Цели:
- проанализировать содержание рассказа, действующих героев;
- уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль;
- наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;
- воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
Оборудование:
- портрет К.Г. Паустовского,
- “Паустовский в фотографиях”;
- выставка книг,
- эпиграф-цитата из Библии,
- карточки-информаторы,
- с содержанием которых ученики знакомятся заранее.
Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока “Спешите делать добрые дела”. (Связываем ее с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”).
Цель – поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы.
Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг., отдельные фотографии, на которых видим Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались.
Одна из книг называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде. В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.
2. Читает ученик, используя карточку-информатор.
Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.
3. Рассказ.
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.
4. Беседа по рассказу.
Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?
Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения).
- I ч. Мать. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное”.
- II ч. Дочь. “Эх, ты, сорока!”
- III ч. Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
Поговорим об этом.
- С чего начинается рассказ? Какая картина представляется? (Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих).
- Какая деталь, словно оживляет представляемое? (“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”).
- Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
- Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
- Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
- Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? (Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
- В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом”.
- Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).
- Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Дни ее сочтены).
И она написала письмо дочери (читаю письмо): “Ненаглядная
моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не
переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на
тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба
до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже
сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад
сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче
осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не
была такая длинная, как одна эта осень”.
- Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).
Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.
- Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…
- Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).
Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте
надо было пойти в мастерскую молодого скульптора
Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы
доложить об этом правлению Союза. Тимофеев
жаловался, что его затирают, не дают
развернуться”.
Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”.
- Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя? (Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой”).
- Кто, словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).
- Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).
Приехала с опозданием.
- Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,
Смотри же, не нарушай священного уклада.(Из книги “В мире мудрых мыслей” Н. Хиероу).
- Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):
- Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: “Не будь пустельгой”. Что значит “пустельгой”?
- Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Чтобы показать, что не все такие, как Настя, хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о ней).
5. Вывод.
Тему рассказа определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.
Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).
Читает ученик:
Сергей Викулов
Поют гитар походных струны
в тайге, в горах, среди морей…
О сколько вас сегодня, юных,
живет вдали от матерей!Вы, вечно юные, в дороге –
то там объявитесь, то тут…
А ваши матери в тревоге
вестей от вас все ждут и ждут.Они считают дни, недели,
слова роняя невпопад…
Коль рано матери седеют –
не только возраст виноват.И потому, служа солдатом
или скитаясь по морям,
почаще все-таки, ребята,
пишите письма матерям!
6. Дома.
Письменная работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”?