Цели урока: Формирование компетентности читателя посредством знакомства с рассказами Ю.Дмитриева и Г. Снегирева.
Задачи урока:
- Познакомить с произведениями Ю. Дмитриева, Г. Снегирева
- Развивать навык чтения, умение работать с художественным текстом;
- Дать представление о жизни зверей и животных в лесу;
- Прививать интерес к чтению, воспитывать любовь к животным, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: Букварь Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова часть 2; цветные карандаши, клей, листы и шаблоны для моделирования, условные знаки для построения плана работы (Приложение 1), карточки для работы в парах (Приложение 2), дополнительные тексты (Приложение 3), карточки жанры и темы литературных произведений (Приложение 4), модели обложек изученных произведений (Приложение 5).
Оформление доски: В центре доски модели обложек для определения темы урока. Справа карточки для работы в парах. Слева карточки жанры и темы произведений
Примечание к уроку: В малочисленном классе работа проводится в парах. Если количество учащихся в классе позволяет, то работу по созданию макетов обложек можно провести в группах.
Ход урока
I. Активизация внимания. Эмоциональный настрой.
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Учитель:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться! [1]
II. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
Учитель: Ребята, кто хочет поделиться своими знаниями и рассказать о книгах, которые прочитали дома? Представьте свои макеты обложек книг и расскажите о прочитанном.
(Дети представляют модели обложек и по желанию кратко пересказывают прочитанное произведение или читают отрывок классу).
Учитель: Посмотрите на модели обложек книг и расскажите о произведениях: автор, название, жанр и тема произведения.
(Приложение 5)
Учитель: С какой проблемой мы столкнулись?
(В макетах обложки произведений Ю. Дмитриева и Г. Снегирева недостаточно данных: мы ничего не знаем о жанре произведения, нет названия.)
Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить проблему?
(Нужно познакомиться с этими произведениями)
Учитель: Откройте букварь на стр. 52-53 и прочитайте название.
(Медвежата)
Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Знакомство с произведениями Ю.Дмитриева «Медвежата» и Г.Снегирева «Медвежата»)
III. Построение плана решения проблемы.
Учитель: В какой последовательности мы будем работать? Составьте план работы над произведениями.
(Учащиеся с помощью условных знаков (заместителей) составляют план работы над произведением.)
Прочитать произведение – определить жанр и тему прочитанного – ответить на вопросы, выполнить задания – вывод (что узнал нового).
IV. Решение проблемы. Работа с текстами.
Знакомство с текстом.
- Самостоятельное чтение (времени должно быть достаточно для двухразового прочтения текста хорошо читающими учениками).
- Чтение вслух хорошо читающими учениками.
Учитель: К какому жанру относится произведение Юрия Дмитриева «Медвежата»? Докажите.
(Это рассказ, т.к. все это может быть на самом деле.)
Учитель: Какая тема этого рассказа?
(Это рассказ о медведице и медвежатах. Тема рассказа о животных.)
Учитель: Прикрепите к модели обложки нужный заместитель, указывающий жанр и тему, напишите название.
(Прямоугольник коричневого цвета)
Учитель: К какому виду животных относятся медведи?
(Медведи выкармливают своих детенышей молоком. Это млекопитающие.)
- Повторное чтение рассказа вслух. Работа над содержанием.
Учитель: Что нового вы узнали из этого рассказа? (Дети делятся своими впечатлениями).
Учитель: Какими рождаются медвежата?
(Крошечными, как два детских кулачка.)
Учитель: Сложите вместе два своих кулачка. Вот такими маленькими рождаются медвежата.
Учитель: Объясните, почему медвежата рождаются такими крошечными? (Ответы детей)
Учитель: А теперь найдите объяснение в тексте и прочитайте его.
(Эту часть рассказа сначала читает хорошо читающий ученик, а второй раз самое главное предложение более слабый ученик.)
V. Физкультминутка
Зарядку проводит дежурный ученик. Зарядка на внимание: «Запрещенное движение». Ученик определяет запрещенное движение, например: «Руки на пояс ставить нельзя. Когда руки на пояс, все хлопают над головой».
Дежурный показывает упражнение, а остальные выполняют.
VI. Работа над вторым текстом проводится аналогично.
- Самостоятельное чтение текста.
- Чтение вслух хорошо читающими учениками.
- Определение жанра произведения и дополнение модели обложки.
- Работа по содержанию (вопросы в учебнике после текста).
VII. Применение знаний. Работа в парах (дифференцированные задания).
Учитель: Сейчас мы будем работать в парах. Вспомним правила работы в парах.
(Выслушивать мнение товарища, работать сообща, принимать общее решение, договариваться.)
Учитель: Давайте вспомним, с какими жанрами литературного произведения мы знакомы? (Дети называют жанр, на доске прикрепляется соответствующая карточка)
(Это сказка, рассказ, стихотворение.)
Учитель: Укажите, какими геометрическими фигурами обозначаются жанры.
(Около карточек с названиями жанров прикрепляют геометрические фигуры)
Учитель: Вспомните и покажите каким цветом обозначается каждая тема произведения.
О Родине – , о природе – , о животных – , о детях – , о волшебстве и приключениях – .
Приложение 4.
Учитель: Дополните модель обложки. (На листах указаны названия произведения, на карточках фамилии авторов и цветные геометрические фигуры, текст рассказа Приложение ).
Уровни сложности заданий:
- Модель к произведению, изученному на уроке (низкий).
- Модель к произведению, изученному на прошлых уроках (средний).
- Модель к дополнительному произведению, прочитанному самостоятельно (высокий).
(Эта группа моделирует обложку на чистом листе, без подсказок)
VIII. Презентация результатов работы в группе.
Учащиеся представляют свои модели обложек (по желанию) у доски.
IX. Итог урока.
– С какими произведениями познакомились сегодня на уроке?
– Кто авторы этих рассказов?
– Что нового узнали о медведях?
– О чем расскажете дома?
X. Рефлексия. Дерево творчества.
Каждый ребенок выбирает соответствующую карточку и прикрепляет к дереву.
– На уроке было интересно, узнал новое – красное яблоко.
– Узнал новое, но было скучно – зеленое яблоко.
– Ничего не запомнил, было скучно – зеленый листок.
[1] – Ирина Сергеевна Епанчинцева, личный сайт на портале ПРОШКОЛУ.РУ