Литература
-
Урок внеклассного чтения. "Героические былины". 7-й класс 2009
Войти в мир былин, попытаться вглядеться в него, в этот мир, отдаленный от нас веками, вслушаться в музыку древней русской речи - главная цель данного урока. Через века пронесли наши предки историческую память о славных подвигах могучих богатырей. Былины, представленные на уроке внеклассного чтения, помогают семиклассникам расширить представление о русском героическом эпосе.
-
Урок внеклассного чтения. Литература ХХ века. И.А. Бунин. Рассказ "Кавказ". Природа в рассказе как отражение чувств героев 2010
Это традиционная форма урока с использованием ИКТ и авторской презентации. Все этапы урока чётко видны учащимся с экрана проектора, что позволяет детям не только образно представить личность писателя и содержание изучаемого произведения, но и выстроить ассоциативные ряды.
-
Урок внеклассного чтения. Понятие "достоинство" в рассказе А.Б. Дальниченко "Похороны". 10-й класс 2013
Цель урока: сквозь призму литературного произведения, героев показать основные нравственные категории, присущие каждому человеку. Такой урок проводится на местном литературном материале и знакомит с жизнью земляка – волгоградского писателя А.Б. Данильченко. Урок можно провести после изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир», когда учащиеся уже имеют представление о понятии «достоинства» в XIX веке.
-
Урок внеклассного чтения. Работа над фрагментом из романа Дж. Ф. Купера "Последний из могикан" 2003
На уроках внеклассного чтения используется материал курса "Вокруг тебя - мир..." Курс направлен на развитие у учащихся гуманистического отношения к миру. Он помогает ориентироваться в современной культурной жизни, вырабатывать свои собственные эстетические суждения и оценки. Он даёт возможность показать социокультурные доминанты эпохи, создать её неповторимый образ.
-
Урок внеклассного чтения. Роман американской писательницы Ли Харпер "Убить пересмешника". 7-й класс 2015
Урок воспитывает эстетический вкус учащихся, развивает способности решать морально-нравственные вопросы. Совершенствует умения анализировать ключевые сцены художественного произведения, развивает навыки индивидуальной и групповой работы, способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-
Урок внеклассного чтения. Русская природа в музыке и поэзии. "У нас в гостях А.С. Пушкин и П.А. Чайковский" 2008
Путешествие в волшебный мир природы. Пушкин и Чайковский.
-
Урок внеклассного чтения. Сказка О.Уайльда "Мальчик-звезда". 6-й класс 2014
Цели урока: проанализировать идейно-художественные особенности произведения; познакомить учащихся с новыми литературоведческими терминами и проверить степень владения ранее изученными.
-
Урок внеклассного чтения. Тема нравственного долга в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма». 8-й класс 2020
Рассказ К.Паустовского затрагивает важнейшую нравственную проблему: отношения детей и родителей. Как часто и быстро дети спешат на помощь к родителям, живущим далеко, как часто пишут письма и звонят, как проявляют заботу о них, всегда ли заботливы к старикам и нежны ли и ласковы с ними? Рассказ «Телеграмма» - грустная история о матери. Читателю дается урок бережного и благодарного отношения к своим родителям. Целями урока: познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, определить понятие «нравственный долг»; развивать мышление и речь учащихся; воспитывать уважение к родителям, любовь к малой родине.
-
Урок внеклассного чтения. Уроки нравственности в повести А.Лиханова "Чистые камушки" 2011
Повесть Альберта Лиханова "Чистые камушки" – это художественное отражение путей решения нравственных проблем в жизни главного героя Михаськи. Анализ художественного текста, сопереживание героям, восприятие прочитанного как реальности помогают ученику стать внимательным читателем и решать проблемы своей жизни с помощью книги, своего читательского опыта, художественного познания мира.
-
Урок внеклассного чтения. Устный журнал "Поэты пушкинской поры" 2008
Урок внеклассного чтения проводится в форме устного журнала из трёх страниц «Поэты пушкинской поры» и знакомит учащихся с жизнью и творчеством К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского. В заключение делается вывод, какой вклад в русскую национальную литературу внесли поэты пушкинской поры и чем их поэзия близка современному читателю.
-
Урок внеклассного чтения. Эпистолярный жанр в русской литературе. 10-й класс 2008
Данный урок проводится после изучения творчества А.С. Пушкина или в конце учебного года. Учащиеся знакомятся с отрывками писем выдающихся людей: В.Мономаха, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Урок развивает навыки написания текста-письма на примерах лучших отечественных классических образцов. Дидактический материал поможет в воспитании интереса и уважения к истории страны, к русской культуре, к русской литературе. Юноши и девушки XXI века смогут увидеть, как обращались наши предки к своим любимым и выражали свои чувства через написание писем, что сегодня, в век развития новейших технологий, является редким явлением. Учащиеся смогут выразить свое мнение, попробовать силы в написании письма.
-
Урок внеклассного ятения в 8-м классе по произведению Р.Брэдбери "Улыбка" 2012
В школьном курсе рассказ Р. Брэдбери «Улыбка» не изучается, хотя в этом произведении поднимается проблема варварства и вандализма. Презентация поможет учителям в работе.
-
Урок внеклссного чтения "Данте XX века. В.Т. Шаламов и его «Колымские рассказы»" 2008
Материалы содержат план и конспект урока внеклассного чтения в 11-м классе "Данте XX века (В.Т. Шаламов и его "Колымские рассказы")", задания для работы в группах, пояснительную записку к презентации и презентацию, сопровождающую данный урок. Учащиеся познакомятся со временем, в котором жил В.Т. Шаламов, судьбой и творчеством писателя, прошедшего все "круги ада", смогут выявить идейный смысл рассказов, выразить своё отношение к проблемам страны, задуматься о времени и о себе.
-
Урок выразительного чтения "Театр одного актера" 2009
И в начальной, и в средней школе мы требуем от ребенка: "Читай выразительно!" Но не всегда объясняем, что это значит. Данный урок познакомит учащихся с такими понятиями, как интонация, темп чтения, мимика, жесты и другими. А еще ребята научатся составлять "партитуру" стихотворения.
-
Урок географии в 8-м классе на тему: "Кавказ" 2010
Разработка комбинированного урока географии с использованием межпредметных связей. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Урок проходит с мультимедийным показом слайдов.
-
Урок географии по теме "Открытия М.В. Ломоносова". 7-й класс 2013
Интегрированный урок географии и литературы в 7-м классе посвящается личности М.В. Ломоносова, сделавшего немало открытий как в географии, так и в поэтической деятельности. Урок проводится в форме лекции, в ходе которой заслушиваются доклады и сообщения учащихся, а также ведется аналитическая беседа. Цель урока: пробудить у учащихся чувство национальной гордости и патриотизма; показать востребованность идей М.В. Ломоносова в современном мире.
-
Урок групповой работы по теме "Домострой. Послание и наставление отца сыну". 9-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с главой «Послание и наставление отца сыну» из памятника средневековой литературы «Домострой». У учащихся формируется представление об авторе произведения, протопопе Сильвестре и роли «Домостроя» в становлении духовной, социальной и семейной жизни Руси.
-
Урок для 9-го класса по изучению романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" 2013
Данный урок является помощником по составлению характеристики литературных персонажей, главного героя реалистической литературы, а также по различению образа автора и автора как физическое лицо.
-
Урок доброты (по повести Г.Н.Троепольского "Белый Бим Черное ухо") 2017
Данный урок заставляет учащихся задуматься об отношении к «братьям нашим меньшим», воспитывает умение отличать добро и зло, не быть равнодушными людьми.
-
Урок доброты (по рассказу Ю.Я. Яковлева "Баваклава") 2011
Урок внеклассного чтения по литературе в 5-м классе – урок раздумья, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек: что такое дружба? Как стать необходимым людям? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем? Ответить на эти вопросы помогают книги. Урок содержит презентацию, выполненную в программе Power Point.
-
Урок доброты по произведениям В.Распутина "Уроки французского" 2013
Урок-обобщение подробно анализирует рассказа В.Распутина «Уроки французского» в форме беседы. Повторяются понятия "автор" и "авторская позиция", "характеристика героев", "портрет" и его виды, "композиция" и ее составные части. Соприкосновение с текстом активизирует у ребят душевные качества: доброту, милосердие, сопереживание.
-
Урок древнерусской литературы в 6-м классе "Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим" 2012
Цель урока: знакомство с литературными произведениями, созданными в первой половине XV века при новгородском епископе Евфимии II, в которых воскрешается история Великого Новгорода.
-
Урок древнерусской литературы с презентацией "Сказание о белгородском киселе" 2012
Автор на уроке знакомит учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе".
-
Урок зарубежной литературы в 10-м классе по роману М. Митчелл "Унесенные ветром" или "Как выжить в эпоху перемен?" 2005
Современность требует от человека способности к диалогу культур, умения видеть мир через призму другого менталитета. Способствовать пониманию особенностей мировосприятия другого народа помогает изучение зарубежной литературы. В возрасте 16-17 лет активно формируется мировоззрение подростка, определяется позиция в отношении этических ценностей. Художественная реальность, созданная писателем, не только "высвечивает" личную проблему подростка, но и поднимает ее на общечеловеческую высоту, показывает те грани проблемы, о которых молодой человек ранее не задумывался. Для того, чтобы достичь этой цели, в Вятской гуманитарной гимназии был создан курс "Нравственно-этическая проблематика на материале литературы США". Один из уроков данного курса представляется автором.
-
Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера". 6-й класс 2007
Материал урока должен заинтересовать начинающих педагогов. В нем представлен интересный биографический материал американского писателя Марка Твена, история создания повести "Приключения Тома Сойера". Работа с текстом поможет формированию умения анализировать систему образов произведения, определить отношение автора к своему герою. Система вопросов аналитической беседы позволяет сохранить ощущение сопричастности событиям, разворачивающимся на страницах повести, не потеряться в глубоких дебрях литературоведческих анализов, которыми порой подменяется простое читательское общение с любимыми героями.
-
Урок зарубежной литературы: "Песнь о Нибелунгах"— немецкий героический эпос 2005
Изучение русского героического эпоса - русских былин сопряжено не только с трудностью восприятия текста, стилистических приемов создания образов, но и осознания мотивации поступков главных героев. Поэтому целесообразно вначале обратиться к западноевропейскому героическому эпосу.
-
Урок игра "Сочинялки-2". 5–6-й классы 2013
На уроке детям объясняется, что такое рифма и какую роль она играет в стихосложении. Дети пробуют сочинить двустишия и таким образом сами решают, легко ли быть поэтом.
-
Урок изобразительного искусства по теме "Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка" 2009
Урок построен в виде урока-презентации, где учащиеся узнают о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. В презентации представлен иллюстративный фотоматериал с изображением уральской природы и репродукции с картин уральских художников. Разбираются два живописных приема при изображении пейзажа пуантилизм (возникшее на основе течения в живописи постимпрессионизма) и жировые мелки + акварельные краски.
-
Урок изучения нового материала в 7-м классе "Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»" 2008
Образы Ивана Грозного, Кирибеевича и купца Калашникова. Урок посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова. Использование исторического материала обеспечивает более глубокое понимание смысла поэмы. Произведение заставляет размышлять над вечными проблемами долга, чести и справедливости.
-
Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2009
Обращение к рассказу "Один день Ивана Денисовича" позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Предлагается текстуальное изучение данного произведения на уроках литературы в 11-м классе.