Урок литературного чтения в 4-м классе "Л.Н. Толстой "Детство". Главы из повести. Глава 1. "Учитель Карл Иванович""

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


ЦЕЛИ:

  • Продолжить работу по изучению главы из повести Л.Н. Толстого "Детство" "Учитель Карл Иванович".
  • Формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, решать разнообразные коммуникативные задачи.
  • Развивать интерес к литературному чтению, обогатить словарный запас учащихся за счет устаревшей и малоупотребляемой лексики.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Учебник Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова "Литературное чтение" 4 класс.
  • Портрет Л.Н. Толстого.
  • Выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого.
  • Иллюстрации художников и рисунки учащихся к повести "Детство" Л.Н. Толстого.
  • Толковые словари.

ТИП УРОКА: Урок-исследование.

На доске предложения из текста:

  • "Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!"

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим работу над главой из повести Л.Н. Толстого "Детство" "Учитель Карл Иванович".

Проведем урок-исследования.

Чем занимаются исследователи?

(Исследователь - лицо, занимающееся научными исследованиями, т.е. выясняет, изучает что-либо, наблюдает за процессом.)

Чем мы будем заниматься на уроке чтения как исследователи-читатели?

(Искать доказательства к поставленной проблеме)

2. Проверка домашнего задания.

Вы готовили ответы на три вопроса.

(Вопросы записаны на доске, ответы у учащихся в тетрадях по чтению)

  1. О чем это произведение? (О самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир встречает его и т.д.)
  2. Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения? (Ответы детей).
  3. Почему Л.Н. Толстой назвал 1-ую главу "Учитель Карл Иванович"? (Высказывания детей)

3. Исследовательская работа.

(На доске предложение из главы "Учитель Карл Иванович": "Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!")

- Проведем исследование содержания текста, в результате которого докажем справедливость мысли героя.

(Учащиеся разделены на 5 групп)

  • Первая группа - художники-портретисты, они же художники по костюмам.
  • Вторая группа - художники-дизайнеры по интерьеру.
  • Третья группа - эксперты-языковеды.
  • Четвертая группа - воспитатели.
  • Пятая группа - эксперты-психологи.

Слово художникам-портретистам:

Описание внешнего вида Карла Ивановича.

(Учащиеся читают отрывки из произведения про внешний вид героя).

- Просим экспертов-языковедов дать объяснения незнакомых слов.

  • Ваточный халат - халат на подкладке из ваты
  • Ермолка - маленькая, мягкая, круглая шапочка.
  • Козловые сапоги - сапоги из козьей кожи.

(слова записаны на доске)

Таким мы увидели Карла Ивановича глазами Николеньки.

Рассмотрим рисунки художников по костюмам (Рисунки на доске)

В какой сцене мы видим Карла Ивановича в домашней одежде? (Ответы детей)

Имеются ли вопросы к учащимся по поводу внешнего вида Карла Ивановича у художников-портретистов?

Ученик - Почему Карл Иванович был так одет? (Ответы детей)

Предоставим слово экспертам из группы художников-дизайнеров по интерьеру.

Как характеризуют Карла Ивановича его вещи в классной комнате?

(Учащиеся читают отрывки, рассказывают о том, как выглядела классная комната, какие вещи лежали на рабочем столике Карла Ивановича).

  • Языковеды, дайте толкование следующих слов:
  • Классная комната - учебная комната.
  • Егерь - охотник, стрелок с ружьем и собакой.
  • Ландкарты - географические карты.
  • Табакерка - коробочка для табака.

(Слова записаны на доске)

Что можно сказать о характере Карла Ивановича?

(В классной комнате он другой, он - наставник, строг, в меру, добился того, что в классной комнате ничего лишнего, что отвлекало бы от учебных занятий. У Карала Ивановича совесть чистая и душа покойна).

У экспертов из группы художников-дизайнеров по интерьеру есть вопросы к классу?

Ученик - Почему слово "собственная" два раза в тексте было выделено курсивом? (Карл Иванович - гувернер, выписан из-за границы. Жил в чужом доме, собственных вещей мало).

Какие методы и приемы воспитания использовал Карл Иванович в этой классной комнате? Слово экспертам-воспитателям.

(Учащиеся читают отрывки, рассказывают)

Имеются ли вопросы у экспертов-воспитателей по поводу методов и приемов воспитания, которые использовал Карл Иванович?

Ученик - Почему Карл Иванович молчал, когда Николенька стоял в углу?

(Он давал возможность детям, исполняя наказание, подумать, поразмышлять над своим поведением).

Ученик - Почему линейка для наказания, которая висела в классной комнате, была новенькой?

(Карл Иванович ею не пользовался, она висела только для устрашения).

Ученик - Какие проступки, большие и маленькие, могли тогда совершать дети?

(Ответы детей)

Каким же Карл Иванович был воспитателем?

(Не очень строг, терпелив, умел воспитывать даже молчанием).

К чему привела такая методика воспитания? Каким вырос Николенька?

Слово экспертам-психологам:

(Учащиеся дают оценку размышлениям Николеньки о взаимоотношениях с учителем, о его отношении к учителю)

Прочитайте ещё раз предложение на доске.

Смогли мы доказать правильность этой мысли Николеньки?

(Ответы детей).

Какими способами мы достигли цели?

(Ответы детей)

Всю жизнь Л.Н. Толстой изучал человека в самом себе. Он анализировал поступки людей, наблюдал за ними, его интересовал нравственный смысл поступка.

Повесть "Детство" интересна тем, что впервые взрослому человеку удалось так правдиво заговорить от имени ребенка, передать его мысли, чувства, огорчения.

Главный герой Николенька Иртеньев - прообраз самого автора, не только совершает какие-либо поступки, но и старается сам осмыслить их, даже исправить что-либо в своем поведении.

4. Тестирование.

- Проведем тестирование, чтобы выяснить, насколько вы были внимательны, слушали друг друга, насколько эффективной была работа наших экспертов.

Т Е С Т

ВАРИАНТ 1

1. Чего не было в гардеробе Карла Ивановича?

а) красная вязанная ермолка;

б) ваточный халат;

в) мягкие козловые сапоги;

г) телогрейка на меху.

2. Кто был изображен на табакерке?

а) рыцарь;

б) егерь;

в) король;

г) рыбак

3. Что использовал Карл Иванович в качестве наказания?

а) сёк розгами;

б) ставил на грох;

в) ставил в угол на колени;

г) жаловался родителям

4. Надзиратель за детьми - это:

а) опекун;

б) гувернёр;

в) слуга;

г) дворовый дядька

5. Кто был Карл Иванович по национальности?

а) немец;

б) англичанин;

в) француз;

г) русский

ВАРИАНТ 2

1. Материал из которого был сделан халат Карла Ивановича?

а) парча;

б) вата;

в) шерсть;

г) бархат

2. Чего не было на рабочем столе Карла Ивановича?

а) часы с нарисованным егерем;

б) табакерка;

в) футляр для очков;

г) чернильница

3. Где отмечал Карл Иванович проступки детей?

а) на доске;

б) в дневнике;

в) в журнале;

г) в записной книжке

4. Как назывались географические карты в кабинете Карла Ивановича?

а) атлас;

б) ландкарты;

в) таблицы;

г) картины-пейзажи

5. Кто был прообразом Л.Н. Толстого в повести "Детство"?

а) Николенька;

б) Володя;

в) Карл Иванович;

г) нет прообраза

5. Взаимопроверка, взаимооценивание.

- Оцените работу своего соседа по парте.

(Ключ к тесту и способ оценивания на доске)

Оценивание:

  • "5" - без ошибок
  • "4" - 1 ошибка
  • "3" - 2 ошибки

Вариант 1

1 - г

2 - б

3 - в

4 - б

5 - а

Вариант 2

1 - б

2 - г

3 - а

4 - б

5 - а

- Какие оценки поставили? Почему?

6. Домашнее задание по выбору:

  1. Художественный пересказ одного из отрывков главы "Учитель Карл Иванович".
  2. Сочинение о событии из своего детства.
  3. Прочитать другие главы из повести.

Комментарии к домашнему заданию:

  • Выбирайте задание по желанию.
  • Было ли в вашей жизни событие, которое заставило вас задуматься, размышлять? А может это событие связано с каким-то человеком? Напишите.
  • В первой главе повети "Детство" Л.Н. Толстой показал, как складывались взаимоотношения Николеньки с учителем. А если вы прочитаете другие главы из повести "Детство", вы узнаете, как складывались отношения у Николеньки со сверстниками, с родными людьми.

7. Рефлексия.

  • Понравилась вам работа на уроке? (Ответы учащихся)
  • Что понравилось? (Ответы детей)
  • Что бы вы хотели изменить по ходу урока, повторить на других уроках? (Ответы детей)