Урок литературного чтения "Чудесные истины" (М.Метерлинк "Синяя птица")

Разделы: Литература, Начальная школа


Цель урока

  • наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей Птицы, заставляя обучающихся вникнуть в суть многих прописных истин, открывая «неизвестное в известном»;
  • развивать умение выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
  • с помощью произведения М.Метерлинка «Синяя Птица» озарить детей добрым светом, фантазией и мечтой, указать путь к истине и счастью.

ХОД УРОКА

Приложение. Слайд 1

I. Высказывание Аристотеля: «Приятная для слуха речь – своего рода музыка».

Учитель: Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте, что все вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.

II. Повторение разговора прошлого урока.

Учитель: Не могу забыть слова Маленького принца: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце». Хотите поспорить? (Высказывания детей, многие опираются на произведение «Синяя Птица»)

Ответ: Стоит научиться видеть не только глазами, но и душой.
Ответ:  «Ах, люди, люди – они слепы…
Ответ:  «Люди разучились видеть по-настоящему».
Ответ: «Видеть необычное в обычном».

III. Подготовка к анализу произведения

Учитель: Мы отправляемся в театр на спектакль «Синяя Птица». Итак, мы в зрительном зале. Нас ожидает нечто любопытное и сказочное.

Слайд 2

(Звучит музыка И.Сац «Синяя Птица»)

Учитель: Вот спектакль и закончен. Какие сцены представили вы?
Ответ: (Обучающиеся пересказывают представленные ими сцены сказки).

IV. Объявление темы урока

Учитель: А не пройти ли нам  сейчас теми самыми тропами, по которым шагали Тиль-тиль, Митиль и… (дети дополняют).
Не задумывались ли вы о том, почему с детьми путешествовали эти стихии, животные и предметы?
Ответ: Хлеб, вода, огонь нужны в далёком пути.
Ответ: Пёс и кот – вечные спутники человека.
Ответ: Сахар – дань детству, любви детей к сладкому.

Учитель: На столах у вас путеводители, чтобы не сбиться с пути и чётко знать над чем работаем.

Слайд 3

V. Страна Воспоминаний

1. Учитель: Первая необычная страна, в которую попали дети… (дополняют ученики).

Отправляемся туда вместе.

2. Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем
Ноги выше поднимаем.
Вдруг мы видим из куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берём,
И в гнездо назад кладём.

3. Учитель: Какой представилась эта страна?
Ответ: дети зачитывают предложения, слова, словосочетания).

Учитель: Почему именно в неё (Заканчивается) начинается поход за счастьем? (Игра «Ошибколов»)

Ученик: В страну «Воспоминаний» не заканчивается путешествие героев произведения, а с неё оно начинается.
(Ребёнок заметил ошибку и ему надевают на голову колпак. Это лучший «Ошибколов» на уроке).
Ответ: Нельзя стать счастливым, построить счастливое будущее, если ты забыл о своих корнях, о прошлом.
Ответ: Ещё хуже – вовсе не знать о них.

(Зачитываются отрывки из произведения)

Учитель: Какая чудесная истина открылась детям?

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО.
ПОМНИТЬ СВОИХ ПРЕДКОВ И ВСПОМИНАТЬ ИХ ДОБРЫМ СЛОВОМ.

Учитель: Почему здесь оказалась Синяя Птица?
Ответ: Поняли истину.
Учитель: Перечитайте, показывая радость детей.
(Обучающиеся зачитывают отрывки из сказки).
Учитель: Но что произошло:
Ответ: дети зачитывают.
Учитель: Почему?
Ответ: Не все истины.

VI. Физкультминутка (гимнастика для глаз)

На окне висит яркий цветок, 7-8 секунд дети смотрят на этот цветок. Если ребёнок сидит слишком близко к нему, то он выбирает любой объект за окном и  смотрит на него.
Приложение  Слайд 4

VII. Царство Ночи

1. Учитель: Почему для всякого рода загадок, тайн, ужасов, болезней, войн выбран именно Дворец Ночи? Символом чего является Ночь?
Ответ: Ночь скрывает всё на свете, это темнота.
Ответ: Ночь это: «вечный покой»– смерть, ночной сон. Душа Света боится.
Учитель: Ночь многое закрыла от нас дверью…

2. Ответ: СТРАХИ
Истина: СТРАХИ ТЕРЯЮТ СВОЮ СИЛУ, КАК ТОЛЬКО ИХ ПЕРЕСТАЮТ БОЯТЬСЯ.

3. Ответ: Войны
Истина ВОЙНЫ МОЖНО ОСТАНОВИТЬ, ЕСЛИ ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ ВМЕСТЕ   ЖИТЬ В МИРЕ И СОГЛАСИИ.
Учитель: Но у Ночи есть свои радости (дети зачитывают).
Зачитайте самые радостные минуты путешествия детей в царство Ночи.
Ответ: (О птичках)
Учитель: Огорчение?
Ответ: (о погибших птицах)
Учитель: Почему погибли птички? 
Ответ: Не все истины открыли дети, не всё познали.

Слайд 5

VIII. Сад Радостей

(Звучит  смех детей)

Учитель: Вы слышите? Куда мы с вами попали?
Ответ: В Сад Радостей.
Учитель: Подойдите все ко мне поближе. Поместим сюда все радости Детства.
(Вместе с детьми помещаем на доску Радости Детства из произведения)

Радость бегать по траве босиком
Радость видеть солнышко
Радость любить и быть любимым….

Учитель: Вы забыли ещё одну радость (зачитывается радость Материнской любви).
Учитель: Перечислите Волшебные Сады для взрослых (на доску вывешиваются Радости Взрослых)
Истина:   ИСПЫТЫВАТЬ РАДОСТЬ ОТ СВОЕГО ТРУДА, ЛЮБВИ, ДОБРОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ – ДУХОВНЫЕ РАДОСТИ.

 

IX. Групповая работа

Составление афиши
Акротексты:

XI. Итог урока

1. Учитель: Можно ли считать путешествие детей удавшимся?
Ответ: Да, дети открыли для себя важное…
Они познали истины…

Слайд 6

2. (Звучит голос Души Света со словами напутствия для детей. Учитель записывает на кассету заранее).
–  Если  Человек благороден и честен, сияние Света и Добра не покидают его до самого конца жизни, а это значит, что я всегда буду с вами. Друзья мои. Но ближе всего я буду к вам. Если ваши дела и помыслы честны и чисты.

3. Инсценирование

– Ой, как мало вопросов!
– Мало, говоришь? Что ж, согласна. А как ты думаешь, что сложнее – спрашивать или отвечать?
– Разумеется. Отвечать.
– Тогда тебе и всем ребятам очень лёгкое задание: придумать вопросы к «Синей Птице».
– А какие?
– Любые. Только одно условие – отвечать на них должно быть интересно. Они должны учить ребят быть Читателями.

4. Рефлексия: дети дарят нарисованную Синюю Птицу  любому, кому хотят пожелать счастья.

 На этом уроке используется карта-схема странствий детей – героев сказки. На ней условными красочными рисунками изображены все те пункты, где побывали Тильтиль и Митиль и где им открылись какие-то важные истины. Рядом с каждым рисунком появлялось изображение мальчика и девочки, пока речь шла об этих местах; затем, когда необходимая истина найдена, фигурки персонажей перемещаются в следующий пункт, а рядом помещается «истина», записанная на отдельной полоске бумаги. Таким образом, нужная мысль фиксируется в словесной форме и остаётся перед глазами обучающихся до конца урока, что позволит потом легко сделать обоснованное обобщение и подвести к главному выводу произведения.
На  этом уроке я использовала  компьютерную презентацию с красочными картинками путешествия героев.

Литература

1. Синяя птица / М.Метерлинк; пересказ Л.Яхнина. Художники И.и А.Чукавины. – Москва: АСТ, 2015.
2. Сказки лучшие волшебные. – Издательский дом «ПРОФ-ПРЕСС». Ростов-на-Дону, 2006.