Б.Пастернак “За поворотом”.
Обобщение по разделу “Природа летом”.
Цели урока:
- Учить приёмам правильной читательской деятельности.
- Развивать творческие способности детей.
- Приобщать детей к литературе как к искусству слова.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Проверка домашнего задания.
1. Речевая разминка.
Почистим зубки язычком (облизываем языком
зубы).
Укольчик язычком (стучим языком по зубам).
Вкусное варенье (облизать).
Достать носик язычком.
Улыбка Буратино.
На полянке нюхаем цветы.
Пушинку сдуваем с одной руки на другую.
Волосы маленького дракона (маленькая волна
рукой со звуком “Ух!”).
Волосы большого дракона (большая волна рукой со
звуком “Ух!”).
2. Чтение с доски текста про себя, а затем по группам.
– Кто прочел правильно?
– Никто.
– Надо читать ласково.
– Почему?
– Читаем все.
Одуванчики
Разливает белый сад
Знойный, душный запах,
Одуванчики стоят
В облачных папахах,
Тихо клонятся к ногам,
Слабый ветер дунет –
И осыплет на луга
Белый пух июня.
Метафора – что это такое?
Метафора – скрытое сравнение предмета (чаще, когда свойства человека или животного переносятся на другой предмет).
– Какие метафоры использует поэт, говоря об одуванчиках? А как вы рассказали об этих цветах?
3. Чтение детьми своих загадок об одуванчиках (нужно было придумать дома).
III. Новый материал.
1. Работа со стихотворением до чтения.
А теперь отгадайте мою загадку. О чём
она? Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нём! (Лес) (Картина тайги) |
2. Посмотрите на картину.
– Глухой стеной стоит лес.
– Деревья сомкнулись, переплели ветви, за ними чернота, темнота. Как еще можно назвать такой лес?
– Перед нами стихотворение (с.107). Судя по иллюстрации к нему, оно о лесе, изображённом на ней – чаще.
– Прочитайте название стихотворения. Соответствует ли оно иллюстрации?
– Кто автор стихотворения? Знакомы ли вы с его творчеством?
– О чём можно сказать сейчас, глядя на дату? (Поэт ХХ века)
– Можете ли вы предположить, с каким настроением написано стихотворение?
– Прочитайте стихотворение про себя, постарайтесь представить картины, нарисованные автором, почувствовать настроение, понять мысли. Карандашом подчеркните слова, выражения, которые вам не понятны.
3. Работа во время чтения.
Дети читают просебя.
– Какие картины вы представили?
– Какое настроение в этом стихотворении, по-вашему?
– Воспевающее, тревожное (Словарь настроений у всех детей).
Словарь настроений.
- Беспокойное
- Веселое
- Воспевающее
- Грустное
- Жуткое
- Мечтательное
- Нежное
- Ожидание
- Печаль
- Радостное
- Сердитое
- Серьезное
- Смешное
- Шумное
- Тоскливое
- Тревожное
- Хвалебное
- Шаловливое
- Боязливое
- Капризное
Физминутка
Зайцы скачут:
Скок – скок – скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
– Стихотворение написано поэтом, который не писал для детей, поэтому много слов, значение которых нужно объяснить.
4. Чтение по строфам с комментариями.
1-я строфа
– О ком говорится?
– Что необычного в её поведении? Как это – начеку? (Она готова сорваться, улететь!)
– Как вы понимаете выражение “щебечет маняще”? (От слова манить – зазывать. Но её пение может быть обманчивым)
– В какой лес приглашает своим пением птичка? (В чащу)
2-я строфа
– Как называет лес поэт? В чём особенность такого названия? (Бор – хвойный лес).
– Где распевает свои песни птичка? (У входа в чащу, в преддверье бора. Преддверье – перед дверью, у входа).
– Какую роль выполняет птичка, с кем сравнивает её поэт? (Со сторожем)
– Какие чувства испытывает поэт, когда говорит о птичке? (Его радует её пение, он удивляется маленькому сторожу)
3-я и 4-я строфы
– “Тучи”, а не облака, не синева неба.
– Меняется ли интонация стихотворения? Почему? (Она становится тревожной. Мы заглядываем в глубину леса)
– Что же мы видим?
на доске:
Бурелом – деревья, вывороченные, поваленные бурей.
Ключи – холодные, ледяные родники.
Кручи – обрывы.
Валежник – синоним бурелом, сухой лес, поваленный.
Колоды – брёвна, лежащие в лесу.
Если вам приходилось бывать в лесу, вы видели “нагроможденье” – одно дерево на другое, беспорядочно.
– Какое ощущение возникает у вас при чтении? (Страх, волнение)
– Не кажется ли вам странным, что, говоря о лете, поэт упоминает о подснежниках, ранних весенних цветах? Почему? (Темно и холодно в лесной глуши. Туда ещё не успело заглянуть лето. Это тайна леса, его секрет).
– Такое ощущение, что поэт в страхе оглядывается по сторонам, смотрит вокруг, передать чувство страха помогают существительные.
Бурелом, ключи, кручи, валежник, колоды.
– На его состояние указывает и тире, они помогают понять смысл, настроение.
– Какую интонацию выберем для чтения этих строф? ( Будем читать с тревогой, в замедленном темпе).
5-я строфа
– И снова поэт возвращается к птичке, к маленькому лесному сторожу, отважному стражнику, которого не пугают мрак леса и тучи. Это её дом, её лес. И у неё есть своё оружие против врагов леса – её рулады, её песня, её трели. Она верит в силу своей песни, своего голоса. Зарок – запрет. Птичка может запретить войти в лес неугодным.
– Как вы думаете, кто они, “кому не надо” появляться на пороге лесного дома?
– Что, по-вашему, чувствовал Б.Пастернак, когда писал эти строчки? (Уверенность, что в лесу порядок)
– Как следует читать эти строчки? (Громче, приподнято, с надеждой)
5. Выразительное чтение и ответ на вопрос.
– Что может увидеть и услышать вдумчивый читатель в этом стихотворении?
6. Работа после чтения.
Б.Пастернак нарисовал картину лесной глуши, но при этом не использовал ни одного слова, которое бы позволило представить нам картину в цвете, ни одного эпитета. Как вы думаете, почему? ( Чтобы усилить впечатление сумрака, темноты, глуши леса).
– Но общее настроение от стихотворения всё же светлое. Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда писал это стихотворение? Что он чувствовал? (Тревогу и радость).
– Почему стихотворение названо “За поворотом”? (Вход в чащу, а дальше будет лес, его жизнь).
– Можете ли вы предложить своё название?
7. Ученик рассказывает о поэте (показывает его портрет).
Борис Пастернак – один из крупнейших поэтов мира; сын известного художника Леонида Пастернака. Он был настоящим интеллигентом, человеком очень глубоким и многосторонним, писал музыку. Может быть, оттого его стихи так образны и мелодичны. Поэт в совершенстве владел несколькими языками. За свою писательскую деятельность Борис Пастернак получил Нобелевскую премию, как и И. Бунин. Мы можем гордиться своими поэтами и писателями, их ценят во всём мире. |
8. Обобщение по разделу.
Мы заканчиваем раздел “Природа летом”. Каждая группа получает строчки из стихов известных поэтов, читают их и называют произведения раздела, которому эти строчки созвучны.
1. Поднялось и заиграло Солнце над полями. Порассыпалось своими Жгучими лучами. И .Суриков ( С.Есенин “С добрым утром”). С.88 |
2. Гроза прошла, и ветка белых роз В окно мне дышит ароматом. А. Блок ( И.Бунин “Розы”) с. 101 |
3. Снуют пунцовые стрекозы. Летят шмели во все концы. Б.Пастернак. (А.Толстой “Детство Никиты”) с.92 |
4. Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг, Да по колено травы. И. Суриков (М.Пришвин “Золотой луг”) с. 106 |
5. Крупный дождь в лесу зелёном Прошумел по старым клёнам, По лесным цветам. С. Есенин (В.Бианки “Неслышимка”) с. 102 |
6. Косят клевер. Пахнет росами Нежно сладко, как в саду. Свежий воздух над покосами Весь настоян на меду. Вс. Рождественский (И.Бунин “Розы”) с. 101 |
9. В группах отбирают лучшее сочинение, которое дети писали дома.
Автор его читает, эксперт оценивает по плану с доски.
1 группа – Лесное озеро
2 группа – Июньское утро
3 группа – Грибной дождь
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
План на доске:
IV. Итог урока.
– Кем мы были сегодня на уроке? – Чтецами, экспертами, писателями.
– Чему учились? – Быть слушателями, читать выразительно, любить природу, как с помощью слова и интонации можно передать настроение, которое автор вложил в данное произведение.
Домашнее задание: с. 107, читать выразительно, с помощью родителей. Провести словарную работу.
Оценки.
Учитель – Спасибо за внимание.
Дети – Спасибо за урок.
V. Оборудование к уроку.
VI. Литература.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Литературное чтение. 3-й класса. “В одном счастливом детстве”. В 2-х ч. Ч.1. – 3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2008. – 208 с., ил. (Образовательная система “Школа 2100”. Серия “Свободный ум”)