Литература
-
Материалы открытого урока по теме «Святочные рассказы в русской литературе» 2016
Цели урока: познакомить с историей и особенностями жанра святочного рассказа, произведениями Ч.Диккенса «Рождественский обед», А.Куприна «Миллионер», В.Набокова «Рождество», А.Грина «Новогодний ужин отца и маленькой дочери», Н.Ключаревой «Юркино Рождество», стихотворением Б.Пастернака «Рождество». Найти единую нравственную составляющую, связывающую эпохи; создать атмосферу предстоящего праздника, пересмотреть понятие «подарок».
-
Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей (по роману Е.Замятина "Мы") 2012
Цель урока: воспитание неприятия системы, порабощающей личность, уничтожающей индивидуальность, стойкого желания быть развитой, одухотворенной личностью, способной дальше двигать прогресс и развивать себя, вырабатывать свое отношение к позиции автора.
-
Мать Мария – поэт, монахиня, миссионер 2019
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Е.Ю.Кузьминой-Караваевой. Ответить на вопрос: кто же она мать Мария – поэт, монахиня, миссионер?
-
Маша Миронова и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
В статье предлагается практический материал из цикла «Произведения русских писателей XIX века» по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В данной работе раскрывается понятие о чести в образе Петра и благородство, мудрость, бескорыстие, душевная доброта в образе Маши. Предложенный материал рекомендован учителям русского языка и литературы.
-
Маяковский – автор нового словаря 2011
На уроке проводится лингвистический анализ стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» для определения значения и роли авторских неологизмов в стихотворении. Результатом работы является создание «Словаря неологизмов Маяковского».
-
Маяковский продолжается… Стихотворение В.Маяковского "Послушайте!". Восприятие, истолкование, оценка 2005
Образ звезды в мировой культуре - символ вечной духовности. Поэт всматривается в звездное небо... Пришла пора и ему "зажигать звезды". Кавказ - источник вдохновения многих... И Маяковский здесь начинался. Стихотворение "Послушайте!" - это 30 пронзительных строк о человеке, которому нужно, "чтоб каждый вечер ... загоралась хоть одна звезда". Лирический герой и Бог-демократ с "жилистой рукой" поняли друг друга. Эпилог - ликующее утверждение звездного мира в жизни человека. В этом раннем стихотворении уже просматриваются все то, что сделает поэзию Маяковского сугубо индивидуальной.
-
Медиаобразовательная направленность уроков литературы в старших классах 2011
Главной особенностью изображения героев в романе Достоевского является скрупулезность реалистического психологического анализа. Но как показать, насколько действительно глубок Достоевский в своем психологическом анализе человеческого поведения, сознания, как тонко дано ему понимать и передавать любые сдвиги не только сознания, но и подсознания человека и мучительность переживаний? Такие вещи изучаются "под микроскопом", при очень пристальном внимании к тексту.
-
Медиаурок внеклассного чтения "Сонеты о любви" 2008
Урок может быть проведен как предметный или как внеклассное занятие, на котором учащиеся знакомятся с сонетами, созданными в течение целого тысячелетия самыми замечательными поэтами незабываемых эпох.
-
Медиачас в 6-х классах "Мир путешествий и приключений" 2011
Медиачас проводится на уроках литературы, как внеклассное мероприятие на классном часе, в школьной библиотеке. Мероприятие формирует мотивацию к чтению. Знакомит учащихся с приключенческой литературой, географическими понятиями, используемыми автором в романе. Выявляет личное отношение учащихся к приключенческой литературе. Сценарий содержит информацию о писателях, обзор литературы этого жарна.
-
Медицинская тема в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Приводится описание занятия, основанного на интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин с включением элементов ролевой игры. Цель – активизировать самостоятельную учебную деятельность студентов и стимулировать мотивацию к изучению литературы.
-
«Медный всадник» как «Петербургская повесть» 2015
Презентация представляет собой иллюстрированную аудиокнигу поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Также в ней содержится материал по истории создания поэмы.
-
Международный день родного (татарского) языка 2014
Приглашаем вас на праздник Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Этот праздник не только объединяет, но и сближает различные национальности. Каждый народ воспевает свой родной язык!
-
Межпредметная интеллектуальная игра "Своя игра" на тему "Празднование Пасхи и Рождества в России и Англии". 8–9-й классы 2015
Один из лучших способов проверки и аккумулирования знаний помимо тестов и контрольных работ, это, конечно же, игра. Формат «Своей игры» я считаю одним из самых удобных именно для подростков. Работая в команде, ребята учатся слушать и слышать друг друга, показать свои знания, а также этот вид игры помогает раскрыть своей потенциал застенчивым детям.
-
Межпредметная интеллектуальная игра "Умники и умницы. По следам Золотого Руна" 2013
Представленный материал ‒ результат межпредметной игры, развивающей коммуникативную, лингвострановедческую и социокультурную компетенцию учащихся. Конкурсные задания формируют позитивное отношение школьников к базовым общественным ценностям – человек, мир, знания, культура.
-
Межпредметный проект "Страна Шекспира" 2007
Интегрированный исследовательский проект с открытой координацией. Материалы исследования могут быть применены на уроках английского языка, истории, МХК, во внеклассной работе. Осуществление данного проекта учит на практике вести "диалог культур". Одно из главных достоинств таких мультимедийных проектов – они не допускают "обнищания души при обогащении информацией".
-
Межпредметный проект "Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный…" 2009
Именно на Кавказе и под впечатлением пребывания в этом крае М.Лермонтовым написано большое количество стихотворений, поэм. На Кавказе он писал "Героя нашего времени", закончил поэму "Демон", которую писал всю жизнь, там он познакомился с известнейшими людьми своего времени.
-
Межпредметный проект по литературе и информатике 2011
Представляем вашему вниманию урок, построенный на основе продукта, полученного в ходе реализации межпредметного проекта. Урок рассчитан на учащихся 10-го класса, включает презентации, газету «Литературный вестник», которые были выполнены учащимися на уроках информатики и ИКТ для демонстрации на уроке литературы.
-
Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2016
В ходе урока группы обучающихся проводят разные виды работы с текстом в соответствии с заранее известными критериями оценивания. Завершение – итоговый контроль знаний по данной теме.
-
Межпредметный урок "Человек на изломе эпохи 50–60 гг. XIX века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)" 2013
I-я часть урока ‒ работа с эпиграфом Л.Н. Толстого о событиях в Севастополе. II-я часть ‒ историческая справка заранее подготовленного ученика о событиях в Севастополе. III-я часть – семинарское занятие, построенное на анализе высказываний историков и литературоведов. IV-я часть – выводы по теме урока.
-
Межпредметный урок (история + литература) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2014
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный характер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени.
-
Межсубъектные технологии диалога на уроках литературы. Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2008
Девиз моей педагогической деятельности — признание самоценности личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальных способностей. Каждый из учеников — личность: одна выявленная, другая затаенная. Поэтому часто на уроках использую технологии диалогического взаимодействия. Основу их составляет общение как творчество, как совместный поиск истины педагогом и учащимся на уроке. Ценность таких видов уроков заключается, прежде всего, в изменении взгляда на ученика: обращение к нему как к личности, создание условий для развития естественных человеческих отношений.
-
Межшкольный мега-проект "Свет невечерний", посвященный последнему периоду жизни и творчества Л.Н. Толстого 2012
В работе представлена технологическая карта мега-проекта, программа и сценарий заключительного этапа (литературная гостиная «Свет невечерний»), даны вопросы дискуссии «Наступит ли в России век Толстого?».
-
Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, мелодическое богатство) 2009
Показательный (открытый) урок в 11-м классе знакомит учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня.
-
Место и роль дидактической игры на уроках литературы 2009
Согласитесь, что литература - это не тот предмет, который может навеять скуку. Но не всегда учителю удается построить урок или внеклассное мероприятие таким образом, чтобы было не только познавательно, но и интересно, увлекательно. Всегда интересна познавательная деятельность, связанная с исследованием проблем. Материал, содержащийся в данной статье, способствует повышению теоретических знаний учителя, а приложение - практических умений.
-
Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе 2008
Вниманию учителей-словесников мы хотим предложить примерное поурочное планирование спецкурса «Литература русского зарубежья» и материалы к некоторым занятиям. Думается, что эти материалы могут быть полезны педагогам, работающим в выпускном классе, при подготовке к занятиям по изучению творчества писателей, таких как И.Бунин, А.Куприн, А.Толстой, М.Цветаева, и других, творивших в рамках двух периодов — отечественного и эмиграционного.
-
Местоимения "я" и "мы" и их производные в художественных текстах 2008
Задача данного урока литературы в 11-м классе - анализ художественного текста, раскрытие экспрессивных возможностей слов "я" и "мы" как одного из средств постижения смысла произведения. Урок поможет учащимся задуматься над проблемой выбора в жизни каждого человека и необходимости сохранять свою индивидуальность.
-
Метаморфозы "Невского проспекта" Гоголя в творчестве художников-иллюстраторов: от графического рисунка к комиксам 2011
Статья посвящена исследованию оригинальных трактовок гоголевского текста художниками-иллюстраторами. «Невский проспект» из числа остальных «Петербургских повестей» более всего вызывал интерес у художников-иллюстраторов.
-
Метаморфозы литературного образа "Гадкий утенок" 2009
Тема урока внеклассного чтения связана с освоением культуроведческой компетенции, «касающейся жизни в поликультурном обществе» (из 5-ти ключевых компетенций Совета Европы). Для чтения и анализа выбраны 3 произведения о «гадком утенке» как литературном типе: сказка Х.-Г.Андерсена «Гадкий утенок», фантастическая повесть-антиутопия А. и Б.Стругацких «Гадкие лебеди» и спектакль по пьесе А.Шапиро «Датская история». Задания рассчитаны на 3 уровня подготовки учащихся.
-
Метапредметная игра-конкурс «Путешествие с Алисой» 2019
Метапредметная игра «Путешествие с Алисой» предназначена для команд учащихся 5–6-х классов и посвящена книгам «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также их автору. Конкурсы охватывают такие школьные дисциплины как литература, английский язык и математика. Есть и конкурсы, связанные с проверкой креативного мышления и художественных способностей. Все задания направлены на развитие метапредметных умений и на работу в коллективе. Для проведения мероприятия продуманы номера самодеятельности и текст для ведущих.
-
Метапредметное занятие по литературе "Бородинское сражение: сила духа и характера". 10-й класс 2012
Цель урока: анализировать эпизод "Бородинской битвы" из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" через понятие "сила"; формировать умения анализировать, сопоставлять, обобщать; раскрыть замысел писателя, поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.