Цели:
- Формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста;
- Организация взаимообучеия в постоянных парах и парах сменного состава.
Задачи:
- определить стилевую принадлежность текста;
- сравнить научный и художественный тексты;
- выявить разницу целей учёного и писателя;
- развивать творческие, сочинительские способности ребёнка.
Ход занятия
I. Организационный момент. (Презентация Слайд 1).
II. Проверка домашнего задания.
- Какими знаниями с урока литературы вы вчера поделились с родными?
- Что помогло вам отгадать загадки?
- Какие слова подсказали вам отгадку?
- Помогла ли вам рифма в отгадывании?
III. Введение в тему урока.
Подготовка к восприятию. (Презентация Слайд 2.)
- Прочитайте на слайде девиз сегодняшнего урока:
«Такой незнакомый знакомый мир».
- Как вы думаете, в чём смысл этого выражения? (Презентация Слайд 3.)
- Мир, который нас окружает, кажется нам понятным, но это обман зрения: на самом деле мир – сложный и, порой, не всегда понятный. Он таит в себе массу тайн. До конца понять его невозможно.
- Как выдумаете, ПРИРОДА – ВЕЛИКАЯ ТАЙНА? Почему? (Презентация Слайд 4.)
2. Знакомство с выставкой книг.
- О чём могут быть рассказы в этих книгах?
- Кто их автор? (Презентация Слайд 5). Николай Сладков
- Давайте прочитаем выдержки из произведений Н. Сладкова. (Презентация Слайд 6).
- «Ранним утром бродят по пескам жуки в полосатых пижамах. Вид у них деловой и занятый. Спешат они закусить опавшими лепестками и вялыми листками» - читаем мы в книге Н. Сладкова «Жизнь на песке».
- С чем знакомит нас писатель?
- Писатель знакомит нас с полем, лесом, озером, лесной опушкой. Он хочет, чтобы те, кто прочитает его книги, сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное в самом обычном. (Презентация Слайд 7).
- «В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь.
Уж так устроен человек: что любит, то и защищает», - пишет Н. Сладков в книге «Силуэты в облаках».
IV. Сообщение темы урока. (Презентация Слайд 8).
- Как выдумаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
- О чём будем читать?
- А рассказы, какого автора будем читать?
V. Работа по теме урока.
Компетентность разрешения проблем.
Действия по решению проблемы, 2 уровень (Аспект. Обработка информации: излагает (толкует, обосновывает) полученную информацию в контексте решаемой задачи.).
Коммуникативная компетентность.
Публичное выступление, 1, 3 уровень. (Публичное выступление: готовит выступление на основе заданных целей; отстаивает собственную позицию, отвечая на вопросы класса.).
КОЗ №1.
1. Введение в проблему.
Учитель включает диск «Звуки природы», ученики слушают магнитофонную запись.
На экране – (Презентация слайд 9). Изображение свиристели.
- Кого вы видите на экране?
- Значит, о ком мы сегодня будем говорить?
- Как вы думаете, КАКОВА РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? (Презентация Слайд 10).
- Вы можете сразу точно ответить на этот вопрос?
- А что для этого нам нужно сделать?
- Предлагаю в парах выполнить первое задание. (Презентация Слайд 11).
Учитель даёт карточки с текстами.
- Определите, какой текст относится к литературе, а какой к науке?
- Как вы в парах можете это сделать?
- Верно, прочитайте, обсудите, договорившись, примите решение: подчеркните, где научный текст, а где художественный. А как мы все узнаем об этом?
- Верно, тогда вы решите, кто выступит от пары и объяснит всем ваше решение.
- Какой результат нашей деятельности мы должны получить?
2. Чтение текстов учащимися в постоянных парах.
Обсуждение, определение, подчёркивание, где какой текст.
Прочитайте, обсудите в паре, договоритесь, примите решение, подчеркните свой выбор. Договоритесь, кто будет выступать. Докажите, что ваше решение верно. |
|
1. Сидели свиристели и – свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель – свиристит. Приятной такой серебристой трелькой. И на вид свиристели приятные: дымчато-розоватые, с острым хохолком, с красными и жёлтыми крапинами на крыльях. Красивые, доверчивые и… загадочные! Гнездятся где-то в тайге, мало кто видел их гнёзда. К нам прилетают только на зиму, клюют рябину в садах и парках. И тогда такие они, свиристели, доверчивые, что сразу всем ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не будем их к этому приучать! |
2. Свиристели – род птиц отряда воробьиных. Длина – 15см. Обитают в лесах Европы, Азии, Северной Америки. В России их два вида в хвойных и смешанных лесах. У обыкновенного свиристеля песня: «свирири-свирири». |
Научный текст. Художественный текст. |
Научный текст. Художественный текст. |
Критерии оценивания:
|
3. Выступления учащихся. Выведение общего мнения путём обсуждения, доказательства…
(Презентация Слайд 12.)
4. Рефлексия. Само и взаимооценивание в парах. У ученика на парте – цветик-семицветик. Если ученик сработал на данном этапе урока, то он закрасит один лепесток понравившимся цветом – оценка собственного продвижения учащихся.
Физминутка. Слайд 13.
- Хлопок - перестроение по 1, 2, 3, 4, 5, 6 (быстро!)
- Быстро встаньте: человек к человеку,
затылок к затылку,
лоб ко лбу,
правая щека к левому уху,
левая ступня к правой коленке – 1, 2, 3 – замри!
- Кто отстает?
- Итак, вы образовали пары, и сейчас будете работать в новых парах.
КОЗ №2. (Презентация Слайд 14.)
Информационная компетентность.
Обработка информации, 2,3 уровень. (Аспект. Обработка информации: излагает (толкует, обосновывает) полученную информацию в контексте решаемой задачи.)
Коммуникативная компетентность.
Публичное выступление, 2 уровень. (Публичное выступление: определяет содержание выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией.)
1. Ключ к заданию № 2.
Учащиеся работают в парах сменного состава, образованных в процессе физминутки.
- Ознакомьтесь с заданием. Соотнесите каждое данное слово по тексту «Свиристели» Николая Сладкова, найдите «лишние» слова и зачеркните их. В своём выступлении обоснуйте принятые решения.
Прочитайте слова, соотнесите каждое данное слово по тексту «Свиристели» Николая Сладкова, обсудите в паре, договоритесь, примите решение, найдите и зачеркните «лишние» слова. Договоритесь, кто будет выступать. Докажите, что ваше решение верно. |
|
1.
|
2. Сидели свиристели и – свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель – свиристит. Приятной такой серебристой трелькой. И на вид свиристели приятные: дымчато-розоватые, с острым хохолком, с красными и жёлтыми крапинами на крыльях. Красивые, доверчивые и… загадочные! Гнездятся где-то в тайге, мало кто видел их гнёзда. К нам прилетают только на зиму, клюют рябину в садах и парках. И тогда такие они, свиристели, доверчивые, что сразу всем ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не будем их к этому приучать! (Н. Сладков) |
Критерии оценивания:
|
2. Выполнение учащимися задания. (Презентация Слайд 15).
3. Выступления учащихся. Доказательства… Обсуждение ответов…
4. Рефлексия. Само и взаимооценивание в парах сменного состава. Оценка собственного продвижения учащихся: закрашивание лепестка цветика-семицветика…
Физминутка. (Презентация Слайд 16.)
Звучит спокойная музыка «Весна» из «Времен года» П. Чайковского. (Магнитофон)
- Закройте глаза, сядьте удобно, расслабьтесь. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Представьте себе синее небо, а на нём много-много облаков. Выбери одно облако. Вот оно опускается к тебе. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина… удобно расположились на этой облачной подушке.
Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?
Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…
Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе…
Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным…
КОЗ №3. (Презентация Слайд 17).
Коммуникативная компетентность.
Продуктивная групповая коммуникация, 2 уровень. (Согласно заданным рамкам обсуждения высказывают и развивают собственные идеи других членов группы, аргументируют свои суждения.)
Публичное выступление, 2 уровень (Публичное выступление: отвечает на вопросы, направленные на развитие (расширение, углубление…) темы; умеет различать вопросы на понимание и вопросы на отношение.)
1. Ключ к заданию № 3.
Учащиеся работают в группах-четвёрках, повернувшись, друг к другу в процессе физминутки.
Всего образовано 6 групп, каждая группа выбирает себе для работы по 2 вопроса и готовится…
- Ознакомьтесь с заданием. Прочитайте вопросы, обсудите ответы на эти вопросы в группе, договоритесь, кто будет отвечать, обоснуйте свои ответы на вопросы.
(Отвечать могут разные дети, договорившись…)
Прочитайте, обсудите в группе ответы на вопросы, договоритесь, кто будет отвечать, обоснуйте свои ответы на вопросы. |
|
- Кто написал первый текст, а кто второй? - Что пишет учёный, а что писатель? |
|
- Какие слова выбирает учёный, а какие писатель? - Чем похожи произведения? |
|
- Чем отличаются? - С какой целью написал этот рассказ Н.Сладков? |
|
- Как рассказал о птице учёный? - Что нового узнали о птицах? |
|
- А где ещё можем узнать о разных птицах, животных, растениях более точно, с научной точки зрения? - Где могли встретиться автор и свиристели? В тайге или в парке? |
|
- Какими увидел их писатель, найдите и зачитайте по тексту? - Докажите, что Николай Сладков умел не только видеть природу, но и слышать? |
|
1. Сидели свиристели и – свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель – свиристит. Приятной такой серебристой трелькой. И на вид свиристели приятные: дымчато-розоватые, с острым хохолком, с красными и жёлтыми крапинами на крыльях. Красивые, доверчивые и… загадочные! Гнездятся где-то в тайге, мало кто видел их гнёзда. К нам прилетают только на зиму, клюют рябину в садах и парках. И тогда такие они, свиристели, доверчивые, что сразу всем ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не будем их к этому приучать! (Н. Сладков) |
2. Свиристели – род птиц отряда воробьиных. Длина – 15см. Обитают в лесах Европы, Азии, Северной Америки. В России их два вида в хвойных и смешанных лесах. У обыкновенного свиристеля песня: «свирири-свирири». (Энциклопедический словарь) |
Критерии оценивания:
|
2. Выполнение учащимися задания. Работа в группах-четвёрках. (Презентация Слайд 18).
3. Выступления учащихся. Обсуждение ответов на вопросы…
4. Рефлексия. Само и взаимооценивание в группах. Оценка собственного продвижения учащихся: закрашивание лепестка цветика-семицветика…
5. Итог деятельности учащихся по КОЗам.
- А теперь вы сможете полнее ответить на вопрос:
КАКОВА РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? (Презентация Слайд 19).
VI. Итог урока.
- Вы довольны своей работой?
- Все ли работали на уроке, я увижу это по закрашенным лепесткам, как вы работали. Молодцы! Большое спасибо.
- А сейчас послушайте (подготовленного ученика), … что-то нам расскажет. А вы объясните, что он хотел вам сказать?
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Что значат эти слова? Объясните?..
Презентация Слайд 20.
VII Домашнее за VII Домашнее задание (по выбору):
- Договоритесь в парах (сидящие вместе), кто из вас опишет дома своё домашнее животное как учёный а, кто как писатель…
- Можно воспользоваться нашей выставкой книг и почитать понравившиеся книжки…
Молодцы! (Презентация Слайд 21).