Литература
-
Урок литературы "Жилин и Костылин: разные судьбы" 2013
Урок обобщения и систематизации материала по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Групповая и индивидуальная работа объединяет усилия учеников и учителя при обучении составлению сравнительной характеристики главных героев.
-
Урок литературы "Жить не по лжи". Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына "Матренин двор" 2009
Изучение творчества А.И. Солженицына, согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования, предполагает обращение к рассказу "Матрёнин двор" при изучении курса литературы в средней школе. О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили "Матрёнин двор". Его называли "блистательным", "подлинно гениальным" произведением.
-
Урок литературы "Звезда в колодезном ведре" 2012
Урок по творчеству и биографии новгородского поэта Леонида Федоровича Усяченкова. Изучение литературы родного края дополняет общую картину русской литературы, развивает навыки анализа художественного текста, учит эстетической ориентации в ранее неизвестном литературном материале. Литературное краеведение обогащает знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
-
Урок литературы "Искусство… к бойцам обращалось оно" 2009
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей создания известных стихов, песен, картин о войне; показать роль искусства в годы Великой Отечественной войны; воспитание патриотизма, любви к Родине; чувства уважения к людям старшего поколения; духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины.
-
Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2012
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма.
-
Урок литературы "История жизни и смерти Натальи Савишны" (по повести Л.Н. Толстого "Детство"). 7-й класс 2012
На уроке изучается 13-я глава повести Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся знакомятся с творчеством писателя, учатся извлекать нравственные уроки из классической литературы.
-
Урок литературы "Как стать крылатым" (по сказке-притче Ф.Сологуба "Крылья") 2008
На уроке литературы в 5-м классе рассматриваются особенности жанра притчи. Знакомство с биографией писателя, медленное чтение, инсценировка сказки, сопоставление её с другими произведениями искусства - пути постижения нравственных проблем человеческой души. На уроке используются индивидуальные и групповые формы работы.
-
Урок литературы "Клен – сквозной образ в лирике Есенина". 11-й класс 2020
Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному анализу стихотворений поэта; знать понятия: «литературный образ», «предикативная характеристика», «эпитет», «олицетворение», «синтаксическая организация речевых средств», «роль повторов», «эмоционально окрашенные детали образа», «обращение»; воспитывать интерес к слову поэта.
-
Урок литературы "Когда закрывается занавес…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2009
Заключительный урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» не только позволит обобщить изученное и в процессе обсуждения выявить основную идею произведения, но и будет способствовать развитию творческих способностей учащихся. Инсценировки, в которых участвуют дети, прививают навыки публичного выступления, воспитывают интерес к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Урок литературы "Л.Андреев. Рассказ "Кусака" 2020
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем, понимание авторской позиции, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Урок литературы "Лирика военных лет" 2012
Урок проводится на 2-м курсе обучения в разделе «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». В ходе урока рассматривается поэзия, соединяющая высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Война изображается не как геройство и подвиг, а как проверка на человечность. Цель урока: пробудить чувство сопереживания приобщением к исповедальной и искренней лирике, доходящей до сердца каждого человека.
-
Урок литературы "Лирика Николая Туроверова в контексте эпохи". 11-й класс 2019
Цели урока: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; формировать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, изобразительное искусство.
-
Урок литературы "Любить – значит жертвовать собой ради любимого" (по роману В.Гюго "Собор Парижской Богоматери" 2009
Данный урок - знакомство с творчеством великого французского писателя, поэта, драматурга XIX века В.Гюго. Роман "Собор Парижской Богоматери" - это "художественная энциклопедия Средневековья", где каждый герой по-своему проявляется в любви, но не каждый из героев способен на жертвенную любовь. Ведь "умирать от любви - значит жить ею".
-
Урок литературы "Люблю отчизну я…" (10-й класс) 2009
Урок проводится в форме французской мастерской. Учащиеся и присутствующие работают в группах до 5–6 человек. Задача урока: посредством стихов Лермонтова не только выяснить его отношение к Родине через сами стихи, но и вглядеться самому в свое внутреннее Я.
-
Урок литературы "Любовная лирика А.С. Пушкина" (9-й класс) 2009
В ходе урока учащиеся анализируют, что входит в понятие «любовь», знакомятся с «донжуанским» списком великого поэта и его героинями, а также со стихотворениями, обращёнными к этим женщинам. В заключение урока ребята представляют сообщение о потомках поэта.
-
Урок литературы "Людей неитересных в мире нет …" (по рассказу Ю.Яковлева "Багульник") 2012
Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева «Багульник» решает важную нравственную проблему в формировании личности ребенка, а именно: воспитывает уважительное отношение к человеку и животным. Наше время нуждается в таких людях, как главный герой рассказа «Багульник». Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце рыцаря, сердце преданного друга.
-
Урок литературы "М.М. Пришвин "Кладовая солнца"" 2014
Цель урока: выяснить особенности писательского дарования М.М. Пришвина, смысл названия произведения. На уроке учащиеся, используя текст произведения, определили важную роль взаимодействия человека и природы, выяснили, что сказка-быль Пришвина учит тому, что нельзя потребительски относиться к природе.
-
Урок литературы "М.Ю. Лермонтов "Бородино"" 2014
Урок расширяет представления ребят о биографии писателя, развивает интерес к его судьбе и творчеству.
-
Урок литературы "М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта". 7-й класс 2016
Цель урока заключается в создании условий для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии. В течение всего урока осуществляется личностно ориентированный подход, используются технологии педагогики сотрудничества, проблемного обучения, ИКТ-технологии.
-
Урок литературы "Малая проза" А.В. Вампилова. Рассказ "Финский нож и перситская сирень" 2008
Урок пропагандирует творчество А. Вампилова, стремится вызвать интерес к личности писателя, через воспитание любви к малой родине приобщить учащихся к творческому наследию А. Вампилова.
-
Урок литературы "Мальчик с ручкой": почему люди стоят с протянутой рукой? (По материалам рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке") 2014
На уроке создается ситуация, в которой дети сами выбирают личность писателя для изучения (из предложенных). В ходе урока они знакомятся с основными этапами жизни Ф.М. Достоевского, читают и анализируют отрывок из его произведения «Мальчик у Христа на елке», ведут этическую беседу, стимулом к которой становится художественный текст. Все это подчинено единой идее: учить ребенка не пасовать перед трудностями, преодолевать их.
-
Урок литературы "Мгновения счастья в жизни юных героев повести Ч. Айтманова "Ранние журавли". Анализ эпизода 2009
Методическая разработка будет полезна учителям литературы, работающим по программе для национальных школ России. Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения с целью усвоения идейного содержания повести. Анализируя эпизод, учащиеся приходят к пониманию того, что в художественном произведении нет ничего случайного, всё взаимосвязано и подчинено главной задаче: глубже раскрыть идейное содержание повести, показать душевные качества героев.
-
Урок литературы "Мог ли Герасим поступить иначе?". 5-й класс 2017
Цели урока: углубить знания учащихся об эпохе крепостного права; привлечь их внимание к судьбе Герасима; учить художественному пересказу, рецензированию; способствовать формированию чувства сопереживания, жалости.
-
Урок литературы "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя "Шинель"" 2011
Данный урок способствует достижению следующих целей: углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатываются навыки анализа прозаического текста. Формируется представление о мотиве обиды в повести "Шинель".
-
Урок литературы "Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Утес". 6-й класс 2013
Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова, фактами биографии, которые оказали влияние на мироощущение поэта. В ходе урока учащиеся принимают участие в беседе по статье учебника (домашнее задание), выступают с сообщением о жизни поэта, обучаются ассоциативному анализу лирического произведения.
-
Урок литературы "Н.В. Гоголь как гражданин и писатель" 2011
Давно стало историей всё, что было связано с произведением Н.В. Гоголя "Мертвые души", а до сих пор его читают школьники, и никто не собирается исключать его из школьной программы. По праву считается, что изучение поэмы – занятие не из легких. Причин тому несколько, и одна из них – загадочность и неординарность гоголевской натуры. Вторая причина – сложность замысла и оригинальность его воплощения. Третья – методические затруднения. Многое зависит от первого урока, на котором происходит знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя. Именно этой теме и посвящен урок.
-
Урок литературы "Не хлебом единым жив человек" 2008
На уроке обращаемся к творчеству одного из местных поэтов. Стихотворения В.И. Никонова - неиссякаемый родник, из которого можно бесконечно черпать, утоляя жажду духовности. Используя интерактивный режим, вовлекаем учащихся в обсуждение вариантов решения выявленных проблем, формулировку личного отношения к проблеме. С помощью незатейливых стихотворений в подрастающем поколении воспитывается добро, стремление помочь ближнему.
-
Урок литературы "Неоконченное путешествие с Жюлем Верном" 2010
Автор знакомит с основными вехами жизни Ж.Верна, с историей создания "Необыкновенных путешествий"; акцентирует внимание учеников на вере писателя в силу и возможности человека.
-
Урок литературы "Новые люди" (по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?"). 10-й класс 2017
Цель урока: научить детей рассуждать на тему преобразования мира и человеческих отношений.
-
Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии" 2009
Целью урока является актуализация личного опыт учащихся, формирование лучших их нравственных качеств. Раскрытие темы поможет дать краткий обзор творчества В.Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.