Урок литературного чтения "С.А.Есенин «Поет зима – аукает…»". 3-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить детей с характерными чертами поэзии А.С.Есенина на примере стихотворения “Поет зима – аукает”.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о сравнении и олицетворении как художественных приёмах.

2. Познакомить с краткой биографией поэта.

3. Продолжать работу над выразительностью речи учащихся: развивать умения ставить логическое ударение, повышать и понижать тон голоса, где это нужно, ставить паузы.

4.Формировать умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

5. Продолжать развитие творческого воображения.

6. Продолжать формировать умение слушать других.

7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, которым трудно выжить в холодное время года.

Задание к уроку: повторить такие художественные приемы, как олицетворение и сравнение; вспомнить ранее изученные стихотворения С.А.Есенина.

Материалы и оборудования:

У учителя: портрет А.С.Есенина, репродукции с картинами природы (Дубовский “Санный путь”, Гермашев “Снег выпал”, И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”), карточки со словарными словами, карточки с названиями художественных приёмов, учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс Учебник. — В 2-х частях. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.

У учащихся: учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс Учебник. — В 2-х частях. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013, распечатки стихотворения (по 1 шт. на каждого ученика), простой карандаш.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческое чтение, эвристическая беседа, исследовательский.

Этапы урока Содержание Комментарии
1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

 

 

Учитель: В этом году исполняется 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Родился он в 1895 году, 21 сентября в Рязанской губернии в селе Константиново. С малых лет был отдан на попечение деду, который учил его грамоте, пел ему старинные песни, читал Библию. Бабушка и няня рассказывали ему русские сказки. Здесь на рязанской земле, прошло детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи.

У: Какие стихотворения С.Есенина вы знаете?

 

Поставить на подставку портрет С.А.Есенина.

Дети: “Береза”, “Пороша”, “С добрым утром!”, “Бабушкины сказки”, “Нивы сжаты, рощи голы...”, “Черемуха” и др.

У: Действительно в этих и во многих других стихотворениях С.Есенина отразились и костер зари, и красота русских деревьев, и своеобразие каждого времени года – вся красота родного края. Но поэт не только любуется родной природой, но и сочувствует ей в тяжелые минуты, используя при этом различные художественные приемы.

Слайды с картинами природы (по ходу рассказа

1. И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”

2. Дубовский “Санный путь”

3. Гермашев “Снег выпал”)

Сегодня на уроке нам нужно выделить те художественные приемы, которые помогают С.Есенину описывать природу родного края. Для этого мы проанализируем стихотворение “Поет зима – аукает...”. Слайд с названием стихотворения.
3. Установка перед первичным восприятием

4. Первичное восприятие

У: Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумаете, на кого похожа зима?

У: На кого похожа зима в этом стихотворении?

Д: На маму, на мачеху, на няньку и т.д.

 
5. Эвристическая беседа и словарная работа У: Чтобы узнать, на кого зима похожа больше, нам нужно посмотреть, как меняется ее характер на протяжении всего стихотворения.

У: Найдите этому подтверждение в тексте. В первой строфе, какие слова показывают это?

Д: Аукает, баюкает – зима, как мама, поет колыбельную лесу.

У: Кто знает, что обозначает слово “аукает”?

Д: Зовет кого-то.

У: Кто знает, что обозначает слово “баюкает”?

Д : Укладывает спать.

У: Как называются такие слова, которые переносят свойства человека на неодушевленные предметы и явления?

На слайде по очереди появляются словарные слова:

Аукать

Баюкать

Стозвон

Ставня

  Д : Олицетворение (если дети не называют, говорит учитель)

У: Найдите в первой строфе еще олицетворения.

Д: Седые облака

У: С помощью чего зима укладывает лес спать? Найдите эти слова в стихотворении.

Д: Стозвон сосняка

У: Как вы понимаете слово “стозвон”?

Д: Лес шумит очень сильно от ветра и слышится как будто сто звонов (возможны другие варианты ответов детей)

У: Во второй строфе в кого “превращается” зима?

Д: В метелицу

У: Как к ней относится поэт?

Д: Поэт ею любуется, но опасается (“ковром шелковым стелется, но больно холодна”)

У: В третьей строфе в кого превращается метелица?

Д: В злую вьюгу, она стучит по ставням и злится всё сильней.

У: Кто знает, что такое ставня?

Д: Дверца у окна, которая закрывает окно с улицы.

У: Как этот прием называется?

Д: Олицетворение

У: Что же мы можем сказать про зиму, проанализировав её характер на протяжении всего стихотворения?

Д: Она сначала убаюкивала, а потом разозлилась и стала стучать и злиться, зима больше похожа на мачеху.

На слайде термин “олицетворение”
6. Физкультминутка У:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.

Д: (выполняют движения вслед за учителем)

 
7. Целевая установка перед вторичным чтением У: Кто страдает из-за зимы-мачехи в этом стихотворении?

Д: Воробышки

У: Я сейчас прочитаю ещё раз это стихотворение, а вы карандашом подчеркните те слова, с помощью которых автор показывает нам это.

 
8. Вторичное чтение учителя Д: (подчеркивают карандашом слова, которые показывают как страдают зимой воробьи)  
9. Эвристическая беседа и словарная работа У: С помощью, каких слов поэт показывает нам, как страдают зимой воробышки во второй строфе?

Д: Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.

У: Как этот прием называется, когда автор определяет один предмет при помощи его сопоставления с другим?

Д: сравнение (если дети не называют, говорит учитель)

У: С кем ещё автор сравнивает воробьёв поэт в этом стихотворении?

Д: С пташками малыми.

У: Как он к ним относится?

На слайде термином “сравнение”
Д: Он их жалеет, он говорит, что они озябли, голодные, усталые, дремлют у мёрзлого окна.

У: Как вы понимаете слово “озябли”?

Д: Замерзли, но не совсем; промерзли

У: Как вы думаете, что обозначает слово “дремлют”?

Д: Спят, но не совсем

У: Почему автор употребил слово - дремлют, а не спят?

Д: Потому что если воробьи заснут, они могут замерзнуть.

У: Как вы думаете, почему автор пишет в этом стихотворении именно о воробьях?

Д: Потому что они маленькие; потому что они не улетают в теплые края и остаются зимовать у нас и бедствуют от голода и холода и т.д.

У: Как мы можем помочь им в холодное время года?

Д: Строить для них кормушки и подкармливать их, не стрелять в них из рогатки и т.д.

У: Только ли о воробьях нужно заботиться в холодное время года?

Д: Нет, но и о других птицах, остающихся зимовать у нас.

У: О чем больше всего мечтают воробышки в холодное время года?

Д: О том, что придет весна и станет тепло и весело.

У: О какой весне мечтают воробьи? Прочитай строки в стихотворении.

Д: (читают) “В улыбках солнца, ясная

Красавица весна”

На слайде дополняются слова (к Аукать

Баюкать

Стозвон

Ставня): Озябли

Дремлют

10. Физкультминутка У: Скачет шустрый воробей,
Ему на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелся, как волчок.
Вот присел он на минутку,
Почесал он клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. (А.Барто)

Д: (дети выполняют движения вслед за учителем)

 
11. Соотнесение текста стихотворения и иллюстрации к нему. У: Давайте посмотрим на иллюстрацию к этому стихотворению. Чем отличается зима в стихотворении и на иллюстрации?

Д: В стихотворении зима более суровая, чем на иллюстрации.

У: Как художник изобразил птичек?

Д: Они замерзли (озябли) жмутся у окна и хотят в дом (в тепло)

У: Представьте себе, что вы художники, что вы нарисуете к этому стихотворению?

Д: Деревья сильнее наклоняются от ветра, одна ставня захлопнулась, воробьи сидят в куче и греются друг от дружки и т.д.

Работа по учебнику
12. Постановка чтецкой сверхзадачи. У: Давайте подумаем, мы будем читать это стихотворение везде с одинаковым чувством?

Д: Нет

У: Как оно будет меняться на протяжении всего стихотворения?

Д: Мы будем читать о зиме с тревогой, опасностью; о воробьях – с жалостью, сочувствием; о весне – с надеждой, радостью.

У: Вам нужно прочитать это стихотворение так, чтобы вызвать все эти чувства у слушателя.

 

 

Учитель записывает ответы детей на доске

13. Выразительное чтение учащимися У: Для этого нам надо правильно расставить логические ударения, паузы и интонацию.

У: Давайте вспомним, как мы обозначаем логическое ударение?

Д: Подчеркиваем слово одной или двумя чертами.

У: Как мы обозначаем паузы?

Д: Длинную паузу двумя вертикальными чертами, короткую одной.

У: Каким образом мы обозначаем интонацию?

Д: Повышение интонации – стрелкой вверх, понижение - стрелкой вниз, ровную – прямой стрелкой.

У: Я вам сейчас прочитаю стихотворение ещё раз,

1 вариант расставите паузы в стихотворении, а 2- ой - логические ударения на распечатках.

(Учитель читает стихотворения стараясь чётко расставить паузы и логические ударения)

Д: (Ученик с первого варианта читает стихотворение и расставляет паузы голосом, остальные ученики с 1 варианта проверяют его, а со 2-го расставляют паузы в своих распечатках)

Д: (Ученик со второго варианта читает стихотворение и расставляет логические ударения голосом, остальные ученики со 2 варианта проверяют его, а с

1-го расставляют логические ударения в своих распечатках)

У: Теперь мы с вами постараемся расставить интонацию в первой строфе при помощи стрелок.

В первой строке, какая будет интонация?

Д: Поёт зима – восходящая, аукает – нисходящая, т.к. стоит пауза.

У: В следующих двух строках?

Д: (Читает ученик, выделяя голосом нужную интонацию)

У: Прочитайте следующую строку с нужной интонацией.

Д: (Читает один ребенок, другие обозначают)

У: Прочитайте следующие строки с нужной интонацией.

Д: (Читает один ребенок, другие обозначают)

Учитель вывешивает таблицу с условными обозначениями и показывает на ней.
14. Установка перед выразительным чтение У: Прочитаем эту строфу целиком, показывая смену чувств, правильно ставя логические ударения, делая паузы, с нужной интонацией.

Д: (Читают несколько учеников)

 
15. Выразительное чтение У: (Учитель вместе с детьми слушают выразительное чтение учеников и высказывают что, по их мнению, было в чтении удачным, а что нужно исправить) Учитель записывает на доске
16. Домашнее задание У: Вам нужно расставить интонацию в остальных строфах и выучить это стихотворение наизусть, обращая внимание на паузы, логические ударения, интонацию.  
17. Итог урока У: Давайте вспомним, в начале урока я задала вам вопрос: с помощью каких художественных приемов С.А.Есенин описывает природу родного края? Для того чтобы нам проще было это сделать мы проанализировали стихотворение “Поёт зима - аукает...”

Д: С помощью олицетворения и сравнения

У: Значит, что можно сказать про природу в стихотворении?

Д: Природа в стихотворении С.Есенина очеловечена; она передает чувства поэта и радость, и грусть, и сочувствие, и надежду, и заботу.

Учитель показывает слайд, где написаны худ. приемы.
18.Дополнительное домашнее задание У: Попробуйте найти стихотворения С.А.Есенина в которых природа очеловечена. Учитель записывает на доске

Литература

  1. Компакт-диск “Использование Microsoft Office в школе”; учебно-методическое пособие для учителей.
  2. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
  3. Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Писатели нашего детства, 100 имен: биограф. словарь: 3ч.- автор-составитель Н.О.Воронова – М.: Либерея , 2000.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений; М.: АЗЪ, 1995.
  6. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс Учебник. — В 2-х частях. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.