"Спасательный круг в огромном темном море тайги". Урок-исследование по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • развивать навыки аналитического чтения, самостоятельной работы с текстом, сопоставительного анализа эпизодов;
  • обучать работе в творческих группах;
  • воспитывать культуру общения, привлечь внимание к проблеме семейного уклада, семейных ценностей, их влияния на нравственное и личностное становление ребенка.

1. Дифференцированная проверка знания текста.

1 - я группа выполняет тест (см. Приложение 1)

2 - я группа работает с иллюстрациями (см. Приложение 2) к рассказу, выполняя следующие задания:

1) озаглавить иллюстрации;
2) восстановить сюжетную линию рассказа, используя данные иллюстрации;
3) пересказать эпизод, соответствующий выбранной иллюстрации.

2. Исследование “Какова роль семьи, окружения в спасении Васютки”.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с необычными приключениями, которые выпали на долю героя рассказа “Васюткино озеро”, вашего сверстника. Мальчик, заблудившись в тайге, не просто выжил, спасся, он одержал победу над страхом, отчаянием. Казалось, он оказался в царстве “неприветливой тайги” в совершенном одиночестве и мог рассчитывать только на себя.

- Согласны вы с этим утверждением? Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? Кто помогал мальчику? Кто бросил ему спасательный круг? ( Один он был физически, но духовно рядом всегда были родные люди, “наши”, он постоянно ощущал связь с семьей, близкими, школой)

- Кто они эти “наши”?

Задание 1. Составить схему “Окружение Васютки”

Работа ведется в творческих группах, варианты схем презентуются участниками групп. Один из вариантов–Рисунок 1.

img1.gif (15450 байт)

Рисунок 1.

Задание 2. Собрать материал о членах семьи Васютки. Составить схему-таблицу “Семья Шадриных” Один из вариантов–Рисунок 2.

img2.gif (22999 байт)

Рисунок 2.

- В каких эпизодах, композиционных частях рассказа показана семья Шадриных? ( В экспозиции, завязке и развязке – работа над составлением композиционного плана рассказа была проведена на предыдущем уроке). Рассказ о семье как бы обрамляет повествование о приключениях мальчика. Таким образом, даже композиционно автор подчеркивает мысль о решающей роли семьи и в спасении, и в формировании характера мальчика.

- В какой семье рос герой рассказа? Как строятся взаимоотношения в этой семье? Как члены семьи относятся друг к другу?

Задание 3. Сравните описание мамы, отца, дедушки в начале рассказа и в финале этой истории. Отметьте их в тексте рассказа. Составьте таблицу, выпишите ключевые слова, характеризующие их. (каждая группа работает над одним персонажем)

Отец

В экспозиции

В развязке

“Григорий Афанасьевич <…> ходил по берегу и отдавал распоряжения”.

“Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал”.

“Из лесу, устало опустив плечи, <…> шел Г.А. Глаза его ввалились, лицо, заросшее щетиной, было мрачно”, “минуту стоял растерянный, потом заговорил, сдерживая волнение”, “прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине”.

Мама

“Мать недовольно сказала:- К ученью надо готовиться…”, “ ворчит по привычке”, “привычно строго напомнила”. “…ноги ее подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну”, “мать и дедушка хлопочут возле”, “ - Может, еще что-нибудь покушаешь, Васенька? – нежно…спрашивает мать”, “ - Ты уж, Гриша, не особенно строго с ним. Он и так лиха натерпелся…”

Дедушка

“..ворчал Васюткин дедушка”, “спорить с дедушкой – дело бесполезное”. “уныло отозвался”, “Беда у нас, ой, беда!”, “встрепенулся дед и выронил кисет”, “бросился было к трапу…”, “Васюха! – гладил его по голове”, “подмигнул Васютке”.

Вывод. Вася рос в дружной, трудолюбивой семье, где его все очень любили. Хотя старшие воспитывали его в строгости, не баловали, заботились об его образовании, учили трудолюбию, передавали свой богатый жизненный опыт. Перед глазами мальчика всегда был положительный пример его родных. И не удивительно, что, оказавшись в трудной жизненной ситуации, он не сдался, сумел воспользоваться жизненным багажом, который получил от взрослых. Нравственные, культурные уроки – “затеси” спасли его.

- Вернемся к центральным эпизодам рассказа - походу Васютки в тайгу за орехами и его четырехдневному блужданию в поисках спасения. Не прервалась ли связь с семьей, с домом? Когда, в какие моменты своего путешествия он ощущает эту связь? Как семья, другие близкие люди приходит ему на помощь?

Задание 4. Проследить по тексту, в какие моменты герой рассказа вспоминает о своих близких, почему это происходит, как это помогает Васютке? Составить схему-таблицу.

№ группы

Эпизод

Страницы

1 группа “Поход за орехами, охота на глухаря, потеря затесей”

134-139

2 группа “Первая ночь в тайге”

139-141

3 группа “Утро в тайге”

142-143

4 группа “Ночевка на берегу озера”

146-147

5 группа “Утро на берегу озера”, “ Встреча с Енисеем”

149-152

Таблица “Связь Васютки с семьей, близкими людьми”

Эпизод

Семья, близкие

Васютка (помощь, урок)

Сборы в тайгу за орехами Мать напоминает о затеся, о таежных законах. Хлеб, спички (не поспоришь!)
На лесной тропе Тропинки, что морщинки на лице дедушки Афанасия. Спокойствие, уверенность – поможет опыт, мудрость старших.
Охота на глухаря Охотники рассказывали, как “брать глухаря”.

Торопится домой: “а то мамка наподдаст по загривку”

Досада на себя – не взял собаку.

Не хочет расстраивать родных, хороший сын.

Заблудился! Слышал от охотников страшные рассказы. Страх, сожаление - не воспользовался опытом.
Ночь в лесу Вспомнились слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”, стал вспоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

Тоскует, переживает: “Плачет, поди, мамка ”.

Успокоился, разжег огонь, приготовил “охотничье блюдо”, место для ночлега “Живем!”

Захотел заплакать – страшно, но переборол себя – он взрослый!

Утро в тайге: разговор с белкой

на дереве

“Меня по всему лесу ищут, мамка ревёт…сбегала бы, сказала нашим, где я”.

Кричит: “Эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!

Заботится о родных, переживает.

Тоскует, в отчаянии просит помощи у родных.

Ночь на берегу озера Глядя на небо, вспомнил слова дедушки: “Вызвездило – к холоду!”

Думает о доме, вспоминает школу, товарищей, учительницу Ольгу Федоровну: “Что теперь дома?”

“Погасла звездочка – значит, чья-то жизнь оборвалась”, - вспоминает слова дедушки. “Может быть, увидели ее наши?”

Опыт, предупреждение.

Отгоняет “худые мысли”, страх.

Вспоминает, тоскует о родных, “горько стало”.

Утро на берегу озера Удивление количеству белой рыбы, слышал от рыбаков, что озера должны быть проточными. Появилась надежда.
Ночь под дождем Не было сил, отковырнул кусочек черствой краюшки, удовольствие. (мать) Помогает, дает силы.
На берегу Енисея Обидно: “может быть, дом близко, в нем мать, дедушка, отец”. Связь с домом.

Выводы: Мальчик постоянно ощущает связь с домом, близкими. 6 раз он вспоминает дедушку, маму, 3 раза – отца, дом, 4 раза – рыбаков и охотников, 2 раза – “наших” (всех вместе). С теплотой он вспоминает своих школьных друзей, учительницу. Особенно часто он думает о них, когда ему труднее всего – ночью. И тогда эти мысли его успокаивают, вселяют уверенность в благополучном исходе. Родные как бы незримо направляют его, подсказывают, что делать. Вася понимает, что он должен преодолеть страх, отчаяние, пройти все испытания, т.к. его очень ждут дома, в него верят. Смекалка, сноровка, вера в себя, знания и навыки, полученные от родных, и постоянная связь с домом – вот что стало его спасательным кругом. Воспользовавшись им он делает и свою памятную зарубку, “затесь” - открывает озеро.

3. Домашнее задание: Какие семейные уроки, “затеси” остались в вашей памяти. Чему вы научились у взрослых? Вспомните эпизоды из жизни, когда вам помогли знания, полученные от ваших родных ( устно или письменно ответить на вопрос).