Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы ещё этого не проходили” А такое в школе проходят?
После предложения: “И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты…” Почему?
………они смеялись почему-то или над кем-то?
-А Дениске было смешно? Почему? Вы поняли, почему Дениска ушел? Что он почувствовал?
Чтение 3 части.
После предложения: “Я вышел из комнаты в коридор…. ровно столько, сколько нужно” Оправдывает себя….?!
После предложения: “ И ещё я подумал …. на целину” Расстроился?!
-А целина это…..? (Это освоение никогда не паханой земли)
- Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу, как ему было жалко себя - он, даже хотел уйти из дома на целину.
После предложения: “Что ты, она похудела на 37 кило! Вот как скучает!” Хотел, что б его пожалели?! Обидно ему?! Может даже стыдно?!
После предложения: “Что у тебя такие глаза?” А что заметил папа в глазах Дениски?
После предложения: “Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе” Он на самом деле выдумал?
Обобщающая беседа.
-Зачем Дениска спрятался за вешалку?
-Зачем папа добился, чтобы Дениска засмеялся?
(найдите это в тексте)
-Что хотел папа?
-Папа всё понял?
-Чему же учил папа Дениску?
-У кого из героев рассказа есть чувство юмора? А кому нужно ещё это чувство развивать?
-А можете это доказать словами текста? (“Здравствуйте, товарищи студенты!”
-Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу?.... А почему он обиделся? (Принял задачу на свой счет, решил, что несправедливо папа про него говорит, обиделся, что папа с Мишкой смеялись)
-Почему папа первым подошел к Дениске? (папа понял, что Дениска обиделся, решил помочь сыну посмотреть на себя со стороны и научиться смеяться над собой)
-Есть ли у папы чувство юмора? (да, придумал смешную и полезную задачу)
-Есть ли чувство юмора у Дениски? (не совсем)
- Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? Заставила задуматься? (Задача заставила Дениску задуматься над своим поведением)
Работа с текстом после чтения.
-Ребята, найдите в первой части текста подтверждение тому, что папа Дениски веселый человек. (Здравствуйте, товарищи студенты!”) Они что, студенты? Папа веселый, он шутит.
-Найдите в тексте момент, который говорит нам, как среагировал Мишка на задачу Дениски (Мишка надулся)
- А как отреагировал папа? (папа не надулся, но задумался.)
-А как автор нам показывает реакцию Дениски на папину задачу? (И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты)
-Найдите в тексте момент, где Дениска оправдывает себя, принимая выдуманную папой задачу на свой счет (“Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать….”)
-Зачитайте отрывок, где папа объясняет Дениске суть задачи и смысл чувства юмора (“Я это всё выдумал…..”)
Итоговая беседа.
-Какой бы вы теперь поставили знак в конце предложения: “Надо иметь чувство юмора!”
Ребята, скажите, трудно ли было Дениске справиться с обидой одному, без помощи папы?.... Значит, обладать чувством юмора не простая задача. Как бы вы ответили на вопрос: Смеяться над самим собой трудно или легко? ... Как мы назовем сегодняшний наш разговор? Рассуждали на тему?(На доске тема урока: “Легко ли смеяться над собой?”)
- Как вы думаете, зачем авторы учебника включили так много произведений Драгунского?
-Чему учит нас рассказ В. Драгунского?
- А хотите, я с вами поделюсь своими открытиями? (долгое время сама считала. Что чувство юмора - это способность человека смеяться над происходящим, но только после чтения рассказа поняла, что главное – это умение смеяться над собой!)
Рассказ учителя об авторе:
-Ребята. А что вы уже можете сказать об авторе В. Драгунском по его произведениям? Что это был за человек?....
-Обладал ли он чувством юмора?..
В. Драгунского называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, руководителем театра “Синяя птичка”. А ещё Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха - такой веселый это был дед мороз. Одно время Драгунский работал в цирке на Цветном бульваре клоуном. Во время Великой Отечественной войны ездил на фронт с другими артистами выступал перед бойцами, поднимал им настроение и боевой дух. Когда у В. Драгунского подрос сын Дениска, с ним стали происходить веселые истории и вскоре вышли книги “Денискины рассказы”, “Он живой и светится”, “Расскажите мне про Сингапур”. Виктор Драгунский написал около 90 рассказов. Среди них и наш рассказ “Надо иметь чувство юмора” Прочитайте последнее предложение…. Как вы думаете, что могло произойти дальше, когда папа с Дениской вернулись в комнату, ведь там оставался ещё и Мишка??... Это и будет вашим домашним заданием, плюс рассказать родителям, что же такое чувство юмора. Когда вы будете составлять рассказ, вспомните, как вам помогало чувство юмора в жизни.
-Почему же так много людей любят Драгунского с детства?
Домашнее задание.
Хотелось бы вернуться в детство,
Где радость, смех и добрые мечты.
Для этого одно есть средство:
Драгунского перечитайте вы.
Пусть книг его задор , веселье
Зарядят оптимизмом вас,
Поднимут ваше настроение.
До новых встреч и в добрый час!