Цели урока:
- развивать навыки аналитического чтения, самостоятельной работы с текстом, сопоставительного анализа эпизодов;
- обучать работе в творческих группах;
- воспитывать культуру общения, привлечь внимание к проблеме семейного уклада, семейных ценностей, их влияния на нравственное и личностное становление ребенка.
1. Дифференцированная проверка знания текста.
1 - я группа выполняет тест (см. Приложение 1)
2 - я группа работает с иллюстрациями (см. Приложение 2) к рассказу, выполняя следующие задания:
1) озаглавить иллюстрации;
2) восстановить сюжетную линию рассказа,
используя данные иллюстрации;
3) пересказать эпизод, соответствующий выбранной
иллюстрации.
2. Исследование “Какова роль семьи, окружения в спасении Васютки”.
Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с необычными приключениями, которые выпали на долю героя рассказа “Васюткино озеро”, вашего сверстника. Мальчик, заблудившись в тайге, не просто выжил, спасся, он одержал победу над страхом, отчаянием. Казалось, он оказался в царстве “неприветливой тайги” в совершенном одиночестве и мог рассчитывать только на себя.
- Согласны вы с этим утверждением? Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? Кто помогал мальчику? Кто бросил ему спасательный круг? ( Один он был физически, но духовно рядом всегда были родные люди, “наши”, он постоянно ощущал связь с семьей, близкими, школой)
- Кто они эти “наши”?
Задание 1. Составить схему “Окружение Васютки”
Работа ведется в творческих группах, варианты схем презентуются участниками групп. Один из вариантов–Рисунок 1.
Рисунок 1.
Задание 2. Собрать материал о членах семьи Васютки. Составить схему-таблицу “Семья Шадриных” Один из вариантов–Рисунок 2.
Рисунок 2.
- В каких эпизодах, композиционных частях рассказа показана семья Шадриных? ( В экспозиции, завязке и развязке – работа над составлением композиционного плана рассказа была проведена на предыдущем уроке). Рассказ о семье как бы обрамляет повествование о приключениях мальчика. Таким образом, даже композиционно автор подчеркивает мысль о решающей роли семьи и в спасении, и в формировании характера мальчика.
- В какой семье рос герой рассказа? Как строятся взаимоотношения в этой семье? Как члены семьи относятся друг к другу?
Задание 3. Сравните описание мамы, отца, дедушки в начале рассказа и в финале этой истории. Отметьте их в тексте рассказа. Составьте таблицу, выпишите ключевые слова, характеризующие их. (каждая группа работает над одним персонажем)
Отец |
|
В экспозиции |
В развязке |
“Григорий Афанасьевич <…>
ходил по берегу и отдавал распоряжения”. “Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал”. |
“Из лесу, устало опустив плечи, <…> шел Г.А. Глаза его ввалились, лицо, заросшее щетиной, было мрачно”, “минуту стоял растерянный, потом заговорил, сдерживая волнение”, “прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине”. |
Мама |
|
“Мать недовольно сказала:- К ученью надо готовиться…”, “ ворчит по привычке”, “привычно строго напомнила”. | “…ноги ее подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну”, “мать и дедушка хлопочут возле”, “ - Может, еще что-нибудь покушаешь, Васенька? – нежно…спрашивает мать”, “ - Ты уж, Гриша, не особенно строго с ним. Он и так лиха натерпелся…” |
Дедушка |
|
“..ворчал Васюткин дедушка”, “спорить с дедушкой – дело бесполезное”. | “уныло отозвался”, “Беда у нас, ой, беда!”, “встрепенулся дед и выронил кисет”, “бросился было к трапу…”, “Васюха! – гладил его по голове”, “подмигнул Васютке”. |
Вывод. Вася рос в дружной, трудолюбивой семье, где его все очень любили. Хотя старшие воспитывали его в строгости, не баловали, заботились об его образовании, учили трудолюбию, передавали свой богатый жизненный опыт. Перед глазами мальчика всегда был положительный пример его родных. И не удивительно, что, оказавшись в трудной жизненной ситуации, он не сдался, сумел воспользоваться жизненным багажом, который получил от взрослых. Нравственные, культурные уроки – “затеси” спасли его.
- Вернемся к центральным эпизодам рассказа - походу Васютки в тайгу за орехами и его четырехдневному блужданию в поисках спасения. Не прервалась ли связь с семьей, с домом? Когда, в какие моменты своего путешествия он ощущает эту связь? Как семья, другие близкие люди приходит ему на помощь?
Задание 4. Проследить по тексту, в какие моменты герой рассказа вспоминает о своих близких, почему это происходит, как это помогает Васютке? Составить схему-таблицу.
№ группы | Эпизод |
Страницы |
1 группа | “Поход за орехами, охота на глухаря, потеря затесей” | 134-139 |
2 группа | “Первая ночь в тайге” | 139-141 |
3 группа | “Утро в тайге” | 142-143 |
4 группа | “Ночевка на берегу озера” | 146-147 |
5 группа | “Утро на берегу озера”, “ Встреча с Енисеем” | 149-152 |
Таблица “Связь Васютки с семьей, близкими людьми”
Эпизод |
Семья, близкие |
Васютка (помощь, урок) |
Сборы в тайгу за орехами | Мать напоминает о затеся, о таежных законах. | Хлеб, спички (не поспоришь!) |
На лесной тропе | Тропинки, что морщинки на лице дедушки Афанасия. | Спокойствие, уверенность – поможет опыт, мудрость старших. |
Охота на глухаря | Охотники рассказывали, как
“брать глухаря”. Торопится домой: “а то мамка наподдаст по загривку” |
Досада на себя – не взял собаку. Не хочет расстраивать родных, хороший сын. |
Заблудился! | Слышал от охотников страшные рассказы. | Страх, сожаление - не воспользовался опытом. |
Ночь в лесу | Вспомнились слова отца и
дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не
любит!”, стал вспоминать все, чему его учили, что
знал из рассказов рыбаков и охотников. Тоскует, переживает: “Плачет, поди, мамка ”. |
Успокоился, разжег огонь,
приготовил “охотничье блюдо”, место для ночлега
“Живем!” Захотел заплакать – страшно, но переборол себя – он взрослый! |
Утро в тайге: разговор с белкой на дереве |
“Меня по всему лесу ищут, мамка
ревёт…сбегала бы, сказала нашим, где я”. Кричит: “Эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я! |
Заботится о родных, переживает. Тоскует, в отчаянии просит помощи у родных. |
Ночь на берегу озера | Глядя на небо, вспомнил слова
дедушки: “Вызвездило – к холоду!” Думает о доме, вспоминает школу, товарищей, учительницу Ольгу Федоровну: “Что теперь дома?” “Погасла звездочка – значит, чья-то жизнь оборвалась”, - вспоминает слова дедушки. “Может быть, увидели ее наши?” |
Опыт, предупреждение. Отгоняет “худые мысли”, страх. Вспоминает, тоскует о родных, “горько стало”. |
Утро на берегу озера | Удивление количеству белой рыбы, слышал от рыбаков, что озера должны быть проточными. | Появилась надежда. |
Ночь под дождем | Не было сил, отковырнул кусочек черствой краюшки, удовольствие. (мать) | Помогает, дает силы. |
На берегу Енисея | Обидно: “может быть, дом близко, в нем мать, дедушка, отец”. | Связь с домом. |
Выводы: Мальчик постоянно ощущает связь с домом, близкими. 6 раз он вспоминает дедушку, маму, 3 раза – отца, дом, 4 раза – рыбаков и охотников, 2 раза – “наших” (всех вместе). С теплотой он вспоминает своих школьных друзей, учительницу. Особенно часто он думает о них, когда ему труднее всего – ночью. И тогда эти мысли его успокаивают, вселяют уверенность в благополучном исходе. Родные как бы незримо направляют его, подсказывают, что делать. Вася понимает, что он должен преодолеть страх, отчаяние, пройти все испытания, т.к. его очень ждут дома, в него верят. Смекалка, сноровка, вера в себя, знания и навыки, полученные от родных, и постоянная связь с домом – вот что стало его спасательным кругом. Воспользовавшись им он делает и свою памятную зарубку, “затесь” - открывает озеро.
3. Домашнее задание: Какие семейные уроки, “затеси” остались в вашей памяти. Чему вы научились у взрослых? Вспомните эпизоды из жизни, когда вам помогли знания, полученные от ваших родных ( устно или письменно ответить на вопрос).