Цель урока: освоение рационального способа работы с текстами познавательного характера.
Задачи урока: создать условия для:
- овладения способом работы с познавательным текстом;
- развития коммуникативных способностей;
- мотивации детей на дальнейшую работу с познавательными текстами
Тип урока по дидактическим целям: приобретение новых знаний на основе уже имеющихся с привлечением догадки и интуиции и применение знаний в нестандартной ситуации.
Ход урока
I. Организационный момент
Демонстрация фрагмента мультфильма “Смешарики”
Я внимательно следила за вами, когда вы смотрели мультфильм, и поняла, что вы их любите смотреть. Верно?
– Чем занимались герои мультфильма? (читали)
– Кто из вас любит читать?
– Перед вами (Приложение 1) 2 мультгероя, узнаёте? (слайд 2) Назовите одним словом, что предпочитает читать Нюша. (художественную литературу). А что – Лосяш? (познавательную)
– Что читать труднее: познавательный или художественный текст? Почему? (незнакомые слова, надо напрягаться при чтении, обдумывать, запоминать)
II. Тема и цель урока
– Да, познавательные тексты читать труднее. Но тема урока как раз “Познавательный текст из сборника “Сто тысяч почему”. Что делать?
– Покажу вам способ, как легче работать с познавательным текстом
III. Актуализация опорных знаний
В сборнике много рассказов, но...
Чтобы узнать, о чем будет наш рассказ, общий друг Нюши и Лосяша Копатыч предлагает вам загадку, ведь он их так любит (слайд 3)
На это раз
Пойдёт рассказ
О той, что 7
Имеет глаз,
А может 6,
А может 5,
Что, впрочем,
Можно сосчитать.
О той, кто зиму
Сладко спал,
Забравшись
Осенью в подвал,
О той, кого на
Кухню нам
Весною притащил
Я сам.
О той, чьи странные
Глазки
Росли день ото дня.
О той, кто был
Знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко,
А вдруг это... (картошка)
– Кстати, Копатыч – растениевод, огородник. Что он может рассказать о картошке с точки зрения растениевода? А что может рассказать о картошке Лосяш с точки зрения историка? А Карыч с точки зрения филолога? А Совунья как повар? А Пин как химик?
– Кстати, автор рассказа М. Ильин – химик (слайд 4) Вот он в своем рассказе пишет о картошке с точки зрения науки химии. Хотите узнать?
IV. Работа с текстом
Пришло время познакомиться с текстом при помощи особого рационального способа. Он заключается в том, что читать мы будем по частям. (Приложение 3) Возьмите 1 часть. Надо её так прочитать, чтобы она зазвучала, чтобы захотелось читать дальше.
– Кто сможет так прочитать 1 часть?
Что такое картошка? Да ведь это все знают.
Нет, неправда, не все.
Вот вы, например: знаете ли вы, из чего картошка состоит?
– А что она напоминает? Не напоминает ли она беседу?
– Какой вопрос считаете главным? Ответ, на какой вопрос вам интересен? (на 2)
– Предположите, о чем пойдет речь во 2 части (посоветуйтесь в парах)
– Обратите внимание на то, что 2 часть больше Кто сможет её прочитать?
Если не знаете, сделайте такой опыт.
Разотрите сырую картошку в кашицу, смешайте в баночке с водой, процедите сквозь тряпочку и дайте жидкости отстояться.
На дне баночки получится слой какого-то белого вещества.
Слейте воду, выложите осадок на промокательную бумагу и дайте ему высохнуть.
У вас получится белый порошок.
– Что представляет собой 2 часть? (опыт)
– Что такое опыт?
Слово “опыт” имеет 2 значения (слайд 5).
– Этот опыт очень лёгкий, вы сможете повторить дома этот опыт самостоятельно?
– Какие слова помогают действовать? (глаголы) Зачитайте эти слова по порядку.
– Предположите, что будет в 3 части.
– Проверим предположения чтением. Кто сможет прочитать 3 часть?
Что это такое?
Это крахмал, или картофельная мука, как говорят хозяйки.
– Можно сказать, что мы ответили на вопрос, который задан в 1 части?
– Из чего состоит картошка?
– Ребята, вы можете определить тип речи данного текста? (рассуждение)
– Из скольких частей состоит рассуждение? (из 3)
– Зачем в таком случае нам 4 часть? Предположите, о чём будет говориться в ней, зачем она?
Крахмала в картошке много. Но почему мы его обыкновенно не видим?
А потому, что в картошке зёрна крахмала спрятаны, как на складе, в маленькие кладовые – клеточки.
– Верно предположили? Так для чего нам 4 часть?
– Иногда познавательные тексты заканчиваются вопросом, проблемой, которые увлекают в дальнейшие исследования. Это и есть 4 часть в тексте-рассуждении.
– Что понадобится вам для дальнейшего исследования (микроскоп) Что предполагаете увидеть (клеточки-кладовые, зерна крахмала) (слайд 6)
– А если нет микроскопа? Можно воспользоваться умными книгами. Учебник “Литературное чтение” – умная книга. Сравните свой получившийся из 4 частей текст с текстом на странице 60
– Прочитайте заголовки следующих текстов. Что они представляют из себя? (вопросы) Каждый ответ рождает новый вопрос. И так 100 тысяч почему. И все ответы вы найдёте в познавательной литературе.
– Мы с вами прочитали познавательный текст особым способом. И вам несколько советов от Смешариков в виде памятки (слайд 7) (дети по очереди читают по 1 совету от каждого мульгероя) (Приложение 2)
– Что же вы узнали про чтение познавательного текста?
– А мой вам совет: используйте эту памятку на всех уроках, где есть познавательные тексты и в 4-х, и в 5-х классах.
– Проверим, как работает новый способ чтения.
V. Самостоятельная работа (групповая работа)
– Вашему вниманию предоставлены познавательные тексты. Это рецепты от Карыча и Совуньи (слайд 8) Небольшие инструкции-загадки: что можно получить из крахмала. Ваша задача: прочитать текст и угадать конечный продукт. В конце на специально оставленном месте написать отгадку. Работайте в группах по 4 человека. (Приложение 5)
Текст 1
Где можно использовать крахмал? Конечно, в приготовлении пищи. Ведь давно известно, что крахмал придаёт густоту.
Приготовь кое-что из моих рецептов.
Возьми малину, вымой её и брось в кипящую воду.
Добавь сахар по вкусу.
Раствори в холодной воде крахмал и тонкой струёй медленно влей раствор в кипящую малину.
Закипело? Остуди.
У тебя получится густой и сладкий кисель.
Текст 2
Знаешь ли ты, что сваренный в воде крахмал превращается в клей? Эти клеящие свойства используют все доктора и наша Совунья.
Раствори в холодной воде крахмал и, постоянно помешивая, дай закипеть.
Теперь остуди и полученную густую массу добавь в воду. Хорошо раствори.
Прополощи в этом растворе ткань. Слегка отожми её и дай высохнуть.
Если ткань разгладить теплым утюгом, получится аккуратный накрахмаленный халат.
Надевай его и принимай больных.
VI. Итог
Вы теперь знаете, что можно получить из крахмала. Вы закрепили умение читать познавательный текст. Способ сработал.
– Вы овладели новым способом чтения познавательного текста?
– Зачем вам это умение?
– Появилось ли желание читать познавательную литературу как Лосяш?
– Как работалось на уроке, отметьте в анкете (Приложение 4)
– А Смешарики своими улыбками ставят вам вот такую оценку (слайд 9).