Цели и задачи:
- Ознакомить с творчеством классиков Японской литературы Мапуо Басе и Кобаяси Исса.
- Формировать понятие (Японские хокку) дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития.
- Наблюдать за особенностями национального мироощущения Японского народа.
- Развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся.
Оборудование: учебники (литературное чтение) 3 класс, автор Н.А.Чуракова, тетради по литературе, иллюстрации, отражающие Японский быт.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Музыкальное вступление.
3. Беседа.
Вы, наверное, поняли, о какой стране пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Сегодня мы попробуем войти в мир, сохранивший аромат и потаенную душу страны восходящего солнца, отразившийся в поэзии, традициях Японского народа.
Итак, обратимся к поэзии.
Уродливый ворон —
и он прекрасен на первом снегу
в зимнее утро. (Басе)
Почему именно это стихотворение я прочла?
(Ответы детей; свободные высказывания, подводящие к тому, что это – хокку).
Кто определил тему нашего урока?
Что такое хокку? Что вы знаете о них?
(Хокку (хайку) – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие отличается свободой высказывания). Формула хокку: 5+7+5=17 слогов
(Рассказ о хокку учеников)
1. Давайте еще раз прочитаем хокку сегодняшнего урока (с. 110). Посчитайте слоги. Что скажете?
(6+10+5)
Если это хокку, то почему такое несоответствие? (В переводе могут быть неточности)
Давайте еще раз обратимся к стихотворению:
Уродливый ворон…
2. Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?
(В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон красив, но по-своему!
Снег был первым,а значит пушистый и чистый. А это красиво смотрится. Вот и ворон красив, даже если он уродлив.)
Давайте уточним: снег – какой? белый, пушистый. Ворон – какой? черный, уродливый
3. Как называется этот прием?
(Контраст)
А еще это называется рисованием зрительного образа.
Можно утверждать,что получилась волшебная картинка?
Уродливый ворон!
Если поставить восклицательный знак вместо тире, что-нибудь изменится? {Это не задумано поэтом, он и так указывает нам, на что надо обращать внимание, чему удивляться!)
Микроитог
Что узнали о японских хокку?
4. А кто пишет японские хокку?
Когда они зародились?
(Рассказ ученицы о Бассе и Исса)
5. Вы дома должны были найти и выписать в тетрадь хокку. Давайте послушаем, о чем они?
(Зачитывание хокку детьми).
Творческое задание:
Найдите хокку:
1. Уж тает снег,
бегут ручьи
в окно повеяло весною…
(А.Н.Плещеев)
2.Лед растаял в пруду,
и снова зажили дружно
вода с водою.
(Басё)
По каким признакам определили?
Высказывание детей о Японии.
Говорили много о хокку. А что узнали про Японию, про народ, быт и т.д?
(Высказывания детей)
Учитель:
А я, готовясь к уроку, случайно в вашем детском журнале"мурзил-ка" нашла Японский кроссворд. Вот что у меня получилось! (показываю). Советую вам для развитая творческих способностей выписать такой журнал.
ИТОГ:
Учитель:
Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку . Выражение “он умеет жить” японцы понимают по-своему. В их преставлении человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие проходят мимо них.
Вдумайтесь в эти слова:
Всматривайтесь в привычное -
и вы увидите неожиданное.Всматривайтесь в некрасивое -
и вы увидите красивое.Всматривайтесь в простое -
и вы увидите сложное.Всматривайтесь в малое -
и вы увидите великое.
А на прощанье я вам скажу: ГОКУРАСАМА! – спасибо за помощь!