Цель урока
- наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей Птицы, заставляя обучающихся вникнуть в суть многих прописных истин, открывая «неизвестное в известном»;
- развивать умение выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
- с помощью произведения М.Метерлинка «Синяя Птица» озарить детей добрым светом, фантазией и мечтой, указать путь к истине и счастью.
ХОД УРОКА
Приложение. Слайд 1
I. Высказывание Аристотеля: «Приятная для слуха речь – своего рода музыка».
Учитель: Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте, что все вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.
II. Повторение разговора прошлого урока.
Учитель: Не могу забыть слова Маленького принца: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце». Хотите поспорить? (Высказывания детей, многие опираются на произведение «Синяя Птица»)
Ответ: Стоит научиться видеть не только
глазами, но и душой.
Ответ: «Ах, люди, люди – они слепы…
Ответ: «Люди разучились видеть
по-настоящему».
Ответ: «Видеть необычное в обычном».
III. Подготовка к анализу произведения
Учитель: Мы отправляемся в театр на спектакль «Синяя Птица». Итак, мы в зрительном зале. Нас ожидает нечто любопытное и сказочное.
Слайд 2
(Звучит музыка И.Сац «Синяя Птица»)
Учитель: Вот спектакль и закончен.
Какие сцены представили вы?
Ответ: (Обучающиеся пересказывают
представленные ими сцены сказки).
IV. Объявление темы урока
Учитель: А не пройти ли нам сейчас
теми самыми тропами, по которым шагали Тиль-тиль,
Митиль и… (дети дополняют).
Не задумывались ли вы о том, почему с детьми
путешествовали эти стихии, животные и предметы?
Ответ: Хлеб, вода, огонь нужны в далёком пути.
Ответ: Пёс и кот – вечные спутники человека.
Ответ: Сахар – дань детству, любви детей к
сладкому.
Учитель: На столах у вас путеводители, чтобы не сбиться с пути и чётко знать над чем работаем.
Слайд 3
V. Страна Воспоминаний
1. Учитель: Первая необычная страна, в которую попали дети… (дополняют ученики).
Отправляемся туда вместе.
2. Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем
Ноги выше поднимаем.
Вдруг мы видим из куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берём,
И в гнездо назад кладём.
3. Учитель: Какой представилась эта
страна?
Ответ: дети зачитывают предложения, слова,
словосочетания).
Учитель: Почему именно в неё (Заканчивается) начинается поход за счастьем? (Игра «Ошибколов»)
Ученик: В страну «Воспоминаний» не
заканчивается путешествие героев произведения,
а с неё оно начинается.
(Ребёнок заметил ошибку и ему надевают на голову
колпак. Это лучший «Ошибколов» на уроке).
Ответ: Нельзя стать счастливым, построить
счастливое будущее, если ты забыл о своих корнях,
о прошлом.
Ответ: Ещё хуже – вовсе не знать о них.
(Зачитываются отрывки из произведения)
Учитель: Какая чудесная истина открылась детям?
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО.
ПОМНИТЬ СВОИХ ПРЕДКОВ И ВСПОМИНАТЬ ИХ ДОБРЫМ
СЛОВОМ.
Учитель: Почему здесь оказалась Синяя
Птица?
Ответ: Поняли истину.
Учитель: Перечитайте, показывая радость
детей.
(Обучающиеся зачитывают отрывки из сказки).
Учитель: Но что произошло:
Ответ: дети зачитывают.
Учитель: Почему?
Ответ: Не все истины.
VI. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
На окне висит яркий цветок, 7-8 секунд дети
смотрят на этот цветок. Если ребёнок сидит
слишком близко к нему, то он выбирает любой
объект за окном и смотрит на него.
Приложение Слайд 4
VII. Царство Ночи
1. Учитель: Почему для всякого рода
загадок, тайн, ужасов, болезней, войн выбран
именно Дворец Ночи? Символом чего является Ночь?
Ответ: Ночь скрывает всё на свете, это темнота.
Ответ: Ночь это: «вечный покой»– смерть, ночной
сон. Душа Света боится.
Учитель: Ночь многое закрыла от нас
дверью…
2. Ответ: СТРАХИ
Истина: СТРАХИ ТЕРЯЮТ СВОЮ СИЛУ, КАК ТОЛЬКО ИХ
ПЕРЕСТАЮТ БОЯТЬСЯ.
3. Ответ: Войны
Истина ВОЙНЫ МОЖНО ОСТАНОВИТЬ, ЕСЛИ ВСЕ ЛЮДИ
БУДУТ ВМЕСТЕ ЖИТЬ В МИРЕ И СОГЛАСИИ.
Учитель: Но у Ночи есть свои радости
(дети зачитывают).
Зачитайте самые радостные минуты путешествия
детей в царство Ночи.
Ответ: (О птичках)
Учитель: Огорчение?
Ответ: (о погибших птицах)
Учитель: Почему погибли птички?
Ответ: Не все истины открыли дети, не всё познали.
Слайд 5
VIII. Сад Радостей
(Звучит смех детей)
Учитель: Вы слышите? Куда мы с вами
попали?
Ответ: В Сад Радостей.
Учитель: Подойдите все ко мне поближе.
Поместим сюда все радости Детства.
(Вместе с детьми помещаем на доску Радости
Детства из произведения)
Радость бегать по траве босиком
Радость видеть солнышко
Радость любить и быть любимым….
Учитель: Вы забыли ещё одну радость
(зачитывается радость Материнской любви).
Учитель: Перечислите Волшебные Сады для
взрослых (на доску вывешиваются Радости
Взрослых)
Истина: ИСПЫТЫВАТЬ РАДОСТЬ ОТ СВОЕГО
ТРУДА, ЛЮБВИ, ДОБРОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ – ДУХОВНЫЕ
РАДОСТИ.
IX. Групповая работа
Составление афиши
Акротексты:
XI. Итог урока
1. Учитель: Можно ли считать путешествие детей
удавшимся?
Ответ: Да, дети открыли для себя важное…
Они познали истины…
Слайд 6
2. (Звучит голос Души Света со словами
напутствия для детей. Учитель записывает на
кассету заранее).
– Если Человек благороден и честен, сияние
Света и Добра не покидают его до самого конца
жизни, а это значит, что я всегда буду с вами.
Друзья мои. Но ближе всего я буду к вам. Если ваши
дела и помыслы честны и чисты.
3. Инсценирование
– Ой, как мало вопросов!
– Мало, говоришь? Что ж, согласна. А как ты
думаешь, что сложнее – спрашивать или отвечать?
– Разумеется. Отвечать.
– Тогда тебе и всем ребятам очень лёгкое задание:
придумать вопросы к «Синей Птице».
– А какие?
– Любые. Только одно условие – отвечать на них
должно быть интересно. Они должны учить ребят
быть Читателями.
4. Рефлексия: дети дарят нарисованную Синюю Птицу любому, кому хотят пожелать счастья.
На этом уроке используется карта-схема
странствий детей – героев сказки. На ней
условными красочными рисунками изображены все
те пункты, где побывали Тильтиль и Митиль и где им
открылись какие-то важные истины. Рядом с каждым
рисунком появлялось изображение мальчика и
девочки, пока речь шла об этих местах; затем,
когда необходимая истина найдена, фигурки
персонажей перемещаются в следующий пункт, а
рядом помещается «истина», записанная на
отдельной полоске бумаги. Таким образом, нужная
мысль фиксируется в словесной форме и остаётся
перед глазами обучающихся до конца урока, что
позволит потом легко сделать обоснованное
обобщение и подвести к главному выводу
произведения.
На этом уроке я использовала компьютерную
презентацию с красочными картинками путешествия
героев.
Литература
1. Синяя птица / М.Метерлинк; пересказ Л.Яхнина.
Художники И.и А.Чукавины. – Москва: АСТ, 2015.
2. Сказки лучшие волшебные. – Издательский дом
«ПРОФ-ПРЕСС». Ростов-на-Дону, 2006.