"Сплошное сердце". Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения В.В. Маяковского "Лиличка". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Творчество Владимира Владимировича Маяковского многообразно и многогранно: лирика, поэмы, пьесы, статьи: Его произведения, ": в зависимости от эстетических ориентиров и пристрастий читателя, могут нравиться или не нравиться, однако, всегда неожиданные по форме воплощения, они не остаются незамеченными и не могут не узнаваться, потому что надолго закрепляются в памяти языковыми опытами автора и, в большей мере, каким-то общим настроением. Такое восприятие творческого наследия поэта обусловлено откровенным и нетривиальным обнажением в нём внутреннего мира лирического героя".  [1]

Ещё совсем недавно, изучая поэзию Маяковского, мы, педагоги, акцентировали внимание учащихся на гражданских, философских, сатирических мотивах его лирики. Это совершенно правильно и закономерно, потому что перед нами уникальный поэт, со своим, особенным подходом к раскрытию общечеловеческих проблем через неожиданные образы, ассоциации, с бьющими через край эмоциями. Но тема любви занимает особое место в творчестве В.Маяковского.

Неординарным поэтом и человеком открывается, например, перед читателями Маяковский в знаменитом вступлении к поэме "Облако в штанах": "Хотите - \\ буду от мяса бешеный \\ - и, как небо, меняя тона,- \\ хотите - \\ буду безукоризненно нежный, \\ не мужчина, а - облако в штанах!".

"Осознавая разнообразие тем и приёмов их воплощения ("Я брал слова то самые вкрадчивые, то, страшно рыча, то вызвоня лирово". -" Про это") - видел, что их порождало и объединяло, -таким связующим звеном была любовь: "Любовь- это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь- это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всём", - писал Маяковский в письме к Лиле Брик, 5 февраля 1923 года".[2]

Старшеклассникам предстоит открыть для себя тонкого поэта-лирика, читая прекрасное стихотворение "Лиличка.

Литературно-лингвистическому анализу стихотворения "Лиличка" посвящаю один урок. Такая форма организации урока позволяет решить следующие задачи:

  • формирование умения анализировать и интерпретировать текст художественного стиля речи в единстве формы и содержания,
  • развитие эмоционального восприятия лирического текста, образного мышления, творческого воображения, читательской культуры;
  • развитие письменной и устной речи учащихся;
  • организация индивидуальной, групповой, дифференцированной, исследовательской деятельности учащихся;
  • интеграция уроков русского языка, литературы, словесности.

В начале занятия напомню ребятам, что за многими произведениями Маяковского стояли реальные события, личности, места. Так, в поэме "Флейта- позвоночник" читаем: ": на цепь нацарапаю имя Лилино". Это имя принадлежит "женщине, знакомство с которой оказало огромное влияние на жизнь и творчество поэта, женщине, названной им в предсмертном письме членом семьи". [3]

Группа учащихся подготовила рассказ о Лиле Юрьевне Брик, включив в него редкие портреты, фрагменты переписки, мемуарной литературы.

Всмотримся в фотографию удивительно красивой молодой женщины и прочитаем комментарий к ней из электронной энциклопедии "Кирилл и Мефодий"(2007): "Брик Лиля (Лили) Юрьевна (урожд. Каган) [30 октября (11 ноября) 1891, Москва - 4 августа 1978, Переделкино, близ Москвы], выдающийся деятель русской культуры XX века, гражданская жена Маяковского:

Родилась в семье известного адвоката, присяжного поверенного (занимался также вопросами, связанными с правами проживания евреев в Москве). Учась в гимназии, познакомилась со своим будущим мужем юристом О.М. Бриком (1888-1945), ставшим впоследствии литератором, сценаристом. В 1912 вышла за него замуж".[4]

По воспоминаниям современников, "тип красоты Лили Юрьевны периода её расцвета - это стиль Веры Холодной, тогдашней кинопримы. Лицо, лишённое мимики, глаза гримируются в пол- лица".[5] В.Б.Шкловский, теоретик и историк литературы, писатель, оставил в книге "О Маяковском" портрет любимой поэта: "У неё карие глаза. Она большеголовая, красивая, рыжая, лёгкая, хочет быть танцовщицей: Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюблённой, умной и какой угодно". [6]

"Женщина очень привлекательная, она была человеком редкостно одарённым. Всё, за что бралась, получалось. Она хорошо владела иностранными языками, и остались вполне квалифицированные переводы. Есть два прекрасных скульптурных портрета её работы - Маяковский и Брик. Остались кадры фильмов, в которых она снималась, фильмов, которые она снимала как режиссёр. Если бы она занялась каким- то искусством всерьёз, несомненно, внесла бы серьёзный вклад в культуру. Она же занималась всем и временно".[7]

Лили Юрьевна Каган училась в гимназии, проявляла прекрасные способности к математике и в 1909 году даже поступила на Высшие женские курсы по этому профилю, но через год увлечение математикой сменилось увлечением живописью и лепкой, а позже балетом.

Летом 1915 года состоялось знакомство Эльзы Каган, младшей сестры Лили Юрьевны, в будущем известной писательницы Эльзы Триоле, с Владимиром Маяковским. Она увлеклась стихами молодого поэта и им самим. Рослый. Необычный. Талантливый. Эльза привела Маяковского в дом и познакомила со старшей сестрой. И Маяковский сразу забыл про Эльзу и влюбился в Лилю. Поэт в автобиографии "Я сам" назвал дату их встречи "радостнейшей датой".

Отношения Маяковского и Лили Брик нельзя назвать простыми: многие этапы их развития нашли отражение в творчестве поэта, например, в стихотворении "Лиличка", написанном в 1916 году. Оно впервые увидело свет с таким заглавием - посвящением "Лиличке"- только в 1934 году.

Выразительно читаю наизусть это стихотворение. Затем предлагаю ребятам прочитать его про себя, чтобы ещё раз ощутить неповторимое своеобразие его строк.

- Что в этом стихотворении сразу привлекает ваше внимание?

Ученики говорят, что это заглавие и подзаголовок: "Лиличка". Вместо письма".

- Какова их роль в художественном тексте?

- Заглавие называет адресата стихотворения, говорит об отношении к нему лирического героя: он любит лирическую героиню и обращается к ней, используя уменьшительно- ласкательное имя.

- Подзаголовок позволяет отнести эту страницу лирики к эпистолярному жанру.

- Почему именно такая форма была избрана поэтом?

- Мы обращаемся к жанру письма, если нас с адресатом разделяет расстояние. Как это замечательно, поделиться своими мыслями и чувствами с близким человеком. Только в наше время редко кто "бумаге вверяет грусть своих слов". Жаль, потому что в письме мы можем сказать о тех чувствах, которые испытываем, когда прямо открыть их не можем.

Добавлю, что жанр письма достаточно широко представлен на страницах русской поэзии. Вспомним, например, знаменитые "Письмо Татьяны" и "Письмо Онегина" из пушкинского романа в стихах, "Письмо матери", "Письмо женщине" Сергея Есенина. "И Маяковский обращался к жанру письма в наиболее важные периоды своей жизни. Так, "Письмо Татьяне Яковлевой" адресовано "парижской любви" поэта, а "Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому" сыграло важную роль в развитии отношений корреспондентов (ср. также "Письмо к любимой товарища Молчанова, брошенной им", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви").[8]

- Почему это письмо?

- Стихотворение начинается с обращения к адресату, в нём указаны точные дата и место написания ("26 мая 1916 г. Петроград"), в публикации 1934 года существует подпись: В. Маяковский.

Но любое письмо содержит события, факты, имена, понятные только тому, кому оно написано. Следовательно, необходимо дать комментарии.

Обратимся к началу стихотворения: "Дым табачный воздух выел.// Комната-\\ глава в крученыховском аде" (какой великолепный авторский окказионализм!). Эти строки "являются отсылкой к поэме футуристов Алексея Крученых и Велимира Хлебникова "Игра в аду".

- Укажите ключевые слова стихотворения Маяковского, прокомментируйте их.

- Это имена существительные "любовь", "любимая", также личные и притяжательные местоимения: я, ты, мой, твой. Лирический герой рассказывает о своих отношениях с лирической героиней, поэтому эти слова выступают как ключевые элементы, связывающие все части стихотворения.

- Почему?

- Потому что в стихотворении раскрывается эмоциональное состояние человека, переданное через его страстный монолог.

- Почему монолог лирического героя показался вам страстным, взволнованным?

- С первых строк стихотворения мы понимаем, что произошёл разрыв в отношениях двух людей. Отношения нельзя назвать ровными, спокойными, потому что его любовь к ней похожа на камень на шее. Так рождается интересная поэтическая ассоциация: " Любовь моя - тяжкая гиря ведь - висит на тебе, куда ни бежала б". И чтобы освободиться от этой тяжести, чтобы не совершить непоправимый шаг (в стихотворение входит мотив смерти), лучше расстаться: ": дорогая, \\ хорошая, \\ дай простимся сейчас".

- Легко ли лирическому герою первому сделать шаг к расставанию?

- Нелегко, невозможно: настолько велика сила его чувств. Кроме её любви, ему "нету моря", "нету солнца", "ни один не радостен звон, кроме звона : любимого имени".

Итак, лирический герой показан в момент наивысшего эмоционального напряжения. Оно передано с помощью таких изобразительно- выразительных средств, как синекдоха (" не влезет сломанная дрожью рука в рукав", " тело в улицу брошу я"), перифраза ("комната- глава в крученыховском аде"), гипербола, которая в стихотворении выполняет особую роль.

В.Шкловский отмечал: ": Любовь Маяковского к Лили Юрьевне была огромна, и переживал он любовные радости и огорчения гиперболически, как это было ему свойственно". Гипербола, по мнению И.А.Гуловой, в этом стихотворении развивается "в направлении от умозрительности к конкретности, от разнообразия выражения к его относительной простоте"[9]. Отсюда активное использование слов, которые объединяются темой природы: "бык", "слон", "море", "солнце". Они символизируют контраст гармонии счастья и радости и дисгармонии внутренней несвободы лирического героя, который не может, не хочет, не стремится освободиться от чувства любви, потому что она смысл его жизни. Глубина душевных страданий подчёркнута эпитетом "опожаренный"("в опожаренном песке"). Он позволяет воссоздать авторскую словообразовательную цепь: "опожаренный"- "пожар"-, которая является ключом к ассоциативному ряду: "солнце"- "пожар"- "выжечь"- "душа". Таким образом, если в "Необычайном приключении:" солнце- символ поэзии, её высокого назначения, то в "Лиличке" этот образ раскрывает трагедию души и сердца человека, погибающего от неразделённой любви.

Стихотворение завершается эмоциональным риторическим вопросом: "Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?". Он подразумевает отрицательный ответ.

- Но финал совершенно неожиданен. Почему?

- В нём звучит просьба, выражающая не только прощение, но понимание и прощение: "Дай хоть \\ последней нежностью выстелить \\ твой уходящий шаг".

- Чем запоминается лирический герой стихотворения "Лиличка"?

- Перед нами мужчина, который бесконечно одинок, "как последний глаз у идущего к слепым человека", который "весь боль и ушиб:".

Отмечу, что особенности стихосложения стихотворения "Лиличка" также подчёркивают его эмоциональность. Оно написано акцентным стихом, но экспозиция представлена хореем, а в развитии темы появляются другие размеры. Благодаря этому стихотворение воспринимается как страстный монолог человека. Он хочет быть услышанным и понятым женщиной, у которой "сердце в железе".

В.Маяковский оставался великим поэтом с первого и до последнего дня своей жизни, "сплошным сердцем", "навеки раненным любовью", открытым "болям, обидам, бедам" не в меньшей степени, чем высоким и радостным чувствам. Мудро сказал о Маяковском прекрасный русский писатель Андрей Платонов: "Он был мастером большой, всеобщей жизни и потратил свое сердце на ее устройство".

Любовь Маяковского к Лиле Юрьевне Брик безмерна. Она была женщиной его жизни. Он полюбил ее искренно, безоговорочно, хотя и понимал, что ее любовь к нему носила совершенно другой характер.

В дневнике, написанном во время двухмесячной разлуки еще в 1923 году, есть заглавие "Любишь ли ты меня?", под которым Маяковский разъясняет, как он понимает любовь Лили Юрьевны к нему: "Для тебя, должно быть, это странный вопрос - конечно любишь. Но любишь ли ты меня? Нет. У тебя не любовь ко мне, у тебя - вообще ко всему любовь. Занимаю в ней место и я (может быть даже большое), но если я кончаюсь, я вынимаюсь, как камень из речки, а твоя любовь опять всплывает над всем остальным. Плохо это? Нет, тебе это хорошо, я б хотел бы так любить". Читая эти строки, понимаешь, какая огромная разница в отношении к любви у обоих.

"Лиля! Люби меня!" - это последняя строка в предсмертном письме. Это последний крик. Вдруг случится? Вдруг ее сердце наконец-то откроется на призыв его "выстывшего мотора", услышит того, кто готов был отдать всё, чем владеет его душа, "за одно только слово ласковое, человечье".

Примечания.

  1. Гулова И.А. "Я только стих, я только душа:" (О лирике Маяковского)".- "Русский язык в школе, 1993, №3.- С. 69.
  2. Янгфельдт Бенгт. "Любовь - это сердце всего: В.В.Маяковский и Л.Ю.Брик. Переписка 1915- 1930".- М., 1991.- С. 113.
  3. Гулова И.А. Указ. соч.- С. 71.
  4. "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007".- Статья "Брик Лиля".
  5. Иванова Тамара. "Жизнь и мужчины Лили Брик".- "Вечерняя Москва", 1999, 17 июня. - С. 7.
  6. Шкловский В.Б. "О Маяковском".- М., 1940.- С.95
  7. Иванова Тамара. Указ. соч. - С.7.
  8. Гулова И.А. Указ. соч. - С. 72-73.