Урок литературного чтения в 3-м классе "Японские хокку" (по программе Л.Занкова)

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  • Ознакомить с творчеством классиков Японской литературы Мапуо Басе и Кобаяси Исса.
  • Формировать понятие (Японские хокку) дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития.
  • Наблюдать за особенностями национального мироощущения Японского народа.
  • Развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся.

Оборудование: учебники (литературное чтение) 3 класс, автор Н.А.Чуракова, тетради по литературе, иллюстрации, отражающие Японский быт.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Музыкальное вступление.

3. Беседа.

Вы, наверное, поняли, о какой стране пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы попробуем войти в мир, сохранивший аромат и потаенную душу страны восходящего солнца, отразившийся в поэзии, традициях Японского народа.

Итак, обратимся к поэзии.

Уродливый ворон —
и он прекрасен на первом снегу
в зимнее утро. (Басе)

Почему именно это стихотворение я прочла?

(Ответы детей; свободные высказывания, подводящие к тому, что это – хокку).

Кто определил тему нашего урока?

Что такое хокку? Что вы знаете о них?

(Хокку (хайку) – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие отличается свободой высказывания). Формула хокку: 5+7+5=17 слогов

(Рассказ о хокку учеников)

1. Давайте еще раз прочитаем хокку сегодняшнего урока (с. 110). Посчитайте слоги. Что скажете?

(6+10+5)

Если это хокку, то почему такое несоответствие? (В переводе могут быть неточности)

Давайте еще раз обратимся к стихотворению:

Уродливый ворон…

2. Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?

(В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон красив, но по-своему!

Снег был первым,а значит пушистый и чистый. А это красиво смотрится. Вот и ворон красив, даже если он уродлив.)

Давайте уточним: снег – какой? белый, пушистый. Ворон – какой? черный, уродливый

3. Как называется этот прием?

(Контраст)

А еще это называется рисованием зрительного образа.

Можно утверждать,что получилась волшебная картинка?

Уродливый ворон!

Если поставить восклицательный знак вместо тире, что-нибудь изменится? {Это не задумано поэтом, он и так указывает нам, на что надо обращать внимание, чему удивляться!)

Микроитог

Что узнали о японских хокку?

4. А кто пишет японские хокку?
Когда они зародились?

(Рассказ ученицы о Бассе и Исса)

5. Вы дома должны были найти и выписать в тетрадь хокку. Давайте послушаем, о чем они?

(Зачитывание хокку детьми).

Творческое задание:

Найдите хокку:

1. Уж тает снег,
бегут ручьи
в окно повеяло весною…

(А.Н.Плещеев)

2.Лед растаял в пруду,
и снова зажили дружно
вода с водою.

(Басё)

По каким признакам определили?

Высказывание детей о Японии.

Говорили много о хокку. А что узнали про Японию, про народ, быт и т.д?

(Высказывания детей)

Учитель:

А я, готовясь к уроку, случайно в вашем детском журнале"мурзил-ка" нашла Японский кроссворд. Вот что у меня получилось! (показываю). Советую вам для развитая творческих способностей выписать такой журнал.

ИТОГ:

Учитель:

Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку . Выражение “он умеет жить” японцы понимают по-своему. В их преставлении человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие проходят мимо них.

Вдумайтесь в эти слова:

Всматривайтесь в привычное -
и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое -
и вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое -
и вы увидите сложное.

Всматривайтесь в малое -
и вы увидите великое.

А на прощанье я вам скажу: ГОКУРАСАМА! – спасибо за помощь!