Литература
-
Урок зарубежной литературы: "Песнь о Нибелунгах"— немецкий героический эпос 2005
Изучение русского героического эпоса - русских былин сопряжено не только с трудностью восприятия текста, стилистических приемов создания образов, но и осознания мотивации поступков главных героев. Поэтому целесообразно вначале обратиться к западноевропейскому героическому эпосу.
-
Урок игра "Сочинялки-2". 5–6-й классы 2013
На уроке детям объясняется, что такое рифма и какую роль она играет в стихосложении. Дети пробуют сочинить двустишия и таким образом сами решают, легко ли быть поэтом.
-
Урок изобразительного искусства по теме "Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка" 2009
Урок построен в виде урока-презентации, где учащиеся узнают о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. В презентации представлен иллюстративный фотоматериал с изображением уральской природы и репродукции с картин уральских художников. Разбираются два живописных приема при изображении пейзажа пуантилизм (возникшее на основе течения в живописи постимпрессионизма) и жировые мелки + акварельные краски.
-
Урок изучения нового материала в 7-м классе "Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»" 2008
Образы Ивана Грозного, Кирибеевича и купца Калашникова. Урок посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова. Использование исторического материала обеспечивает более глубокое понимание смысла поэмы. Произведение заставляет размышлять над вечными проблемами долга, чести и справедливости.
-
Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2009
Обращение к рассказу "Один день Ивана Денисовича" позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Предлагается текстуальное изучение данного произведения на уроках литературы в 11-м классе.
-
Урок изучения стихов современного детского поэта Марины Бородицкой 2012
На уроке учащиеся обучаются анализу поэтического текста, у них расширяется читательский кругозор и воспитывается интерес к чтению поэзии.
-
Урок казахской литературы в 11-м классе 2006
Урок закрепления новых знаний по повести казахского писателя Тахави Ахтанова позволяет учащимся 11-го класса выявить проблематику произведения. На основе материала осуществляется воспитание уважительного отношения к труду чабана, заложившего в национальный характер высокую ответственность за социальный образ человека. Вопросы рассчитаны на знание содержания повести, на понимание и осмысление сложного внутреннего мира героев.
-
Урок КВН в 10-х классах по творчеству Н.А. Некрасова 2009
Лирика Некрасова Н.А., его произведения - новый этап в развитии русской поэзии. Часто его герои заканчивают свой путь на распутье, заставляя нас задуматься: куда ведет нас дорога жизни, что ждет нас впереди? Урок-КВН по творчеству поэта проводится на последних занятиях по изучению произведений Н.А. Некрасова.
-
Урок комбинированного типа "Человек-солдат в стихотворениях К.М. Симонова" 2010
Урок комбинированного типа построен с учетом требований дифференцированного подхода к обучению литературе. Автор опирается на личностные особенности ученика и на специфику идейно-эстетической и родо-жанровой природы произведения. Используются разнообразные формы работы, разработана система заданий различной сложности.
-
Урок контроля знаний учащихся по теме "Типы предложений по строению грамматической основы" 2020
Почему в живописи и даже в поэзии не так много произведений, посвященных поздней весне, именно все о ранней. Оказывается в весне, начинающей, есть такой импульс жизни, который и привлекает поэтов. Поэтому в стихах о любви много сравнений с весной… мотив обновления, пробуждения…. Как выстроить этот урок? Обязательно у учеников должны быть тексты, не будем забывать, что главное на уроке литературы – текст. Заранее подготовленные распечатки. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Познакомьтесь со стихами. Расположите их по хронологии. Есть ли какое созвучие картины… и стиха? Как передается это настроение в стихе и в картине (ритм, цвет).
-
Урок краеведения "Да ведают потомки наши родного города минувшую судьбу" 2014
Прошлое служит настоящему и будущему. Интегрированный урок истории, литературы и музыки посвящен городу Самара. Представляет собой маленький гимн родному городу, воспитывает любовь, уважение к его истории и культуре. Ребята совершат прогулку по родному городу и увидят Самару, которую мы потеряли, увидят яркий, колоритный культурный и торговый центр Поволжья, который называли маленьким Парижем. Счастлив будет тот, кто на этом уроке прикоснется к судьбе родного города и откроет его для себя.
-
Урок краеведения по теме "Листая страницы семейного альбома…". 8-й класс 2012
Старые фотографии учат нас помнить своих близких, с уважением относиться к их жизни. Они побуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на изменившихся за годы родных и знакомых. Семейная память хранит жизненные уроки, содержит основы нравственного воспитания молодого поколения. Ведь от пожелтевших фотографий, дневников, писем, как от отчего порога, начинается познание истории страны.
-
Урок культурологического размышления "Дон-Аминадо. "Города и годы" 2012
Тема стихотворения ‒ любовь к родине, России. Запах снега ‒ поэтическое обобщение России, символ России. Запахи Лондона, Неаполя, Гамбурга, Севильи, Парижа ‒ физические. Аромат России воспринимается духовным взором автора.
-
Урок культурологического размышления "Что такое осень?" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с новыми художественными произведениями, учатся видеть в тексте образы-символы и постигать их содержание. Североказахстанский поэт и писатель Анатолий Хорольский назвал Россию «осенней страной». В текстах песен Юрия Шевчука «Последняя осень» и «Что такое осень?» осень - время для размышлений о жизни, о будущем, о Родине, «о самом главном».
-
Урок лекция-исследование по изучению творчества В.Маяковского "Истоки творчества Маяковского" (11-й класс) 2010
На уроке старшеклассники знакомятся с истоками творчества Маяковского-футуриста, анализируют факты автобиографии, ранние стихи поэта, статьи сборников манифестов.
-
Урок литературного краеведения "На Ямале мы живем. Леонид Васильевич Лапуций" 2010
Урок позволяет расширить знания учащихся о традициях, обычаях "малых" народов Севера, воспитывать уважение к историческим корням тех народов, на территории которых мы живем, в частности народов Ямало-Ненецкого автономного округа.
-
Урок литературного краеведения "Память, священная память…", посвященный 65-летию Победы 2011
Материалы урока литературного краеведения знакомят учащихся с творчеством местных поэтов: А.Н. Молькова и В.Г. Верстакова. Урок носит интегрированный характер, т.к. для мотивации школьников, развития их мышления и эстетического вкуса наряду с литературными произведениями используются произведения живописи и музыки. Групповая форма работы, применяемая на отдельных этапах урока, формирует у учащихся коммуникативные навыки.
-
Урок литературного краеведения по рассказу Н.И. Фотьева "Запах кедра" (роль пейзажа) 2010
Изучению данного произведения можно посвятить два (три) урока. Знакомство и первоначальное осмысление произведения подготовит почву для глубокого понимания содержания рассказа, нацелит учеников на выявление основной мысли данного произведения.
-
Урок литературного чтения 2010
Цели урока: дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают, развитие художественных интересов детей.
-
Урок литературного чтения "А. Прокофьев. "Березка"" 2012
Содержание урока направлено на формирование навыка анализа художественного текста стихотворения; продвижение учащихся в постижении художественных образов и стилистических особенностей читаемых произведений; умение "видеть" в стихотворениях образы русской берёзы, созданные известными поэтами С. Есениным, А. Фетом, А. Прокофьевым, А. Пришельцем, русским народом; формирование художественного вкуса, умения работать с книгой; воспитание любви к родной природе.
-
Урок литературного чтения "А.Блок "На лугу". 2-й класс 2015
Цель урока: вовлечь учащихся в деятельность, направленную на формирование умения понимать на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления средствами стихотворения А.Блока «На лугу».
-
Урок литературного чтения "Б.Пастернак. "Золотая осень". 3-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с творчеством Б.Пастернака. В ходе урока у детей формируются эстетические и творческие способности.
-
Урок литературного чтения "Басня как литературный жанр". 7-й класс 2012
Цель урока: усвоение новых и проверка ранее полученных знаний о басне, сведений о великом баснописце И.А. Крылове, самостоятельная работа с текстом, обогащение словарного запаса учащихся; развитие навыков анализа поэтических произведений; выразительного чтения, исполнительского искусства; воспитание у учащихся морально-нравственных качеств.
-
Урок литературного чтения "Великие русские писатели. Иван Андреевич Крылов "Слон и Моська" 2014
Урок литературного чтения знакомит с творчеством И.А. Крылова и с его басней «Слон и Моська». Происходит знакомство с особенностями басни, обращается внимание на лексику, изобразительно-выразительные средства языка, которые использует в своем творчестве И.А. Крылов. Урок способствует развитию творческих способностей обучающихся средствами литературы и театра.
-
Урок литературного чтения "Г.Х. Андерсен "Ель"". 3-й класс 2012
На уроке использовано критическое мышление, три стадии ‒ вызов ‒ осмысление ‒ рефлексия. Учащиеся определяют свои цели обучения, активно ищут информацию и размышляют о том, что узнали.
-
Урок литературного чтения "Джанни Родари "Как Алиса в море побывала"". 2-й класс 2012
Урок литературного чтения по программе «Школа-2100» учит детей слушать друг друга, проявлять интерес к версиям, предложенным другими во время обсуждения, вырабатывает одну общую версию предполагаемого текста. Совершенствуется техника чтения.
-
Урок литературного чтения "И.С. Тургенев. "Воробей"" 2012
Цель урока: познакомить детей с произведением И.С.Тургенева "Воробей"; учить анализировать произведение для выявления сюжетных линий, определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков; развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение; воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе.
-
Урок литературного чтения "К.Паустовский «Стальное колечко». Рассказ или сказка?". 3-й класс 2016
Урок посвящен знакомству с произведением К.Паустовского «Стальное колечко». Цель: знакомство с произведением К.Паустовского «Стальное колечко», определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников.
-
Урок литературного чтения "М.Пришвин "Лисичкин хлеб". 1-й класс 2012
Этапы урока: слушание, анализ текста, словарная работа, создание обложки, групповая работа детей. Группа учащихся угадывает название произведения, отвечает на вопрос, заполняет схему. Учащиеся рисуют обложку, сравнивают. Презентация содержит образцы моделей, портрет писателя, выставку книг, материал для чтения.
-
Урок литературного чтения "Народные колыбельные песни. Колыбельные песни в обработке Т.Белозерова". 2-й класс 2012
Цель урока: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу в совместной деятельности при изучении устного народного творчества, литературы родного края.