Цели:
- Познакомить учащихся со звуком [Ш]. Развивать умение обозначать на письме данный звук буквами Ш, ш.
- Развивать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать любовь к книгам.
Ход урока
Сегодня к нам на урок в гости пришел снеговик, который будет вам давать задания. Если все задания будут выполнены, то в конце урока вас ожидает сюрприз.
Загадка.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
– Что это такое?
– Составьте отгадку на наборном полотне.
– Как нужно относиться к книгам?
– Прочитать с доски плакат о книгах?
“Пусть книги друзьями приходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!”
– К чему призывает вас автор?
– Читая книги, человек много узнает, является хорошим собеседником, грамотным человеком. Наша задача, как можно быстрее научиться читать. А чтобы вы могли читать, сначала нужно выучить буквы.
– Снеговик хочет проверить, знаете ли вы буквы. Вам пришла шифровка. Буквы необычные.
- Первой группе – дописать буквы.
(а н м ш е я) - Второй группе расшифровать слова.
(север, январь, школа)
– Проверка.
– Какое слово начинается с буквы Ш?
– Найти домик, где живет эта буква, взять с собой ее сестру и поставить на наборное полотно.
– Почему две буквы?
(Первое слово в предложении, имена, клички животных, названия городов пишутся с большой буквы).
– Составить из палочек букву Ш.
“Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша.
Потому, что из нее
Можно сделать Е и Е”.
– Измените палочки, чтобы получились буквы Е и Е.
– Поставьте слоги с Ш.
– Прочитайте слоги и найдите те, в которых написание не совпадает с произношением.
– На доске записаны слова. Прочитайте сначала слова, в которых буква Ш в слиянии, а затем слова, в которых буква Ш вне слияния.
– Найдите короткие слова. (Шум, шар.)
– Назовите противоположное слово слову шум (Тишина.)
– Давайте послушаем тишину. (Закрыли глаза.)
Включается магнитофон. Звучат звуки движения поезда, пение птиц, шум моря.
– Какие звуки услышали?
– Составьте слово “снеговик”.
– От какого слова произошло слово снеговик?
– Как называются такие слова?
– Какие еще знаете родственные слова.
– Снеговику будет приятно, если мы расскажем о нем стихотворение.
Мы лепили возле дома
Два больших огромных кома,
А потом с большим трудом
Положили ком на ком.
Прилепили руки – крюки
И метлу воткнули в руки
Миша угольки принес.
Вот и на голову шапка,
Ну, спокойной ночи. Бабка.
– У вас на партах тоже лежат рисунки, на них нарисованы снеговики.
– Сколько снеговиков?
– Чем они отличаются?
– Чем похожи?
Игра “Доскажи словечко”.
* * *
Я рубашку сшила мишке
Я сошью ему … (Штанишки.)* * *
Кто альбом раскрасит наш,
Но конечно … (Карандаш.)* * *
В подполье, в каморке живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это … (Мышка.)
– Найди на доске слова, которые мы договаривали и соотнеси их с картинками.
– Где находится звук [Ш] – в начале, в конце или в середине?
– Прочитать слова и запомнить.
(Слова закрываются).
– Кто какие слова запомнил?
Чтение текста с доски.
После школы.
Пришла Наташа после школы. Дома была одна бабушка. Наташа села у стола, взяла книгу и прочитала сказку. Бабушка была очень рада.
– Почему была бабушка рада?
– Найдите слова, в которых есть буква Ш.
– Что Наташа прочитала бабушке?
– Наташа прочитала сказку, а Юля вам прочтет начало сказки. Вы должны сказать, как эта сказка называется, и найти ее на выставке книг.
– Взять в библиотеке эту сказку и прочитать ее своим мамам.