Цель:
- познакомить учащихся с новым рассказом К. Г. Паустовского;
- работать с текстом;
- развивать память, речь;
- воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов (выразительное чтение стихотворения А. Фет «Ласточки пропали»)
III. Работа над новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
2. Краткое сообщение о писателе - учащийся
IV. Работа до чтения рассказа
1. Словарная работа.
Дёготь – чёрная смола (в старину красили кожу)
Ляскали – стучали зубами
Брезгливо – неприятно
с отчаянным – безвыходное положение
от негодования – состояние злости (ярости)
озабоченно – мысль, сосредоточенная на одном
марах, ишарах – мелководные сибирские болота
смятение – переполох, испуг
к двустволке
выдумщик
2. Чтение слов стр. 155
Целевая установка: «Почему так назван рассказ?»
Первичное чтение – комбинированное
Читают подготовленные учащиеся и учитель.
V. Работа над рассказом
(Разбор текста и его перечитывание проводится по частям)
а) Первая часть – чтение.
- о чём говорится в первой части рассказа? (о рыбной ловле)
- какое время года описывает писатель? (ранняя осень)
- с чем автор сравнивает воду в озере?
- почему она чёрная, как дёготь? (озеро глубокое, его, вероятно, не освещает солнце. Создаётся ощущение глубокого чёрного цвета воды).
- как названа плотва? (оловянная – и плотва, и олово серебристого холодного цвета).
- как вы понимаете слово «ляскали» в выражении «щуки ляскали… зубами»? (стучали).
- как вы представляете себе картину «по ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды»
б) Чтение второй части – чтение эстафетой.
- о чём говорится в этой части? (о стоянке)
- почему люди всё время поддерживали огонь в костре?
Рассказ о барсуке – учащийся. (популярная энциклопедия о животных – Санкт-Петербург, издательство МИМ «Экспресс»)
- приходилось ли раньше барсуку встречаться с людьми?
- какими словами автор характеризует мальчика?
Человек–выдумщик – это хорошо или плохо?
Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком?
- как надо понимать слова автора: «мальчик лучше нас, взрослых… всё замечал и рассказывал»? (перечислить всё «он слышал, как шептались рыбы» «видел, как муравьи…»)
в) Чтение третьей части – в парах. (о чём эта часть?)
- кто первым обнаружил у стоянки присутствие какого-то зверя?
- что толкнуло лесного зверька на столь опрометчивый для него шаг? (любопытство, желание отведать неведомого блюда).
- найдите и прочитайте, как барсук обжёг нос?
- как писателю удаётся избегать повторения слова «испугались»?
- найдите и прочитайте описание внешнего вида барсука, обратите внимание на его повадки: (любопытство, … )
г) Чтение 4-й части – за диктором. (о чём эта часть?)
- найдите текст к рисунку (прочитайте)
- как вы считаете, если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай или отнёс его к числу очередных выдумок своего маленького друга?
д) Чтение 5-й части – про себя. (о чём эта часть?)
VI. Творческая работа
1. Карточки – пересказ.
(кратко передать содержание о том, как барсук решил отведать картошки)
Карточка (индивидуально каждому):
Как барсук решил отведать картошки.
Услышал фырканье зверя ____________________________________,
Зверь высунул из травы мокрый чёрный нос ____________________,
Нюхал _____________________________________________________,
Потом острая морда _________________________________________,
Из зарослей вылез ___________________________________________,
Сделал шаг к картошке _______________________________________,
Она жарилась _______________________________________________,
Хотелось крикнуть ___________________________________________,
Взвизгнул, бросился __________________________________________,
Началось смятение ___________________________________________.
2.По вариантам – найти в тексте предложения.
1в. – «осеннее озеро». – стр. 155. 1 абзац.
2в. – «описание ночи в лесу». – стр. 156. 1 абзац, стр. 156. последний абзац.
3в. – «утренние голоса птиц». – стр.158. 1 абзац.
VII. Подведение итогов уроков
- почему писателю удаётся создать прекрасные произведения о природе, видеть её красоту, примечать что-то необыкновенное, мимо чего другой пройдёт, не заметив, например, как барсук лечил себя?
(Паустовский смотрит на природу внимательными и любящими глазами).
- можно ли рассказ «Барсучий нос» поместить в тему об охране природы? Даже костёр, разожжённый людьми, находился около озера.
К. Паустовский был великолепным рассказчиком, он умел видеть, и по-новому открывать мир, всегда рассказывая о добром, светлом и прекрасном. Поэтому совершенно неслучайно, что он стал писать и для детей. Большим увлечением в жизни писателя была рыбалка.
- природа нашей страны прекрасна и богата. Но богатства её не бесконечны, поэтому человек должен мело и экономно пользоваться ими. Мы должны беречь природу, помогать ей, постоянно заботиться о ней.
Урок завершается словами Паустовского: «Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием».
VIII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы.
Оцени себя сам
(листья: красный – 5, зелёный – 4, оранжевый – 3, жёлтый – плохо)
У каждого ряда есть своё дерево, расположенное на учебной доске. Дети оценивают качество своей работы на уроке, наклеив соответствующий листок на дерево.