Литература
-
Урок литературы "О рифме и строфе" 2010
Урок изучения теории литературы с использованием компьютерной презентации в 6-м классе. Учащиеся знакомятся с определением рифмы, различными видами рифм. Также дается понятие о строфе и ее видах.
-
Урок литературы "Об удивительных гоголевских словах" (по повести Н.В. Гоголя "Портрет") 2008
Цель данной работы: провести текстуальный анализ произведения. Для разбора берётся повесть Н.В. Гоголя "Портрет". Исходя из понимания творчества писателя, овеянного порывом высокой романтики, автор рассматривает проблему данного произведения через осмысление особых слов. Идя вслед за авторскими размышлениями о тайне, скрытой в портрете, имеем возможность рассмотреть разнообразную стилевую окрашенность слова "смотреть". Созерцать, рассматривать, глазеть - какое же слово точнее выражает совершенство духа и власть гения?
-
Урок литературы "Обнажившееся сердце" по рассказу А.П. Платонова "Возвращение" 2009
Конспект урока литературы – это анализ художественного текста. Форма урока вызывает интерес у учащихся к предмету, приобщает их к исследовательской работе, способствует развитию самостоятельного мышления, устной речи, умению анализировать и оценивать художественное произведение, высказывать собственное мнение о проблеме. Тема урока способствует нравственному воспитанию учеников.
-
Урок литературы "Образ матери в повести Л.Н.Толстого «Детство»". 7-й класс 2017
Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система общим объемом более 600 млн. слов, основанная на собрании русских текстов в эл. виде, снабженная системой поиска. Он охватывает период с середины 18 века до сегодняшнего дня. Портал Национального корпуса русского языка позволяет преподавателям и учителям использовать его в их повседневной работе и стал инструментом для создания новых методик преподавания, новых словарей, справочников и пособий.
-
Урок литературы "Обрядовые песни" 2008
Урок построен в виде конкурса мини-проектов с использованием компьютерной презентации. В ходе работы над предложенными темами учащиеся знакомятся с особенностями обрядовой поэзии, учатся творчески реализовывать свои замыслы, изучают обычаи своей страны.
-
Урок литературы "Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда-то ушла"). 5-й класс 2017
Цели и задачи урока: осмысление глубины художественного текста, постижение авторского замысла; помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы; обеспечить условия для развития речи обучающихся, аналитического и логического мышления; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению.
-
Урок литературы "Описание родной природы. Зима" 2014
Урок знакомит с особенностями текстов-описаний природы: языковыми средствами, композицией, стилем речи; поможет подготовиться к сочинению, используя личные наблюдения.
-
Урок литературы "Особенности лирики А.А. Фета" 2010
Урок является вводным в системе уроков, посвящённых творчеству одного из талантливых поэтов XIX века – Афанасия Фета. Говорить с современными подростками о лирике, заинтересовать их высокой поэзией всегда непросто. Поэтому урок выстроен в интерактивной технологии мастерских, что делает его динамичным, личностно ориентированным, вызывающим живой отклик у обучающихся, отвечающим требованиям современного урока литературы.
-
Урок литературы "Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Частушка. Песня". 8-й класс 2012
Цель: продолжить работу с понятием «фольклор» и его малыми жанрами; изучить тему песен и частушек; показать связь песни и частушки; доказать, что песни и частушки – целостная система устного народного творчества.
-
Урок литературы "Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов" (6-й класс) 2010
Материал данного урока поможет учащимся познакомиться со сказаниями русского и дагестанского народов, сформировать представление о различных идеалах и выяснить, как они отражены в сказаниях и легендах русского и дагестанского народов. Смогут понять, совпадают или имеют различия представления об идеалах русского и дагестанского народов?
-
Урок литературы "Первый сон Р.Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», его значение". 10-й класс 2020
Цель урока: выявить значение сна Р.Раскольникова, то, как он раскрывает душу героя.
-
Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"). 5-й класс 2008
Урок литературы "По Васюткиным тропкам" - начало знакомства с творчеством В.П. Астафьева. Цели урока: учить работать с текстом и дополнительной литературой, развивать речь и творческих способности учеников, воспитывать бережное отношение к природе. Урок предполагает наличие материалов для оформления.
-
Урок литературы "Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского". 8-й класс 2015
Урок знакомит с древнерусским жанром литературы – житием; сравнивается облик героя как исторического деятеля и как святого; развивается умение анализировать факты из истории страны; формируются навыки работы с текстом.
-
Урок литературы "Повторение пройденного", 9-й класс 2008
Данный урок литературы помогает повторить пройденный материал 8-го класса. Поставлены цели: вспомнить литературные роды, систему жанров; познакомиться со стихотворением в прозе И.С. Тургенева; сопоставить стихи устного народного творчества со стихами писателей.
-
Урок литературы "Поиск ключей к произведению как один из путей «открытия» русской классики" 2009
Одна из важных сторон литературного образования связана с механизмами передачи и обретения знаний. «Готовая» информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для понимания объекта изучения. Знание приходит только через осознание, потому первостепенное место на данных уроках принадлежит диалогу учащихся с художественным текстом, в котором необходимо в первую очередь понять действительный смысл составляющих его слов.
-
Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма", проведенный по технологии встречных усилий 2006
Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" был представлен на районном конкурсе "Учитель года". Цели урока: знакомство учащихся с произведением К.Г. Паустовского, развитие читательского мастерства, воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.
-
Урок литературы "Пословица не даром молвится". 5-й класс 2010
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5-х классов при изучении раздела литературы "Устное народное творчество". Занятие входит в систему уроков по теме "Пословицы и поговорки". Это первый урок, который знакомит учащихся с особенностями малых жанров устного народного творчества, вводит в мир, связанный с фольклорными традициями народа. Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее образной, меткой и афористичной.
-
Урок литературы "Поэтический мир Иннокентия Анненского". 11-й класс 2012
Урок, посвященный поэзии И.Анненского, исследует своеобразие лирики поэта, основанное на мастерстве совершенства ассоциаций. Неслучайно сходство поэзии Анненского с живописью импрессионистов. Именно Анненский сыграл роль посредника между поколениями символистов и акмеистов.
-
Урок литературы "Правда войны" (По рассказу В.П. Астафьева "Сибиряк") 2010
Урок посвящен творчеству известного сибирского писателя В.П. Астафьева. Для анализа взят его первый рассказ о войне «Сибиряк». Различные виды работы на уроке позволяют глубже понять гражданскую позицию писателя, увидеть правду войны, выявить нравственные качества ее главного героя - простого русского солдата.
-
Урок литературы "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2009
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, а к концу урока сознательно совершают выбор духовных ценностей. Задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самосовершенствования.
-
Урок литературы "Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс" 2009
Цель урока - познакомить учащихся с творчеством В.Г. Короленко, помочь увидеть нравственное взросление героев, показать, что личность человека формируется в результате отношений между людьми, воспитывать гуманное отношение к окружающим, помочь увидеть смысл жизни. Данный урок способствует развитию исследовательской работы с таблицами.
-
Урок литературы "Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма". Анализ эпизода "Пожар в Кистеневке" 2012
Интегрированный урок в 6-м классе (литература, ИЗО, русский язык) призван показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть, объяснить зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»), учить правильно оценить поведение героев.
-
Урок литературы "Психологический портрет Печорина". «Кто я? Для какой цели я родился?» 2019
Цель урока: создать психологический портрет Печорина, обобщить знания учащихся о главном герое.
-
Урок литературы "Путешествие в мир писателя П.П.Бажова". 5-й класс 2014
Урок знакомит ребят с некоторыми фактами биографии П.П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта; проводится виртуальная экскурсия в дом-музей писателя; в лексикон детей вводится новый жанр для них – сказ, обращение к сказу «Каменный цветок».
-
Урок литературы "Путешествие в Страну восходящего солнца" (японские трехстишия) 2011
Прежде чем говорить о японской поэзии на уроках литературы в 7-м классе, необходимо хотя бы на элементарном уровне познакомить учащихся с ее историей, культурой, традициями и т.д. После этого читаются и анализируются японские трехстишия (хокку), рассматриваются их особенности. Игра "Карута" помогает потренироваться в составлении хокку. Заканчивается урок созданием собственных трехстиший.
-
Урок литературы "Путешествие в Ясную Поляну" 2009
Урок-заочная экскурсия стал заключительным этапом в изучении биографии Л.Н. Толстого в 10-м классе. Подготовительная работа проводилась в два этапа: сбор и обработка материала; составление сценария заочной экскурсии. В ходе поисковой работы школьники обменивались источниками. Работа проводилась под наблюдением учителя. Завершив поиск и сбор материала преступили ко второму этапу подготовки - составлению сценария заочной экскурсии. Самостоятельно десятиклассники выбирали ведущего-экскурсовода, который должен был проводить свою часть экскурсии по Ясной Поляне.
-
Урок литературы "Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского" 2010
Учащиеся прослеживают, как формируется характер любимого героя Толстого, определяют авторское отношение к герою и определяют свой взгляд на него и его поступки, заглядывают в сложный мир душевных переживаний.
-
Урок литературы "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"" 2010
На уроке велась следующая работа с текстом: выразительное чтение (пейзаж); выборочное чтение; фронтальная беседа. Перед проверкой каждого вида работы, заданием звучал вопрос целевой установки. К уроку необходимо было подготовить задания по темам: найти образные средства языка в пейзажных зарисовках; проанализировать действенность природы.
-
Урок литературы "Роль пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 2022
Цель урока: выявить роль пейзажа для раскрытия внутреннего мира Печорина.
-
Урок литературы "Россию, родину, родной край боготворит поэт в стихах". 7-й класс 2012
В последнее время перед школой и обществом остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Урок поможет учащимся больше узнать о своем родном крае, в том числе и малой родине – Зимовниковском районе. На уроке используются стихи поэтов разных поколений (стихи учащихся школы), посвященные родине, России.