Литература
-
Межсубъектные технологии диалога на уроках литературы. Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2008
Девиз моей педагогической деятельности — признание самоценности личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальных способностей. Каждый из учеников — личность: одна выявленная, другая затаенная. Поэтому часто на уроках использую технологии диалогического взаимодействия. Основу их составляет общение как творчество, как совместный поиск истины педагогом и учащимся на уроке. Ценность таких видов уроков заключается, прежде всего, в изменении взгляда на ученика: обращение к нему как к личности, создание условий для развития естественных человеческих отношений.
-
Межшкольный мега-проект "Свет невечерний", посвященный последнему периоду жизни и творчества Л.Н. Толстого 2012
В работе представлена технологическая карта мега-проекта, программа и сценарий заключительного этапа (литературная гостиная «Свет невечерний»), даны вопросы дискуссии «Наступит ли в России век Толстого?».
-
Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, мелодическое богатство) 2009
Показательный (открытый) урок в 11-м классе знакомит учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня.
-
Место и роль дидактической игры на уроках литературы 2009
Согласитесь, что литература - это не тот предмет, который может навеять скуку. Но не всегда учителю удается построить урок или внеклассное мероприятие таким образом, чтобы было не только познавательно, но и интересно, увлекательно. Всегда интересна познавательная деятельность, связанная с исследованием проблем. Материал, содержащийся в данной статье, способствует повышению теоретических знаний учителя, а приложение - практических умений.
-
Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе 2008
Вниманию учителей-словесников мы хотим предложить примерное поурочное планирование спецкурса «Литература русского зарубежья» и материалы к некоторым занятиям. Думается, что эти материалы могут быть полезны педагогам, работающим в выпускном классе, при подготовке к занятиям по изучению творчества писателей, таких как И.Бунин, А.Куприн, А.Толстой, М.Цветаева, и других, творивших в рамках двух периодов — отечественного и эмиграционного.
-
Местоимения "я" и "мы" и их производные в художественных текстах 2008
Задача данного урока литературы в 11-м классе - анализ художественного текста, раскрытие экспрессивных возможностей слов "я" и "мы" как одного из средств постижения смысла произведения. Урок поможет учащимся задуматься над проблемой выбора в жизни каждого человека и необходимости сохранять свою индивидуальность.
-
Метаморфозы "Невского проспекта" Гоголя в творчестве художников-иллюстраторов: от графического рисунка к комиксам 2011
Статья посвящена исследованию оригинальных трактовок гоголевского текста художниками-иллюстраторами. «Невский проспект» из числа остальных «Петербургских повестей» более всего вызывал интерес у художников-иллюстраторов.
-
Метаморфозы литературного образа "Гадкий утенок" 2009
Тема урока внеклассного чтения связана с освоением культуроведческой компетенции, «касающейся жизни в поликультурном обществе» (из 5-ти ключевых компетенций Совета Европы). Для чтения и анализа выбраны 3 произведения о «гадком утенке» как литературном типе: сказка Х.-Г.Андерсена «Гадкий утенок», фантастическая повесть-антиутопия А. и Б.Стругацких «Гадкие лебеди» и спектакль по пьесе А.Шапиро «Датская история». Задания рассчитаны на 3 уровня подготовки учащихся.
-
Метапредметная игра-конкурс «Путешествие с Алисой» 2019
Метапредметная игра «Путешествие с Алисой» предназначена для команд учащихся 5–6-х классов и посвящена книгам «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также их автору. Конкурсы охватывают такие школьные дисциплины как литература, английский язык и математика. Есть и конкурсы, связанные с проверкой креативного мышления и художественных способностей. Все задания направлены на развитие метапредметных умений и на работу в коллективе. Для проведения мероприятия продуманы номера самодеятельности и текст для ведущих.
-
Метапредметное занятие по литературе "Бородинское сражение: сила духа и характера". 10-й класс 2012
Цель урока: анализировать эпизод "Бородинской битвы" из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" через понятие "сила"; формировать умения анализировать, сопоставлять, обобщать; раскрыть замысел писателя, поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
-
Метапредметное занятие по теме «Философия вселенского счастья в романе А.Н. Толстого "Аэлита"» 2015
Анализ текста произведения и составление ЛСМ у учащихся формирует собственную позицию относительно событий, отраженных в романе А.Н. Толстого.
-
Метапредметный подход в преподавании литературы 2013
Работа с метапредметами с успехом проходит на уроках литературы. Здесь на примере художественных произведений можно с учениками рассуждать, раскрывая смысл таких фундаментальных понятий, как пространство и время, порядок и хаос, война и мир, добро и зло, разум и чувство, героизм, эмоции, любовь и ревность, семья, патриотизм, память, противоречие и многих других.
-
Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения 2012
Представлена статья о метапредметном подходе в преподавании литературы, о том, что такое метапредмет, метазнания, метаурок.
-
Метапредметный урок литературы на тему "Мастер слова". 7-й класс 2013
Цель урока: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к поэтическому искусству, сформировать способы оценки поэтического произведения. Занятие расширяет словарный запас воспитанников, знакомит с «инструментами» поэтического произведения.
-
Метапредметный урок по курсу "Вокруг тебя – мир" "Шаги навстречу". 6-й класс 2013
Урок по рассказу Е.Носова "Тридцать зерен" рассматривает метапредметную категорию "движение", "движение души". Так как урок претендует на метапредметность, то при его проведении наполнить содержание каждого этапа работы по рассказу Е.Носова можно по усмотрению учителя, сохраниться должны только цели, задачи и логика урока.
-
Метапредметный урок по рассказам В.В.Набокова "Рождество", "Облако, озеро, башня". 11-й класс 2016
Метапредметный урок на формирование и отработку универсальных учебных действий учащихся в старшем звене, который по традиции проводится в один из дней предметной недели. Целью его является повторение основных теоретических сведений за курс основной и средней школы по литературе, формирование навыков коммуникативного общения, развития творческого и критического мышления и познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла.
-
Метафора как средство выражения национального мировидения 2011
В представленной научно-исследовательской работе раскрыто понятие метафоры как языкового приема в рамках художественного произведения. Статья строится на материале рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
-
Метафорический портрет слова "страх" 2014
Создание метафорического портрета на уроках литературы решает следующие задачи: дает ключ ученику к обозначению и раскрытию содержания внутреннего мира; осваивается метафорическая форма мысли как результат взаимодействия концептуального и визуального типов мышления; гармонизируется интеллектуальная и эмоционально-образная сфера личности учащегося.
-
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: "Рыцарь мечты" и его феерия "Алые паруса" 2013
Автор открывает перед учащимися художественное произведение с новой, неожиданной стороны, открывает новые имена и новые перспективы. Активизирует художественно-эстетические потребности, формирует ключевые компетентности и умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку.
-
Метод проекта как средство развития интереса к чтению 2015
Проектная деятельность – это педагогическая технология, которая нацелена на приобретение и применений новых знаний путем самообразования. Этот метод развивает творческую инициативу, подразумевает сотрудничество, создает положительную мотивацию и как следствие – вызывает интерес к художественному произведению. Прием работы над проектом мы покажем на примере повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», (программа В.Я. Коровиной, 7-й класс).
-
Метод проекта на современном уроке литературы 2016
К процессу изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» каждый учитель ищет свой путь. Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте. Он поможет учителю построить систему уроков так, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем и сюжетных линий в одно целое. Учащиеся смогут выбрать задание по желанию, а приобретение новых знаний станет для них увлекательным занятием и насущной потребностью.
-
Метод проектирования 2010
Метод проектов – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательной активности учащихся.
-
Метод проектов как способ быть полезным обществу. Творческий проект "Вторая жизнь книги" 2016
Работая над творческим проектом «Вторая жизнь книги», ребята не только почерпнули сведения об авторе, познакомились с историей создания произведения, вдумчиво прочитали его, придумали и выполнили эскизы обложек, познакомились с технологией ремонта книг, но и принесли реальную помощь школе: обновили ее библиотечный фонд.
-
Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся 2013
В статье представлены исследовательские проекты учащихся по темам: «Какими картами и в какую игру играли герои поэмы А.С. Пушкина «Пиковая дама»; «Предчувствие любви»; «Мой дедушка».
-
"Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы" 2010
Создание условий, в которых у учащихся будут развиваться компетентности, основанные на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке, – задача сегодняшнего дня. Одним из путей формирования и развития таких компетентностей является внедрение в образовательный процесс учебных проектов. Проекты позволяют проследить связи между различными учебными предметами задействовать у учащихся мышление высокого уровня.
-
Метод проектов на уроках литературы Дальнего Востока 2010
В данной статье приведен дыухлетний опыт использования проектов в 5-м и 6-м классе на уроках литературы Дальнего Востока, при тесном сотрудничестве со школьным краеведческим музее, в котором собран богатый материал о коренных жителях Ванинского района - орочах.
-
Метод проектов при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2010
На занятии на основе опыта раскрываются особенности использования метода проектирования по изучению содержания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». У студентов развиваются познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление.
-
Метод учебного проекта в практике преподавания русского языка и литературы 2021
В последние годы учителя-филологи часто сталкиваются с отсутствием интереса к чтению у учащихся, узким кругозором, неумением анализировать и обобщать. Организуя проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, учитель дает ученикам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, проявить себя и раскрыть свою личность. Рассмотрим, что такое учебный проект для ученика и учителя и каковы особенности проектного метода в учебном процессе.
-
Методика "Eduscrum" на уроках литературы 2023
Использование методики EduScrum, позволит достаточно быстро и эффективно организовать урок, в котором роль учителя будет уже не как транслятора знаний, а в какой-то степени навигатора образовательного процесса. Обучение с применением данной методики позволяет ученикам овладеть компетенциями целеполагания и планирования, командного взаимодействия, коммуникации, самоорганизации.
-
Методика анализа романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина" в школе 2006
Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина" поможет осмыслить важность проблемы семьи и брака. Выбор пути анализа учителем в значительной степени определяется уровнем литературного развития школьников. Анализ "вслед за автором". Анализ образов - персонажей - самый привычный путь разбора. Выборочно направленный анализ как самостоятельный путь разбора. При изучении романа Л.Н. Толстого важно учитывать психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста.