УМК «Школа России».
Тип урока: обобщение знаний.
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал; совершенствовать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности учащихся, речь, память, мышление, воображение.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой
- Доброе утро, ребята. Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Давайте вспомним девиз урока чтения.
(Дети хором произносят)
На уроке не зевай, смело руку поднимай.
Отвечай красиво, внятно,
Чтобы было всем понятно.
2. Речевая разминка
(На доске написан текст)
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга - лучший спутник наш и друг!
(Чтение текста по себя, жужжащим способом, по рядам, выразительно хором.)
- Проанализируем текст с точки зрения русского языка.
- Назовите орфограммы в подчёркнутых словах. Объясните написание слов.
- Какие предложения в тексте по цели высказывания?
- Назовите тему текста и главную мысль стихотворения.
- Спасибо. Книга - наш верный друг и помощник. Нашим помощником и другом на уроке литературного чтения является учебник. Мы читаем его произведения. Учимся рассуждать, красиво и правильно говорить, набираемся ума - разума. А помогают нам герои произведений.
3. Актуализация знаний
- Какой раздел учебника мы завершили? («Были - небылицы»).
- Назовите произведения, которые мы читали в этом разделе. («Случай с Евсейкой», «Растрёпанный воробей», «Слон»). Есть ли у них автор? (Да)
- Значит, они авторские. Назовите авторов каждого произведения. (М.Горький, К.Паустовский, А.Куприн)
- Почему именно эти произведения поместили в раздел «Были - небылицы»? Что их объединяет? (Там есть и реальные события, и вымышленные).
- Работу над разделом мы завершили. Какова тема сегодняшнего урока? (Обобщить знания по данной теме)
- Верно. Сегодня мы совершим путешествие по произведениям и сделаем для себя важные выводы, которые хотели сказать нам - читателям авторы.
4. Работа над произведениями
4.1 Путешествие по произведению М.Горького «Случай с Евсейкой»
На доске портреты писателей и названия произведений.
Рубрика «Найди пару»
М.Горький |
«Слон» |
КПаустовский |
«Случай с Евсейкой» |
А.Куприн |
«Растрёпанный воробей» |
(Дети соотносят автора и произведение)
- Прочитайте, что получилось?
М.Горький «Случай с Евсейкой».
К.Паустовский «Растрёпанный воробей».
А.Куприн «Слон».
- Какое произведение является авторской сказкой? Обоснуйте свой ответ.
- Кто главный герой этой истории? (мальчик Евсейка)
- Что о нём можете сказать? (дети дают характеристику герою)
На доске смайлики: весёлый и грустный.
- Перед вами два выражения. Назовите фрагмент истории про Евсейку, когда вам было грустно, страшно, а когда весело. (выборочный пересказ)
- Спасибо. Чем закончилась история с Евсейкой? Прочитаем этот радостный момент. Стр. 11 учебника.
- Хорошо то, что хорошо кончается. А что могло быть дальше? Дома вы пробовали себя в роли писателей и придумали продолжение истории про Евсейку. Послушаем юных писателей. (несколько учеников выходят к доске и зачитывают продолжение истории).
- Спасибо ребятам. Чему научила вас эта история?
Вывод: не пасовать перед трудностями. Из любой ситуации можно найти выход. Смекалка и сообразительность, верные друзья и помощники человека.
- Молодцы!
4.2 Путешествие по произведению К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»
На доске слова:
Петровна
Пашка
Чичкин
«Золушка»
Разбойница
Маша
- Прочитайте слова с доски. Дайте им характеристику. Что их объединяет?
- Вспомним содержание произведения.
«Блиц-опрос»
- Где работала мама Маши?
- Кого она готовилась танцевать?
- Где был папа девочки?
- Когда он обещал вернуться?
- Из чего был сделан маленький букетик цветов?
- Где жила ворона?
- Как звали растрёпанного воробья?
- Кто подобрал Пашку?
- Для чего воробей утаскивал из ларька ворованные вещи?
- Какая беда случилась в семье Маши?
- Кто помог вернуть букетик?
- Как это произошло?
- Что могло в этой истории произойти на самом деле, а что вымысел?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Кому из героев рассказа принадлежат эти слова: от маленькой радости смеются, а от большой плачут.
- Спасибо за ваши ответы. Я желаю вам плакать только от счастья, а если в какие то моменты вам будет сложно, вспомните Пашку - маленького воробьишку, и сразу станет легче. Из любой ситуации можно найти выход. Главное, верить в себя. В своих друзей.
4.3 Путешествие по произведению А.Куприна «Слон»
Раздаю пословицы. (Работа в паре)
- За добро добром платят.
- Кто в море бывал, тот лужи не боится
- Здоровье и счастье рядом идут.
- Прочитайте пословицы. Назовите произведения, к которым можно отнести пословицы. Обоснуйте свой ответ.
- Верно. А третья пословица подходит к рассказу «Слон» А.Куприна.
- Почему автор так назвал свой рассказ?
- Прочитайте описание слона (работа по учебнику стр. 34-35)
- Как слон изменил жизнь Нади? Докажите это словами текста.
- Что хотел сказать нам - читателям А.Куприн своим произведением? (вся семья вместе, так и душа на месте)
4. Творчество учащихся
- Чтобы мы могли лучше понять содержание произведений, вместе с писателями работали и художники. Предлагаю рассмотреть иллюстрации к рассказам на страницах учебника и озвучить их.
- Спасибо. У нас в классе тоже есть «юные художники», которые нарисовали рисунки к произведениям и готовы их озвучить.
На доске выставка рисунков учащихся.
(Ребята подходят к доске и озвучивают свои работы)
5. Рефлексия
- Вот и подошло к концу наше путешествие по разделу.
- Что важного вы взяли для себя с урока? (обмен мнениями)
- А мне было очень приятно слушать ваши рассуждения, ответы, выводы.
- На кого из героев произведений вам бы хотелось быть похожим? Почему?
- Какой рассказ вы посоветуете прочитать своим друзьям из других классов, родителям?
- Спасибо!
В заключение работы я хочу сказать вам такие слова:
Если препятствия встают на пути,
Смело вперёд ты шагай.
Помни, что рядом с тобою друзья и семья
Не падай духом, не унывай.
Выход всегда можно будет найти,
Если дорогой прямою идти.
(Дети клеят стихотворение в рабочую тетрадь).
6. Домашнее задание (на выбор)
- Прочитать другие произведения писателя, который больше всего вам приглянулся.
- Можно составить свою историю по разделу «Были - небылицы».