Урок литературного чтения "Утебай Турманжанов "Стать бы пчелою…"" 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 2


Цели урока.

  • Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения У. Турманжанова “Стать бы пчелою…”. Продолжить обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
  • Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать. Способствовать обогащению словарного запаса.
  • Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.

Обеспечение адекватного восстановления сил, способствовать рациональной организации двигательной активности.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Дидактическое обеспечение урока.

ТСО: мультимедийный проектор; ноутбук, экран.

Для учителя: диски со слайд-шоу.

Для детей: листы с текстом произведения У.Турманжанова “Стать бы пчелою…”.

Ход урока

1. Организационный этап.

А) Эмоциональный настрой. Стихотворение Убайда Раджаба “Мамочка”.

Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать поpа"?
Мамочка.
Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю - в пиалy налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.

2. Актуализация.

Б) Игра “Подарки для мамы”.

- Что подарят маминому сердцу цветы, солнце, звезды, горы, водопад.

Цветы: красоту, нежность, любовь.

Солнце: теплоту, свет, нежность пробуждения.

Звезды: красоту, обаяние, загадочность, бесконечность, стремление к познанию.

Горы: сила, надежность, вера в себя, выдержку, крепость.

Водопад: свежесть, движение, обновление.

3. Формирование новых понятий и способов действия.

А) Знакомство с автором стихотворения У. Турманжановым.

Турманжанов Утебай родился в 1904 году. Казахский поэт. Сын бедняка. Воспитывался в детдоме.

Окончил университет трудящихся Востока. Начал писать в 1925 году.

Лучшие произведения Турманжанова: “Черное золото”, “Белое золото”, “Пулемет”, “Байкыз” и ряд поэм для детей (“Ласточка”, “Стальная птица”, “Поэма о двух братьях”). В них Турманжанов показывает героев гражданской войны и социалистического строительства в Казахстане.

Он также занимается исследованием произведений казахского фольклора, составил сборник, включающий 4 000 казахских поговорок и пословиц.

Утебай Турманжанов известен и как переводчик лирических стихотворений Пушкина и Лермонтова.

Перевёл около 50 басен Л.Н.Толстого.

До Утебая Турманжанова у казахов детской литературы не было. “На долю Турманжанова выпала тяжёлая, но почётная задача, которую он выполнил блестяще. Он как бы вырастил цветы на голом месте”,- так сказал о его вкладе в казахскую детскую литературу писатель Музафар Алимбаев.

Б) Подготовка к чтению.

  • Тенистый сад – дающий обильную тень.
  • Зной – сильная жара от нагретого солнцем воздуха.
  • Возместить – восполнить, заменить чем-нибудь недостающее или утраченное.
  • Чинара – дерево, восточный платан.
  • Твоего непокоя – беспокойство

В) Чтение стихотворения

О, если б пчелою однажды мне стать,
Без устали садом тернистым летать,
Душистый нектар из цветов собирать,
Работать, не чувствуя ветра и зноя,
Чтоб маме потом этот мёд принести,
Сказать ей: “Пожалуйста, мама, прости,
Скажи мне, могу ли я чем возместить
Все ночи и дни твоего непокоя?”
О, если б чинарой раскидистой стать,
Полмира ветвями своими обнять,
Под этой чинарой ветвистой, густою,
Чтоб мама в моей укрывалась тени,
Чтоб мог я сказать ей: “Ты, мама, усни!
Быть может, хоть этим украшу я дни
И ночи тревог твоего непокоя?”.
О, если б таким человеком мне стать,
Чтоб радость труда довелось испытать,
Чтоб дружбу людскую пришлось мне познать
И мама родная гордилась бы мною.
Чтоб голову мог я пред нею склонить,
Чтоб мог я её от беды защитить,
На плечи свои чтоб мог я взвалить
Все дни и все ночи её непокоя.

Г) Чтение стихотворения детьми.

4. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Анализ произведения.

- Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

- Какого оно цвета?

- Что, по-вашему, послужило толчком для создания этого произведения?

- Как вы думаете, при каких обстоятельствах вы бы могли вспомнить строки этого стихотворения?

- Расскажите, что вы чувствовали, читая стихотворение У. Турманжанова?

- Какие картины вам представились отчетливо?

2. Отношение автора к матери.

Автор —> Мать

3. Использование автором средств художественной выразительности.

- Какие средства художественной выразительности использует автор в своем произведении? Приведите примеры.

- Для создания художественного образа автор использует несколько приемов.

В стихотворении У. Турманжанов задает риторический вопрос, т.е. не требующий ответа. Он как бы сам с собою разговаривает, но мы невольно включаемся в его размышления и переживания. Между тем автор использует прием повтора одних и тех же слов. Это как бы подчеркивает мысль автора, придает его словам особую выразительность и убедительность. Строки “О, если б…” звучат как заклинание.

4. Работа с пословицами и цитатами.

- На стенах класса вы видите цитаты, а также пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица или цитата больше соответствует стихотворению У. Турманжанова?

  1. Нет друга нежнее матери.
  2. При солнце тепло, а при матери добро.
  3. Птица рада весне, а дитя матери.
  4. Материнская молитва со дна моря вынимает.
  5. Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О. Бальзак
  6. Сердце матери – неиссякаемый источник любви. Жан Пьер Беранже.

5. Этап информации о домашнем задании.

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Подобрать свои стихи о маме.

6. Подведение итогов урока.

Дается оценка работы класса и отдельных учащихся.

7. Этап рефлексии.

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

  Стоят,  руки вверх – отлично).

Презентация имеет большой объем, находится у автора статьи.