Урок литературного чтения "С.Есенин "Береза"". УМК "Начальная школа XXI века". 1-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 1


Дидактическая цель урока: создать условия для блока новой учебной деятельности.

Тип урока: интегрированный.

Задачи урока:

образовательная: познакомить учащихся с основными этапами биографии и творчества поэта; показать своеобразие его лирики;

развивающая: развивать воссоздающее и творческое воображение детей, позволяющее адекватно воспринимать художественное произведение;

воспитывающая: приобщать детей к миру поэзии; воспитывать любовь к природе.

Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские, проблемные.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.

Средство обучения

для учителя: проектор, музыкальный центр, репродукция картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”.

для ученика: учебник “Литературное чтение”.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

(Учитель поет)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

– Кто слышал это музыкальное произведение?

– А кто автор слов этого музыкального произведения?

II. Постановка целей, задач и темы урока

– Отгадайте название стихотворения С. Есенина, с которым мы сегодня познакомимся.

“Это лиственное дерево с белой корой, черными кармашками, зелеными сережками. Является символом России”.

– Озвучьте тему урока.

III. Первичное усвоение новых знаний

1. Автобиография поэта (Приложение 1)

2. Чтение стихотворения учителем

– К какому литературному жанру относится это

произведение?

– Какие картины открылись вашему

мысленному взору при чтении мной

стихотворения?

– Какие чувства вызывает эта картина у

рассказчика?

– А у вас?

3. Повторное чтение и анализ содержания

– Давайте вместе проанализируем его.

– Какой увидел зимнюю березу поэт?

– Почему она привлекла его внимание, ведь он часто видел ее из окна? (зачитайте строки)

– В какое время суток поэт увидел березу?

– Подтвердите ответ чтением строк из стихотворения.

– Какое это было утро? (ясное, пасмурное, солнечное)

– Из каких строк это поняли?

– Прочитайте первое четверостишие. С чем автор сравнивает снег и почему?

(Автор применяет изобразительное средство – сравнение).

– Как понимаете смысл “принакрылась”?

(Незаконченность действия)

– Почему поэт использовал в стихотворении именно это слово, а не “укрылась”, “накрылась”? (завершенность)

– “Принакрылась снегом” – на самом ли деле так может быть? (оживление неживых предметов в литературе называется олицетворением)

– Найдите в стихотворении еще олицетворения (“горят снежинки”, “обсыпает ветки”)

– С чем сравнивает поэт ветви березы? Почему? (белая бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей у скатерти)

– Как понимаете слова “горят снежинки”?

– О каком золотом огне говорится в стихотворении? (эпитет)

– Прочитайте, как занимается заря зимой? (лениво)

– Почему?

– Если бы вам предложили написать картину к этому стихотворению, то какие краски вы бы использовали?

4. Беседа по репродукции с картины И.Грабаря “Февральская лазурь”.

Художник восхищается русской природой и ее символом – могучим великолепием ветвистой березы. Он изобразил ее сильными, контрастными красками, стараясь применить чистые, несмешанные цвета: белый, синий, зеленый, красный. А небо, чтобы показать его переливчатость, пишет резкими синими полосами по белому фону. Ветви великолепных берез устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро.

– Похожи ли березы, изображенные на картине

И.Грабаря и в стихотворении С.Есенина?

– В чем сходство и различие?

IV. Первичное закрепление.

Каким должен быть темп чтения: быстрым, неторопливым или медленным? (словосочетания “сонная тишина”, “заря, лениво обходя кругом” подсказывают, что стихи надо читать певуче, неторопливо).

1. Выстукиваем ручкой ритм стихотворения.

2. Выстукиваем интонационную паузу.

3. Групповая работа

(Сочинительская деятельность)

АКРОСТИХИ – стихотворения, в которых начальные буквы его строк образуют слово или фразу.

За что березу я люблю,
А это признак лета!
Россия – щедрая страна.
Я
песнь пою про это.

Зазвенела капель!
А ведь это, братцы, апрель!
Речка Волга ждет ледохода.
Я же жду белоснежного парохода.

4. Разучивание музыкального произведения “Береза”

Слова С.Есенин, музыка О.Фельцмана (Приложение 2)

Многие стихи Есенина переложены на музыку:

“Отговорила роща золотая”

“Не жалею, не зову, не плачу”

“Над окошком месяц. Под окошком ветер…”

“Письмо матери”

“Клен ты мой опавший, клен заледенелый…”

5. Прослушивание произведения в исполнении

Заслуженной артистки России Галины

Ненашевой.

V. Рефлексия

– С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?

(Я работал с …. настроением)

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Что вам понравилось?

Сергей Есенин очень любил русскую природу, любил Русь и людей. “Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле”, – говорил поэт.