ЦЕЛЬ:
- рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе;
- понять, почему главная героиня выбирает подобный путь решения конфликта;
- развить умение анализировать критическую литературу;
ИТОГОВЫЕ ЦЕЛИ:
- сформировать собственное мнение обучающихся по данному произведению;
- подготовить обучающихся к сочинению
Список терминов: драма, трагедия, композиция, образ
План урока.
- Мотивация. Понятие "Гроза".
- Постановка проблемы. Обсуждение проблемы с элементами конспектирования по спорному вопросу о жанре "Грозы"
- Работа в группах. Работа с критическими статьями.
- Презентация работы групп. Составление таблицы по образу Катерины
- Выводы. Рефлексия. Подведение итогов урока
- Контроль знаний
Ход урока
Учитель: Мы с вами изучили немало интересных произведений 19 века. Но большей частью все они были прозаическими. Но русская литература богата не только поэтами и писателями. Россия подарила миру много драматургов, с одним из которых мы познакомились с вами на предыдущих уроках. Мы познакомились с жизнью и творчеством А.Н.Островского и рассмотрели драму "Гроза". Сегодня мы подводим итоги нашего обсуждения. Давайте вернемся к названию произведения.
- Гроза! Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Посмотрите на картину И. Левитана "На краю вечности" - она вам поможет. (Стихия, природа, обновление, свежесть, страх, наказание).
- Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение подобным образом?
- Нашла ли отражение историческая эпоха в названии?
(Предреформенная Россия. Обострение социальных противоречий русской жизни. Поражение николаевской России в Крымской войне. Подъём антикрепостнического движения. Изменение атмосферы русской общественной жизни в преддверии крушения крепостного права).
Учитель: И вот на фоне этих событий появляется очередная пьеса А.Н.Островского с очень значимым названием "Гроза" (1859 г.) Произведение вызвало немало откликов среди критиков. Жанр пьесы, как его обозначает автор - драма. После выхода пьесы в свет взгляды критиков разделились: Н.Добролюбов рассматривает "Грозу" как трагедию, а Д.И.Писарев как драму. Мы с вами не раз говорили, но мне бы хотелось еще раз вернуться к их определению, их пониманию. Перед вами на столах словарь, который содержит определение понятии и признаки трагедии и драмы.
- Вспомнив, опираясь на словари, понятия драмы и трагедии, попытайтесь, работая с текстом, найти в произведении черты драмы и трагедии. Аргументированно представьте их. (10 - 15 мин.)
(Обучающиеся поделены на 4 группы. Первая группа анализирует первое действие, 2- второе, 3 - третье, 4 - четвертое и пятое.) По истечении времени (можно минут 7, если занятие рассчитано на урок, а не на пару) каждая группа указывает на черты драмы или трагедии отведенного ей действия.
На основе высказываний обучающихся на доске выстраивается в два столбика: трагедия - драма.
В каждый столбец записываются отличительные черты.
Вывод: Мы убеждаемся, что в произведении присутствуют черты как драмы, так и трагедии.
- А что или кто является основным критерием в определении отличительных черт трагедии и драмы?
- Таким образом, определение "Грозы" как драмы или трагедии, зависит от того, считать Катерину сильным или слабым характером.
- Среди критиков мнения относительно Катерины также разделились. Обратимся к статьям Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова.
- Задания группам: найти высказывания, которые раскрывают нам характер Катерины. Дают оценку ее поступкам, мыслям, чувствам.
Справа две группы анализируют статью Д.И.Писарева, слева - Н.А.Добролюбова.
- Ответы. Составление сопоставительной таблицы. (Писарев - слабая личность, Добролюбов - сильная)
- У вас было домашним заданием образ Катерины. Совпадают ли найденные вами черты характера Катерины с тем, что вы открыли у критиков?
- Мнение критиков мы определили.
- Какое у вас сложилось мнение о Катерине? Обоснуйте свою точку зрения.
Шкала мнений. (На доске рисуется шкала: Писарев - Добролюбов - не определился). Обучающиеся должны встать в колонну напротив критерия.
- Встаньте в колонны таким образом:
1 - поддерживает точку зрения Добролюбова
2 - Писарева
3 - не определился.
Обоснование. Высказывания детей.
Учитель: Драма А.Н.Островского "Гроза" своим появлением вызвала множество неоднозначных оценок. Особенно это касалось трактовки образа Катерины Кабановой. Одни критики воспринимали ее как героиню, сумевшую своим решительным поступком осветить мрачный мир "темного царства" и тем самым способствовать его разрушению (Добролюбов). Другие считали, что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать "лучом света", это всего лишь "привлекательная иллюзия" (Писарев). Третьи соглашались с трактовкой Добролюбова, уличая Писарева в неспособности объективной оценки. Но были и те, кто стоял "над схваткой", не желая видеть ничего, кроме прекрасно написанного художественного произведения. Таков был взгляд А.Григорьева.
Если признать Катерину сильной личностью, то определение жанровой принадлежности "Грозы" зависит и от того, насколько трагичной считать развязку. Что она трагична - это понятно. Но вопрос, насколько, требует ответа. Было бы лучше Катерине остаться живой. Если Катерина - светлое явление, которое принесло пользу, осветив, пусть на короткое время, "темное царство" и дав импульс к изменению окружающей жизни, то и развязка оказывается не столь безысходной, то есть драматичной. Но ведь и сам Островский указывал на то, что "Гроза" драма.
Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект критики. Наше время в истолкование драмы А.Н.Островского вносит свои акценты.
Контроль знаний. Тест (Предусмотрен, если занятие рассчитано на пару)
Литература.
- Добролюбов Н.А. Статья "Луч света в темном царстве".
- Писарев Д.И. Статья "Мотивы русской драмы"
- Силинская Л.Н. "Поурочное планирование по литературе" К учебнику "В мире литературы. 10 класс" под ред. А.Г.Кутузова. - Экзамен, 2006 г.
- Фадеева Т.М. Тематическое поурочное планирование по литературе к учебнику Ю.В.Лебедева. - Экзамен, 2005 г.
- Егорова Н.В, Золотарева И.В. "Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание". Москва. ВАКО, 2007 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
СЛОВАРЬ
ДРАМА (греч. dpama, букв. - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У.Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П.Корнель, Ж.Расин, Мольер, Ф.Шиллер, Г.Ибсен, Д.Б.Шоу, Б.Брехт; в России - А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, А.П.Чехов, М.Горький, А.В.Вампилов и др.
2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д.Дидро, Г.Е.Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой ("Бесприданница" А.Островского, "На дне" М.Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
ТРАГЕДИЯ
Пави П. Словарь театра.
"Трагедия (:). Пьеса о каком-либо роковом человеческом действии, часто заканчивающемся гибелью главного героя. (:) Трагическое произведение характеризуют несколько существенных элементов: катарсис, то есть очищение страстей посредством страха и сострадания; гамартия, или поступок героя, с которого начинается процесс, приводящий его к гибели; гибрис, гордость или упорство героя, который сохраняет приверженность чему-либо, несмотря на предостережения, и отказывается изменить ей; пафос, страдания героя, которые трагедия передает зрителям. (:) трагическая история подражает человеческим поступкам, совершаемым под знаком страдания и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажей или до момента осознания источника зла" (с.382).
Волькенштейн В. Трагедия // Словарь литературных терминов: Вт2. т1. стлб. 959-965.
"Трагедия. Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда и другие персонажи - в побочных столкновениях), отличаясь максимальной для человека силой воли, ума и чувства, нарушает некий общеобязательный (с точки зрения автора) и неодолимый закон; при этом герой трагедии может или вовсе не сознавать своей вины - или не сознавать ее долгое время - действуя либо по предначертаниям свыше (напр.., античная трагедия), либо находясь во власти ослепляющей страсти (напр.., Шекспир). Борьба с неодолимым законом сопряжена с большими страданиями и неизбежно кончается гибелью трагического героя; борьба с неодолимым законом - его переоценка при неизбежном торжестве - вызывает в нас духовное просветление"
Диев В. Трагедия // Словарь литературоведческих терминов. С.416-421.
"Трагедия. (..) один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой трагедии оказывается перед превосходящими его силы препятствиями. Трагедия отличается своеобразием природы конфликтов и характеров. Содержание трагедии определяет, как правило, конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития, духовное состояние человечества".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Д.И.ПИСАРЕВ "МОТИВЫ РУССКОЙ ДРАМЫ" (выдержки)
Драма Островского "Гроза" вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием "Луч света в темном царстве". Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление. Подробный анализ этого характера покажет нашим читателям, что взгляд Добролюбова в этом случае неверен и что ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в "темном царстве" патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского.
Читая "Грозу" или смотря ее на сцене, вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в действительности именно так , как она поступает в драме. Вы увидите перед собой и поймете Катерину, но, разумеется, поймете ее так или иначе, смотря по тому, с какой точки зрения вы на нее посмотрите. Всякое живое явление отличается от мертвой отвлеченности именно тем, что его можно рассматривать с разных сторон; и выходя из одних и тех же основных фактов, можно приходить к различным и даже к противоположным заключениям. Катерина испытала на себе много разнородных приговоров; нашлись моралисты, которые обличили ее в безнравственности, это было всего легче сделать: стоило только сличить каждый поступок Катерины с предписаниями положительного закона и подвести итоги; на эту работу не требовалось ни остроумия, ни глубокомыслия, и поэтому ее действительно исполнили с блестящим успехом писатели, не отличающиеся ни тем, ни другим из этих достоинств; потом явились эстетики и решили, что Катерина - светлое явление; эстетики, разумеется, стояли неизмеримо выше неумолимых поборников благочиния, и поэтому первых выслушали с уважением, между тем как последних тотчас же осмеяли. Во главе эстетиков стоял Добролюбов, постоянно преследовавший эстетических критиков своими меткими и справедливыми насмешками. В приговоре над Катериною он сошелся с своими всегдашними противниками, и сошелся потому, что, подобно им, стал восхищаться общим впечатлением, вместо того чтобы подвергнуть это впечатление спокойному анализу.
В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидел вследствие этого "луч света в темном царстве" и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский дает на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он еще раз взглянул бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете. Грустно расставаться с светлою иллюзиею, а делать нечего; пришлось бы и на этот раз удовлетвориться темною действительностью. Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности.
Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.
Не ждите и не требуйте от меня, читатель, чтобы я теперь стал продолжать начатый анализ характера Катерины. Я так откровенно и так подробно высказал вам свое мнение о целом порядке явлений "темного царства", или, проще говоря, семейного курятника, - что мне теперь осталось бы только прикладывать общие мысли к отдельным лицам и положениям; мне пришлось бы повторять то, что я уже высказал, а это была бы работа очень неголоволомная и следствие этого очень скучная и совершенно бесполезная. Если читатель находит идеи этой статьи справедливыми, то он, вероятно, согласится с тем, что все новые характеры, выводимые в наших романах и драмах, могут относиться или к базаровскому типу, или к разряду карликов и вечных детей.
От карликов и от вечных детей ждать нечего; нового они ничего не произведут; если вам покажется, что в их мире появился новый характер, то вы смело можете утверждать, что это оптический обман. То, что вы в первую минуту примете за новое, скоро окажется очень старым; это просто - новая помесь карлика с вечным ребенком, а как ни смешивайте эти два элемента, как ни разбавляйте один вид тупоумия другим видом тупоумия, в результате все-таки получите новый вид старого тупоумия.
Н.А.ДОБРОЛЮБОВ "ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ"
: Мы очень долго останавливались на господствующих лицах "Грозы", потому что, по нашему мнению, история, разыгравшаяся с Катериною, решительно зависит от того положения, какое неизбежно выпадает на ее долю между этими лицами, в том быте, который установился под их влиянием. "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, об его этюдах чисто комического характера). В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели.
Русская жизнь дошла наконец до того, что добродетельные и почтенные, но слабые и безличные существа не удовлетворяют общественного сознания и признаются никуда не годными. Почувствовалась неотлагаемая потребность в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных. Иначе и невозможно: как скоро сознание правды и права, здравый смысл проснулись в людях, они непременно требуют не только отвлеченного с ними согласия (которым так блистали всегда добродетельные герои прежнего времени), но и внесения их в жизнь, в деятельность. Но чтобы внести их в жизнь, надо побороть много препятствий, подставляемых Дикими, Кабановыми и т.п.; для преодоления препятствий нужны характеры предприимчивые, решительные, настойчивые. Нужно, чтобы в них воплотилось, с ними слилось, то общее требование правды и права, которое наконец прорывается в людях сквозь все преграды, поставленные Дикими - самодурами.
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых.
Прежде всего вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически. Это мы видим, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме у матери. Оказывается, что воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей: в доме ее матери было то же , что и у Кабановых, - ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы страниц, обедали, гуляли по саду. Опять беседовали с богомолками и сами молились: Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: "Да ведь и у нас то же самое". Но разница определяется Катериною очень быстро в пяти словах: "Да здесь все как будто из-под неволи!" И дальнейший разговор показывает, что во всей этой внешности, которая так обыденна у нас повсюду, Катерина умела находить свой особенный смысл, применять ее к своим потребностям и стремлениям, пока не налегла на нее тяжелая рука Кабанихи. Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении
Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила; она еще и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него, оставаясь совершенно индифферентною к этому шагу. И здесь тоже проявляется особенность характера: по обычным нашим понятиям, ей бы следовало противиться, если у ней решительный характер; но она и не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Ей нет особенной охоты выходить замуж, но нет и отвращения от замужества; нет в ней любви к Тихону, но нет любви и ни к кому другому. Ей все равно покамест, вот почему она и позволяет делать с собою что угодно. В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности, да еще слишком большую готовность делать все для других, мало заботясь о себе.
Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушать мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней; и если они сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением и решатся дать ей полное удовлетворение, - хорошо тогда и ей и им. Но если нет - она ни перед чем ни остановится, - закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия - все исчезнет для нее пред силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о других. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится.
Взрослая Катерина, поставленная в необходимость терпеть обиды, находит в себе силу долго переносить их, без напрасных жалоб, полусопротивлений и шумных выходок. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уж ни на что не посмотрит. Она не будет прибегать к дипломатическим уловкам, к обманам и плутням, - не такова она. Если уж нужно непременно обманывать, так она лучше постарается перемочь себя. Варя советует Катерине скрывать свою любовь к Борису; она говорит: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу", и вслед затем делает усилие над своим сердцем и опять обращается к Варе с такой речью: "Не говори мне про него , сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю!" Но усилие уже выше ее возможности; через минуту она чувствует, что ей не отделаться от возникшей любви: "Разве я хочу о нем думать, - говорит она, - да что делать, коли из головы нейдет?" В этих простых словах очень ясно выражается, как сила естественных стремлений неприметно для самой Катерины одерживает в ней победу над всеми внешними требованиями, предрассудками и искусственными комбинациями, в которых запутана жизнь ее.