Цель: познакомить детей с характерными чертами поэзии А.С.Есенина на примере стихотворения “Поет зима – аукает”.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о сравнении и олицетворении как художественных приёмах.
2. Познакомить с краткой биографией поэта.
3. Продолжать работу над выразительностью речи учащихся: развивать умения ставить логическое ударение, повышать и понижать тон голоса, где это нужно, ставить паузы.
4.Формировать умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос.
5. Продолжать развитие творческого воображения.
6. Продолжать формировать умение слушать других.
7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, которым трудно выжить в холодное время года.
Задание к уроку: повторить такие художественные приемы, как олицетворение и сравнение; вспомнить ранее изученные стихотворения С.А.Есенина.
Материалы и оборудования:
У учителя: портрет А.С.Есенина, репродукции с картинами природы (Дубовский “Санный путь”, Гермашев “Снег выпал”, И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”), карточки со словарными словами, карточки с названиями художественных приёмов, учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс Учебник. — В 2-х частях. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.
У учащихся: учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс Учебник. — В 2-х частях. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013, распечатки стихотворения (по 1 шт. на каждого ученика), простой карандаш.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческое чтение, эвристическая беседа, исследовательский.
Этапы урока | Содержание | Комментарии |
1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя |
Учитель: В этом году исполняется 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Родился он в 1895 году, 21 сентября в Рязанской губернии в селе Константиново. С малых лет был отдан на попечение деду, который учил его грамоте, пел ему старинные песни, читал Библию. Бабушка и няня рассказывали ему русские сказки. Здесь на рязанской земле, прошло детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. У: Какие стихотворения С.Есенина вы знаете? |
Поставить на подставку портрет С.А.Есенина. |
Дети: “Береза”, “Пороша”, “С
добрым утром!”, “Бабушкины сказки”, “Нивы
сжаты, рощи голы...”, “Черемуха” и др. У: Действительно в этих и во многих других стихотворениях С.Есенина отразились и костер зари, и красота русских деревьев, и своеобразие каждого времени года – вся красота родного края. Но поэт не только любуется родной природой, но и сочувствует ей в тяжелые минуты, используя при этом различные художественные приемы. |
Слайды с картинами природы (по ходу
рассказа 1. И.Э.Грабарь “Февральская лазурь” 2. Дубовский “Санный путь” 3. Гермашев “Снег выпал”) |
|
Сегодня на уроке нам нужно выделить те художественные приемы, которые помогают С.Есенину описывать природу родного края. Для этого мы проанализируем стихотворение “Поет зима – аукает...”. | Слайд с названием стихотворения. | |
3. Установка перед первичным
восприятием 4. Первичное восприятие |
У: Я сейчас прочитаю стихотворение,
а вы подумаете, на кого похожа зима?
У: На кого похожа зима в этом стихотворении? Д: На маму, на мачеху, на няньку и т.д. |
|
5. Эвристическая беседа и словарная работа | У: Чтобы узнать, на кого зима похожа
больше, нам нужно посмотреть, как меняется ее
характер на протяжении всего стихотворения. У: Найдите этому подтверждение в тексте. В первой строфе, какие слова показывают это? Д: Аукает, баюкает – зима, как мама, поет колыбельную лесу. У: Кто знает, что обозначает слово “аукает”? Д: Зовет кого-то. У: Кто знает, что обозначает слово “баюкает”? Д : Укладывает спать. У: Как называются такие слова, которые переносят свойства человека на неодушевленные предметы и явления? |
На слайде по очереди появляются
словарные слова: Аукать Баюкать Стозвон Ставня |
Д : Олицетворение (если дети не
называют, говорит учитель) У: Найдите в первой строфе еще олицетворения. Д: Седые облака У: С помощью чего зима укладывает лес спать? Найдите эти слова в стихотворении. Д: Стозвон сосняка У: Как вы понимаете слово “стозвон”? Д: Лес шумит очень сильно от ветра и слышится как будто сто звонов (возможны другие варианты ответов детей) У: Во второй строфе в кого “превращается” зима? Д: В метелицу У: Как к ней относится поэт? Д: Поэт ею любуется, но опасается (“ковром шелковым стелется, но больно холодна”) У: В третьей строфе в кого превращается метелица? Д: В злую вьюгу, она стучит по ставням и злится всё сильней. У: Кто знает, что такое ставня? Д: Дверца у окна, которая закрывает окно с улицы. У: Как этот прием называется? Д: Олицетворение У: Что же мы можем сказать про зиму, проанализировав её характер на протяжении всего стихотворения? Д: Она сначала убаюкивала, а потом разозлилась и стала стучать и злиться, зима больше похожа на мачеху. |
На слайде термин “олицетворение” | |
6. Физкультминутка | У: Ветер дует нам в лицо, Д: (выполняют движения вслед за учителем) |
|
7. Целевая установка перед вторичным чтением | У: Кто страдает из-за зимы-мачехи в
этом стихотворении? Д: Воробышки У: Я сейчас прочитаю ещё раз это стихотворение, а вы карандашом подчеркните те слова, с помощью которых автор показывает нам это. |
|
8. Вторичное чтение учителя | Д: (подчеркивают карандашом слова, которые показывают как страдают зимой воробьи) | |
9. Эвристическая беседа и словарная работа | У: С помощью, каких слов поэт
показывает нам, как страдают зимой воробышки во
второй строфе? Д: Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. У: Как этот прием называется, когда автор определяет один предмет при помощи его сопоставления с другим? Д: сравнение (если дети не называют, говорит учитель) У: С кем ещё автор сравнивает воробьёв поэт в этом стихотворении? Д: С пташками малыми. У: Как он к ним относится? |
На слайде термином “сравнение” |
Д: Он их жалеет, он говорит, что они
озябли, голодные, усталые, дремлют у мёрзлого
окна. У: Как вы понимаете слово “озябли”? Д: Замерзли, но не совсем; промерзли У: Как вы думаете, что обозначает слово “дремлют”? Д: Спят, но не совсем У: Почему автор употребил слово - дремлют, а не спят? Д: Потому что если воробьи заснут, они могут замерзнуть. У: Как вы думаете, почему автор пишет в этом стихотворении именно о воробьях? Д: Потому что они маленькие; потому что они не улетают в теплые края и остаются зимовать у нас и бедствуют от голода и холода и т.д. У: Как мы можем помочь им в холодное время года? Д: Строить для них кормушки и подкармливать их, не стрелять в них из рогатки и т.д. У: Только ли о воробьях нужно заботиться в холодное время года? Д: Нет, но и о других птицах, остающихся зимовать у нас. У: О чем больше всего мечтают воробышки в холодное время года? Д: О том, что придет весна и станет тепло и весело. У: О какой весне мечтают воробьи? Прочитай строки в стихотворении. Д: (читают) “В улыбках солнца, ясная Красавица весна” |
На слайде дополняются слова (к Аукать Баюкать Стозвон Ставня): Озябли Дремлют |
|
10. Физкультминутка | У: Скачет шустрый воробей, Ему на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелся, как волчок. Вот присел он на минутку, Почесал он клювом грудку, И с дорожки - на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень. (А.Барто) Д: (дети выполняют движения вслед за учителем) |
|
11. Соотнесение текста стихотворения и иллюстрации к нему. | У: Давайте посмотрим на иллюстрацию
к этому стихотворению. Чем отличается зима в
стихотворении и на иллюстрации? Д: В стихотворении зима более суровая, чем на иллюстрации. У: Как художник изобразил птичек? Д: Они замерзли (озябли) жмутся у окна и хотят в дом (в тепло) У: Представьте себе, что вы художники, что вы нарисуете к этому стихотворению? Д: Деревья сильнее наклоняются от ветра, одна ставня захлопнулась, воробьи сидят в куче и греются друг от дружки и т.д. |
Работа по учебнику |
12. Постановка чтецкой сверхзадачи. | У: Давайте подумаем, мы будем читать
это стихотворение везде с одинаковым чувством? Д: Нет У: Как оно будет меняться на протяжении всего стихотворения? Д: Мы будем читать о зиме с тревогой, опасностью; о воробьях – с жалостью, сочувствием; о весне – с надеждой, радостью. У: Вам нужно прочитать это стихотворение так, чтобы вызвать все эти чувства у слушателя. |
Учитель записывает ответы детей на доске |
13. Выразительное чтение учащимися | У: Для этого нам надо правильно
расставить логические ударения, паузы и
интонацию. У: Давайте вспомним, как мы обозначаем логическое ударение? Д: Подчеркиваем слово одной или двумя чертами. У: Как мы обозначаем паузы? Д: Длинную паузу двумя вертикальными чертами, короткую одной. У: Каким образом мы обозначаем интонацию? Д: Повышение интонации – стрелкой вверх, понижение - стрелкой вниз, ровную – прямой стрелкой. У: Я вам сейчас прочитаю стихотворение ещё раз, 1 вариант расставите паузы в стихотворении, а 2- ой - логические ударения на распечатках. (Учитель читает стихотворения стараясь чётко расставить паузы и логические ударения) Д: (Ученик с первого варианта читает стихотворение и расставляет паузы голосом, остальные ученики с 1 варианта проверяют его, а со 2-го расставляют паузы в своих распечатках) Д: (Ученик со второго варианта читает стихотворение и расставляет логические ударения голосом, остальные ученики со 2 варианта проверяют его, а с 1-го расставляют логические ударения в своих распечатках) У: Теперь мы с вами постараемся расставить интонацию в первой строфе при помощи стрелок. В первой строке, какая будет интонация? Д: Поёт зима – восходящая, аукает – нисходящая, т.к. стоит пауза. У: В следующих двух строках? Д: (Читает ученик, выделяя голосом нужную интонацию) У: Прочитайте следующую строку с нужной интонацией. Д: (Читает один ребенок, другие обозначают) У: Прочитайте следующие строки с нужной интонацией. Д: (Читает один ребенок, другие обозначают) |
Учитель вывешивает таблицу с условными обозначениями и показывает на ней. |
14. Установка перед выразительным чтение | У: Прочитаем эту строфу целиком,
показывая смену чувств, правильно ставя
логические ударения, делая паузы, с нужной
интонацией. Д: (Читают несколько учеников) |
|
15. Выразительное чтение | У: (Учитель вместе с детьми слушают выразительное чтение учеников и высказывают что, по их мнению, было в чтении удачным, а что нужно исправить) | Учитель записывает на доске |
16. Домашнее задание | У: Вам нужно расставить интонацию в остальных строфах и выучить это стихотворение наизусть, обращая внимание на паузы, логические ударения, интонацию. | |
17. Итог урока | У: Давайте вспомним, в начале урока я
задала вам вопрос: с помощью каких
художественных приемов С.А.Есенин описывает
природу родного края? Для того чтобы нам проще
было это сделать мы проанализировали
стихотворение “Поёт зима - аукает...” Д: С помощью олицетворения и сравнения У: Значит, что можно сказать про природу в стихотворении? Д: Природа в стихотворении С.Есенина очеловечена; она передает чувства поэта и радость, и грусть, и сочувствие, и надежду, и заботу. |
Учитель показывает слайд, где написаны худ. приемы. |
18.Дополнительное домашнее задание | У: Попробуйте найти стихотворения С.А.Есенина в которых природа очеловечена. | Учитель записывает на доске |
Литература
- Компакт-диск “Использование Microsoft Office в школе”; учебно-методическое пособие для учителей.
- Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
- Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Писатели нашего детства, 100 имен: биограф. словарь: 3ч.- автор-составитель Н.О.Воронова – М.: Либерея , 2000.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений; М.: АЗЪ, 1995.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс Учебник. — В 2-х частях. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.