Литература
-
Урок развития речи в 7-м классе "Нужно ли сочувствие и сострадание людям?" 2011
Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л.Андреева является одним из этапов подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения. На уроке учащиеся составляют план с помощью учителя. Работа над составлением плана делится на ряд этапов. Учащиеся готовятся к домашнему сочинению-рассуждению; развивается устная и письменная речь.
-
Урок развития речи в 7-м классе по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.К. Саврасова, приобщаются к русской культуре, учатся анализировать и описывать картину. Это урок подготовки к написанию сочинения-описания по картине. На уроке используется презентация к уроку «Саврасов – певец русского пейзажа».
-
Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Первый снег" (2 часа) 2006
Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий.
-
Урок развития речи в 9-м классе по теме "Рецензия на литературное произведение как жанр" 2012
Урок развития речи в 9-м классе призван познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретных навыков рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.
-
Урок развития речи и зрительного восприятия по картине В.Г. Перова "Тройка" 2008
План урока развития речи и зрительного восприятия составлен для учащихся 6–8-х классов национальных школ для ознакомления с великим русским художником В.Г. Перовым и его картиной «Тройка». Основной целью урока является развитие общего кругозора, устной и письменной речи учащихся.
-
Урок развития речи на тему "Создание фанфика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»". 6-й класс 2014
Урок посвящён ознакомлению учащихся с одним из популярных жанров современной литературы – фанфиком. Получив опыт творческой переработки классического произведения, школьники овладевают технологией создания фанфика. Выбор произведения, ставшего основой для индивидуальной интерпретации, определён программой по литературе. Урок целесообразно проводить по итогам изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» для комплексной проверки полученных знаний и пробуждения культуры «активного читателя».
-
Урок развития речи на тему: «"Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие"», 9-й класс 2005
Основные задачи урока: отработать навык написания рецензии, научить видеть отличие рецензии от отзыва. Учить анализу произведения: определение темы, идеи, художественно-выразительных средств, приемов. Результаты текстового анализа ввести в предстоящую работу. При помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи произведения, учить созданию киносценария. Воспитывать чувство любви к Родине.
-
Урок развития речи по литературе "Книгу о маме пишем сами" 2012
Урок направлен на формирование читательской компетентности учащихся через повторение литературоведческих понятий, знакомство с новыми терминами, анализ литературной сказки, чтение сказок собственного сочинения, написание синквейнов, подготовку материалов к публикации на сайте класса. Урок решает задачи формирования и развития художественной культуры, творческого потенциала и целостного мировосприятия личности на основе высших гуманистических ценностей средствами искусства и литературы.
-
Урок развития речи по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "Честь – бремя или благо?" в 10-м классе 2007
Сдвоенные уроки развития речи, завершающие изучение романа "Война и мир". Цель: способствовать более глубокому прочтению произведения, развитию умения читать между строк, вырабатывать навык "сквозного постижения" авторской идеи, совершенствовать опыт самостоятельного поиска. Работа строится в виде эвристической беседы с одновременной записью кратких тезисов. Итог работы - домашнее сочинение.
-
Урок развития речи по творчеству И.А. Крылова 2009
Автор статьи знакомит учащихся с творчеством И.А. Крылова. Учит выделять главную мысль басни, мораль; обращает внимание учащихся на язык басен, меткие выражения, перешедшие в поговорки и пословицы; воспитывает нетерпимое отношение к человеческим порокам, учит осмысливать свои поступки, острее видеть и понимать жизненные факты и явления; развивает устную речь.
-
Урок развития речи по теме "Красна речь с притчею". 6-й класс 2014
Цели урока: знать особенности притчи как жанра; знать близкие к притче жанры и уметь использовать эти знания при создании собственных текстов; знать приёмы сжатия и разворачивания текста; формирование навыков работы в команде; развивать умения (комплексного анализа) исследовать заданный текст, аргументировать свои выводы; уметь использовать в своей работе приёмы сжатия и разворачивания текста.
-
Урок развития речи с элементами риторики в 7-м классе «Информационные газетные жанры, интервью» 2010
Урок развития речи способствует повышению уровня речевой культуры учащихся, навыкам работы над сочинениями в публицистическом стиле, содействует развитию художественного, эстетического вкуса. Работа эта имеет большое значение, так как воспитывает чувство гражданственности с целью выявления злободневных фактов, достоверности.
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-описания музыкального произведения 2019
Представлен конспект урока подготовки к написанию сочинения-описания музыкального произведения.
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "Счастливые заметки о счастье" (на основе рассказа В.Токаревой "Самый счасливый день") 2009
Урок направлен на развитие умения рассуждать и излагать свои рассуждения на письме. Наряду с традиционной формой рассуждения на уроке используется топиковая модель, которая помогает учащимся расширить представление о сочинении-рассуждении. Используется интерактивный метод обучения. Опираясь на современный рассказ, используя статистику опроса среди сверстников, учащиеся путем рассуждения формулируют свое понятие о счастье.
-
Урок развития речи. Подробное обучающее изложение "История одной сказки" (5-й класс) 2010
Урок развития речи тесно связан с уроком литературы. Работа с текстом Г.Цыферова «Девочка со спичками» становится подготовкой к восприятию одноименной сказки Г.-Х. Андерсена. На уроке дети учатся составлять план, подбирая ключевые слова, учатся анализировать текст. Тест, включенный в урок, может быть использован как отдельная работа, изучающая формирование ОУУН учащихся.
-
Урок развития речи. Рецензия на произведение живописи 2008
Урок является интегрированным (зарубежная литература + русский язык). Цель урока - обучение составлению рецензии на произведение живописи, приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций, совершенствование творческих способностей учащихся.
-
Урок развития речи. Самостоятельная работа "Быть свободным…" 8-й класс 2010
Самостоятельная работа на уроке развития речи над понятиями свободы и воли. 60 минут – выполнение заданий к текстам и фрагментам, возможность консультироваться с окружающими. После просмотрового чтения дети сами устанавливают последовательность и объем работы. За 20 минут до конца второго урока – коллективное обсуждение индивидуальных стратегий поведения.
-
Урок развития речи: "Роль детали в рассказе" 2005
Урок разрабатывался для восьмого класса в рамках спецкурса "Теория и практика сочинений разных жанров", однако его можно использовать при изучении следующих тем: "Типы речи: повествование", "Повествование в рассказе", "Рассказ как малый эпический жанр" и т.п.
-
Урок развития речи: подготовка к подробному изложению по тексту Н.Сладкова "Золотой дождь". 5-й класс 2009
Предлагаемый автором конспект урока развития речи представляет один из возможных вариантов подготовки пятиклассников к написанию изложения с использованием информационно-коммуникативной технологии и технологии тестового контроля, развивающего обучения. Выбранные технологии способствуют восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.
-
Урок развития связной речи в 8 классе. Сочинение–развитие по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» 2009
На занятии продолжается обучение учащихся написанию сочинений необычных жанров.
-
Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) 2008
Занятие направлено на изучение характерных особенностей данного художественного направления и применение учащимися полученных знаний для создания собственных текстов.
-
Урок риторики в 5-м классе 2010
Автор учит детей распознавать тексты-объявления, анализировать положительные и неудачные образцы текстов объявлений, редактировать их. Развивает творческие способности обучающихся. Воспитывает коммуникативную культуру школьников.
-
Урок риторики на тему "Отзыв". 5-й класс 2007
Урок научит давать отзыв по прочитанному произведению, просмотренному фильму, телепередаче, кинофильму и т.д. Поможет научить умело, искусно, успешно говорить и писать.
-
Урок родной литературы в 7-м классе "Лебединый край России" 2011
Целью урока является привлечение внимания учащихся к проблемам экологии родного края, воспитание любви к малой родине и бережного отношения к ней, а также вовлечение детей в заинтересованный разговор на материале жизненного опыта по проблеме урока. Урок также построен на интересном литературном материале – поэзии и прозе национальных авторов с привлечением учебного пособия по литературному краеведению, что подготавливает учащихся к более глубокому изучению литературы края в следующем классе.
-
Урок родной литературы на тему "Рассказ И.С.Шмелёва «У плакучих берёз»" 2021
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И.С.Шмелева «У плакучих берёз», на примере рассказа осознать и прочувствовать, что война является великой трагедией для человека; вызвать интерес к прочтению произведений писателя.
-
Урок России. "Древний город, устремленный в будущее" 2011
Данная методическая разработка проводилась на первом уроке в 8-м классе 1 сентября 2010 года. Цель занятия – создание условий для формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности учащихся через обращение к миру духовных и культурных ценностей российского народа на примере истории и культуры г. Ярославля, Ярославского края.
-
Урок русского языка в 10-м классе на тему "Комплексный анализ текста" 2010
Автором разработана система уроков с 5-го по 11-й классы, направленная на углубление знаний учащихся о языке. Каждый урок затрагивает определенный раздел спецификации, разбор типичных заданий, сложных случаев языкового анализа, упражнения и тесты. Данный урок (с использованием ИКТ, интерактивной доски, дистанционного оборудования) является продолжением занятий.
-
Урок русского языка в 11-м классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ выразительно-изобразительных средств при изучении притчи О.М. Безымянной "О благодеянии"» 2011
Сегодня, когда учащиеся затрудняются в написании сочинений-рассуждений на морально-этическую тематику, можно подготовить их к этому виду работы, анализируя притчи. В них легко выделить авторскую позицию, проблемы, а также проследить роль изобразительно-выразительных средств языка.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Тире между подлежащим и сказуемым" 2020
Цель урока: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию явления природы. Метель" 2010
Урок по развитию речи – это описание метели. В ходе урока учащиеся систематизируют материал, опираясь на умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания. Это умение тесно связано с умением составлять план сочинения. Работа над планом сочинения активизирует мысль учащегося, способствует развитию логического мышления.