Литература
-
Урок по теме "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого" 2011
Разработанный урок проводится с учащимися 10-го класса при изучении жизни и творчества великого русского писателя Л.Н. Толстого. Урок проводится с использованием интерактивных методов. Вид урока – урок – виртуальная экскурсия по историческим местам.
-
Урок по теме "Загадки" в 5-м классе. В творческой лаборатории "Путешествие по загадочной стране" 2010
Урок знакомит учащихся с разными видами загадок – одним из жанров устного народного творчества.
-
Урок по теме "Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова" 2010
Представлен урок обобщения и закрепления изученного материала по произведениям А.П. Чехова.
-
Урок по теме "Истоки народности в творчестве двух гениев: А.С. Пушкина и М.И. Глинки". 8–9-е классы 2012
Разработку урока можно использовать на уроках искусства в 8-х, 9-х классах, на литературе, интегрировав его с музыкой, в 7-м классе. Цель: расширить познания учащихся о Пушкине и Глинке, создавших новый русский язык в поэзии и музыке; рассмотреть влияние народных традиций на формирование их самобытного творчества; познакомить с художественно-поэтическими и музыкальными произведениями, показать значение их творчества.
-
Урок по теме "История в поэзии" 2010
Внепрограммное учебное занятие позволяет познакомиться подробнее с историей раннего Средневековья, используя героический эпос Германии, Франции, Англии. На основе знакомства с сюжетом поэм учащимся предлагается выполнить также развивающее задание по карте, повторить основные события истории данных и соседних стран в хронологической последовательности.
-
Урок по теме "Комический образ героя-обывателя в рассказах М.М. Зощенко" 2010
На уроке учащиеся выясняют, какие приемы использует автор для создания комического образа героя. Урок развивает навыки исследовательской работы и воспитывает понимание того, что правильная речь – это признак культурного человека.
-
Урок по теме "Костюм как функциональная художественная деталь в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". 9‒11-й класс 2013
Урок формирует у учащихся представления о важности такой художественной детали, как костюм, без которой не может быть в полной мере понято литературное произведении и цельность характеров его героев.
-
Урок по теме "Лирический герой и особенности поэтики ранней лирики В.В. Маяковского". 11-й класс 2012
В работе исследуются особенности ранней лирики Маяковского. В творчестве поэта есть сложный, противоречивый образ лирического героя, который иногда в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника с тем, чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее. Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии, ошеломляющая новизна во всем: содержании, лексике, синтаксисе, ритмике, стихотворной графике.
-
Урок по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики" 2012
Главной задачей урока является рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственности, земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
-
Урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция" 2012
На уроке у учащихся формируются коммуникативные умения, необходимые для построения текста, правильного понимания структурных особенностей художественного произведения. Развиваются навыки выразительного чтения, совершенствуется умение создавать устное публичное и монологическое выступление, анализировать текст.
-
Урок по теме "Михаил Федоров. Своеобразие поэмы "Леший": жанровые особенности, композиция, средства выразительности, значимость произведения" 2010
Целью урока является выявление жанровых особенностей, композиции и языковых средств художественной выразительности, совершенствование навыков работы с текстом (составление плана, пересказ, обсуждение прочитанного, комментирование эпизодов). Такие уроки активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают интерес к родному языку.
-
Урок по теме "Мотивы Москвы в творчестве Марины Цветаевой" 2009
Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешь безошибочно — по особенному распеву, неповторимым ритмам, интонации. Свобода и своеволие "души, не знающей меры", — ее вечная, самая дорогая ей тема. Любовь у Цветаевой всегда "поединок роковой", всегда спор, конфликт и чаще всего — разрыв. И еще любовь к Москве — трепетная, трогательная — которую она пронесла через всю свою жизнь.
-
Урок по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л.Андреева "Кусака"). 7-й класс 2012
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Андреева «Кусака»; формировать умение анализировать факты и давать им оценку.
-
Урок по теме "Некоторые выводы итогового урока по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2013
Цель урока: научить определять основную тему и идею произведения, строить развернутые высказывания на основе прочитанного; уметь сопоставлять и сравнивать авторов разных эпох, героев разных произведений, видеть преемственность классической русской литературе; давать оценку поступкам героев; оценивать их внутренний мир.
-
Урок по теме "Образ учителя в рассказах Ю.Яковлева" 2016
Урок проходит в форме игры «Крестики-нолики» между двумя командами. Целью его является привлечение внимания детей к профессии учителя, более глубокому пониманию его труда, воспитание чуткого и внимательного отношения к людям. Уроку предшествует предварительная работа: чтение обучающимися рассказов Ю.Яковлева, инсценирование отрывков, подбор музыкальных произведений. Присутствующие на уроке зрители включены в активную работу.
-
Урок по теме "Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов" 2007
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
-
Урок по теме "От жадности и скупости к деградации личности". Скупой рыцарь из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2008
Скупой рыцарь, из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин, из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души". Что объединяет их?
-
Урок по теме "П.Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". 5-й класс 2019
Данная методическая разработка урока позволяет познакомить учащихся с географическими особенностями Урала, о котором пишет П.П.Бажов. В ходе анализа сказа "Медной горы хозяйка" обучающиеся смогут выяснить отличие жанра сказа от сказки. Используя метапредметные связи литературы и природоведения, пятиклассники узнают, что такое малахит, для чего используется этот природный материал, в каких известных архитектурных сооружениях мы встречаемся с малахитовыми массивами.
-
Урок по теме "Пусть зацветет сакура" (В.Г. Шулбаева "Когда цвела сакура") 2010
Урок подготовлен на основе предшествующего материала. Десятиклассники изучали и анализировали драматические произведения Н.А. Некрасова, А.Н. Островского. Имя Шулбаевой В.Г. не всем знакомо, но учитель надеется, что в дальнейшем на уроках линия изучения творчества хакасского драматурга продолжится.
-
Урок по теме "Пушкинский идеал служения музе в поздней лирике С.А. Есенина" 2012
Представлен урок-семинар, на котором сообщения групп, беседа чередуются с показом презентаций в музыкальном сопровождении о музах поэта. В ходе анализа произведений Есенина о любви 1923–1925 годов (цикл «Любовь хулигана» и цикл «Персидские мотивы», поэма «Письмо к женщине») учащиеся придут к выводу, что любовь к женщине у поэта – это часть его большой любви к Родине. В своём творчестве поэт продолжает пушкинские традиции поклонения музе.
-
Урок по теме "Родион Раскольников и его двойники". "Свидригайлов: загадка" 2008
Говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Как оказалось, что теория, явившаяся ответом на несправедливость и жестокость мира и призванная его спасти, превращается в теорию его же уничтожения? В какой момент порядочный человек, желающий добра людям, отделяет себя от них и примыкает к тем, кого сам считает воплощением зла?
-
Урок по теме "Роль эпизода "Встреча Чичикова с Собакевичем" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"". 9-й класс 2013
Урок проводится по УМК под редакцией В.Я. Коровина, учит писать сочинение, обозначить последовательность, композицию высказывания на тему. На уроке вырабатывается умение объяснять микротекст художественного произведения, определять значение эпизода, в малой части видеть главное, большое, значимое. После устного анализа эпизода учащиеся анализируют эпизод "Чичиков у Собакевича" письменно.
-
Урок по теме "Слово о Маяковском. Ранние стихотворения В.Маяковского как отражение души поэта". 10-й класс 2008
Урок ставит целью познакомить учащихся с личностью Владимира Маяковского, его поэзией. Урок сопровождается показом слайдов, используются записи песен в исполнении Елены Камбуровой на стихи Владимира Маяковского.
-
Урок по теме "Становление личности в эпохе. (Образ Петра I)" 2014
Цель урока: помочь учащимся проникнуть в новый для них мир чувств, мыслей, образов; познакомить с проблемами, поставленными писателем; эмоционально воспринимать произведения и более глубоко понимать его идейное содержание.
-
Урок по теме "Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа" 2010
Цели урока: познакомить учащихся с различием стихотворной и прозаической речи; добиться усвоения учащимися таких понятий, как ритм, рифма, стопа; стимулировать развитие творческих способностей учащихся формировать интерес к слову; воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма.
-
Урок по теме "Страницы биографии А.С. Пушкина" 2008
Урок литературы в начальной школе по технологии проектной деятельности. Используется учебник О.В.Джежелей «Чтение и литература». Школьники выполняют проекты, учатся работать в команде и больше узнают о биографии Александра Сергеевича Пушкина.
-
Урок по теме "Тебе в залог я сердце оставляю" 2009
Автор статьи знакомит учащихся с творчеством русского поэта С.А. Есенина. Показывает разнообразие основных тем лирики поэта и воспитывает любовь к родине, к Отечеству.
-
Урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" 2009
Изучая и анализируя роман Тургенева "Отцы и дети" на уроках литературы, мы традиционно выдвигаем на первый план социальные проблемы, конфликт поколений, споры главных героев. Однако не только социальные вопросы волнуют автора и нас, читателей. В романе раскрываются и проблемы вечные, не связанные с конкретным временем: проблемы семьи, любви, дружбы. Они в наше время актуальны.
-
Урок по теме "У Лукоморья…" 5-й класс 2012
Занятие знакомит учеников с историей создания пролога к поэме "Руслан и Людмила", отношением Пушкина к устному народному творчеству. Формируется умение анализировать лирическое произведение.
-
Урок по теме "Ф.И. Тютчев — певец гармонии и красоты. Пейзажно-философская лирика" 2008
Федор Иванович Тютчев не изображает природу со стороны, как наблюдатель или фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа Тютчева – это живое, разумное существо. Язык Ф.И.Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и пушкинской красотой своих оборотов. Природа у Тютчева – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а Космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания.