Урок литературного чтения в 3-м классе на тему "Барсучий нос", УМК "Гармония"

Разделы: Литература


Цель:

  • познакомить учащихся с новым рассказом К. Г. Паустовского;
  • работать с текстом;
  • развивать память, речь;
  • воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Конкурс чтецов (выразительное чтение стихотворения А. Фет «Ласточки пропали»)

III. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

2. Краткое сообщение о писателе - учащийся

 

IV. Работа до чтения рассказа

1. Словарная работа.

Дёготь – чёрная смола (в старину красили кожу)

Ляскали – стучали зубами

Брезгливо – неприятно

с отчаянным – безвыходное положение

от негодования – состояние злости (ярости)

озабоченно – мысль, сосредоточенная на одном

марах, ишарах – мелководные сибирские болота

смятение – переполох, испуг

к двустволке

выдумщик

2. Чтение слов стр. 155

Целевая установка: «Почему так назван рассказ?»

Первичное чтение – комбинированное

Читают подготовленные учащиеся и учитель.

V. Работа над рассказом

(Разбор текста и его перечитывание проводится по частям)

а) Первая часть – чтение.

- о чём говорится в первой части рассказа? (о рыбной ловле)

- какое время года описывает писатель? (ранняя осень)

- с чем автор сравнивает воду в озере?

- почему она чёрная, как дёготь? (озеро глубокое, его, вероятно, не освещает солнце. Создаётся ощущение глубокого чёрного цвета воды).

- как названа плотва? (оловянная – и плотва, и олово серебристого холодного цвета).

- как вы понимаете слово «ляскали» в выражении «щуки ляскали… зубами»? (стучали).

- как вы представляете себе картину «по ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды»

б) Чтение второй части – чтение эстафетой.

- о чём говорится в этой части? (о стоянке)

- почему люди всё время поддерживали огонь в костре?

Рассказ о барсуке – учащийся. (популярная энциклопедия о животных – Санкт-Петербург, издательство МИМ «Экспресс»)

- приходилось ли раньше барсуку встречаться с людьми?

- какими словами автор характеризует мальчика?

Человек–выдумщик – это хорошо или плохо?

Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком?

- как надо понимать слова автора: «мальчик лучше нас, взрослых… всё замечал и рассказывал»? (перечислить всё «он слышал, как шептались рыбы» «видел, как муравьи…»)

в) Чтение третьей части – в парах. (о чём эта часть?)

- кто первым обнаружил у стоянки присутствие какого-то зверя?

- что толкнуло лесного зверька на столь опрометчивый для него шаг? (любопытство, желание отведать неведомого блюда).

- найдите и прочитайте, как барсук обжёг нос?

- как писателю удаётся избегать повторения слова «испугались»?

- найдите и прочитайте описание внешнего вида барсука, обратите внимание на его повадки: (любопытство, … )

г) Чтение 4-й части – за диктором. (о чём эта часть?)

- найдите текст к рисунку (прочитайте)

- как вы считаете, если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай или отнёс его к числу очередных выдумок своего маленького друга?

д) Чтение 5-й части – про себя. (о чём эта часть?)

VI. Творческая работа

1. Карточки – пересказ.

(кратко передать содержание о том, как барсук решил отведать картошки)

Карточка (индивидуально каждому):

Как барсук решил отведать картошки.

Услышал фырканье зверя ____________________________________,

Зверь  высунул из травы мокрый чёрный нос ____________________,

Нюхал _____________________________________________________,

Потом острая морда _________________________________________,

Из зарослей вылез ___________________________________________,

Сделал шаг к картошке _______________________________________,

Она жарилась _______________________________________________,

Хотелось крикнуть ___________________________________________,

Взвизгнул, бросился __________________________________________,

Началось смятение ___________________________________________.

2.По вариантам – найти в тексте предложения.

1в. – «осеннее озеро». – стр. 155. 1 абзац.

2в. – «описание ночи в лесу». – стр. 156. 1 абзац, стр. 156. последний абзац.

3в. – «утренние голоса птиц». – стр.158. 1 абзац.

VII. Подведение итогов уроков

- почему писателю удаётся создать прекрасные произведения о природе, видеть её красоту, примечать что-то необыкновенное, мимо чего другой пройдёт, не заметив, например, как барсук лечил себя?

(Паустовский смотрит на природу внимательными и любящими глазами).

- можно ли рассказ «Барсучий нос» поместить в тему об охране природы? Даже костёр, разожжённый людьми, находился около озера.

К. Паустовский был великолепным рассказчиком, он умел видеть, и по-новому открывать мир, всегда рассказывая о добром, светлом и прекрасном. Поэтому совершенно неслучайно, что он стал писать и для детей. Большим увлечением в жизни писателя была рыбалка.

- природа нашей страны прекрасна и богата. Но богатства её не бесконечны, поэтому человек должен мело и экономно пользоваться ими. Мы должны беречь природу, помогать ей, постоянно заботиться о ней.

Урок завершается словами Паустовского: «Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием».

VIII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы.

Оцени себя сам

(листья: красный – 5, зелёный – 4,  оранжевый – 3, жёлтый – плохо)

У каждого ряда есть своё дерево, расположенное на учебной доске. Дети оценивают качество своей работы на уроке, наклеив соответствующий листок на дерево.