Спор поколений в "Дорогой Елене Сергеевне" (по пьесе Л.Разумовской и одноименному фильму Э.Рязанова)

Разделы: Литература


Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга Л.Н. Разумовской, изучить историю создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна»;
  • определить, в чём проявляется открытый трагизм пьесы и фильма;
  • выделить и сравнить характер эпохи, явственно проглядывающейся в пьесе и фильме;
  • рассмотреть проблему «отцов и детей» в рамках пьесы и фильма;
  • сравнить портреты поколений, созданные Л.Н. Разумовской и Э.А. Рязановым.

Развивающие:

  • совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
  • продолжить работу  по развитию культуры речи.

Воспитывающие:

  • способствовать формированию духовно-нравственных потребностей, добра и человечности;
  • способствовать созданию поисково-творческой атмосферы в классе.

Оборудование урока:

  • текст пьесы Л.Н. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» (на печатных носителях из сети Интернет);
  • эпизоды художественного фильма Э. Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» (см. Приложение 3);
  • сравнительная таблица (на листах формата А4);
  • презентация;
  • в начале урока на экране – тема (Приложение 2. Слайд № 1)

Словарь:

Проблематика – совокупность, круг проблем.

Прагматизм – направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты (греч. Pragma – действие).

Эгоцентризм – [лат. ego – я + centrum – центр] – характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции.

Авторы одними из первых предупредили: растёт очень сложное, неблагополучное поколение. Сегодня мы понимаем, что пьеса и фильм прозвучали как сигнал тревоги, поднимающий важные вопросы воспитания молодёжи, являющиеся актуальными и проблемными и по сей день.

Индивидуальность – неповторимая  совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой. Личность.

Эпиграфы к уроку (Приложение 2. Слайд № 2):

Пробить сердце – вот глубокое рассуждение, ибо что такое пробить сердце? Привить нравственность, жажду нравственности…  Ф.М. Достоевский

Поступы – плоды помыслов. Были разумны помыслы – будут хороши поступки. Б. Грасиан-и-Моралес

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И.В. Гёте

Ход урока

I.  Постановка целей и задач урока. (Приложение 2. Слайд № 3)

II. Вступительное слово учителя.

У каждого человека есть свои воспоминания о школе. Различия только в том, что у кого-то они хорошие, а у кого-то плохие. Тема о «трудных подростках» всегда актуальна, ведь дети – это наше будущее, и от них зависит то, как мы будем жить в будущем. Каждый человек задумывается о том, каким растёт его ребёнок. Поэтому пьеса Л.Н.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» оказалась сигналом тревоги: тревоги за наше будущее.

III. Сообщение первого учащегося о  жизни и творчестве  драматурга Л.Н. Разумовской.

Людмила Разумовская стала известной 21 год назад благодаря одной из первых своих пьес – «Дорогая Елена Сергеевна». С неё же началось знакомство с творчеством талантливого автора и у немецкого зрителя. Родившаяся в 1948 году в Риге и живущая в городе на Неве, Разумовская считается драматургом «новой волны». Не поступив на актёрский, Людмила Разумовская закончила театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, потом училась на Высших театральных курсах в Москве. В 1989 году был опубликован сборник её пьес «Сад без земли», куда вошла пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». Первой, увидевшей свет рампы пьесой Людмилы Разумовской, была «Дорогая Елена Сергеевна». Александр Володин, приветствуя драматургию Л. Разумовской, отмечал в ней напряжённость стремительного действия, наличие сильных страстей и вечных понятий. В «Дорогой Елене Сергеевне» спор поколений идёт о коренных проблемах бытия, о смысле и цели жизни, об идеалах и соотнесении их с реальной действительностью. Драматург Людмила Разумовская – лауреат премии Российского авторского общества "Северная Пальмира", лауреат премии "Метрополь". В спектаклях по пьесам Разумовской играли такие выдающиеся актрисы, как Биби Андерсен (Швеция) и Марина Неёлова ("Дорогая Елена Сергеевна"), Светлана Крючкова и Лариса Малеванная ("Сад без земли"), Илзе Лиепа и Людмила Касаткина ("Ваша сестра и пленница"), Зинаида Шарко ("Владимирская площадь").  Пьеса "Дорогая Елена Сергеевна" только в Германии прошла более чем в ста театрах. Общее количество постановок по пьесам Людмилы Разумовской в мире перевалило за тысячу. Людмила Разумовская – автор сценария к последнему фильму выдающегося кинорежиссера Иосифа Хейфеца "Бродячий автобус".

(Приложение 2. Слайд № 4)

IV. Сообщение второго учащегося об истории создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна».

Согласно культурным обычаям брежневского застойного времени, начинающий драматург Л.Разумовская заключила с министерством культуры договор о написании пьесы о «трудных подростках». Тема была вполне «проходимая» и ничего дурного ни для кого не предвещала. Шло время, нужно было отрабатывать аванс,  и в легкомысленной голове автора сложилась завязка, требовавшая вполне определённого развития действия и доведения его до логического конца. Действие было доведено, и когда впоследствии приходилось слышать за спиной шептания: «какая маленькая женщина…какая смелая», – автору было смешно и неловко, ничего героического в своём акте она не видела. (Хотя на ковёр вызывали и грозные речи произносили). Когда осенью 80-го года на семинаре молодых драматургов в Дубулты впервые была прочитана пьеса  в присутствии других авторов и министерства культуры, она произвела эффект разорвавшейся бомбы.  Редакторы из министерства тут же открестились от пьесы, сделав вид, что такой нет и никогда не было. Но судьба распорядилась иначе – уже через год храбрые эстонцы поставили пьесу в Таллинне в Молодёжном театре. Это был дебют не только пьесы, но и автора. А спустя ещё год молодой режиссер Семён Спивак с благословения и при художественной поддержке главного режиссёра театра им. Ленинского комсомола  Г.  Опоркова поставил пьесу в Ленинграде. Не было конца «сдачам» спектакля и переделкам пьес. «Принимали», вернее, не принимали многочисленные инстанции, ведающие культурой, комсомольские, партийные и государственные. На одной из «сдач» присутствовали драматурги из Москвы и Ленинграда. И статья Виктора Сергеевича Розова в защиту пьесы на страницах «Литературной газеты» послужила ей лучшей рекламой. Пьесу  узнали  во  всей  стране,  и  везде,  где только местные партийные власти разрешали постановку, её ставили, и она шла с огромным зрительским успехом, вызывая большой общественный резонанс. Но это продолжалось не более года.

Спустя несколько лет после запрещения, в начале горбачёвской перестройки, о пьесе снова вспомнили. Эльдар Рязанов снял фильм с замечательной актрисой Мариной Неёловой в главной роли Елены Сергеевны, возобновились спектакли в театрах. Пьеса перелетела за рубеж. В течение последних десяти лет она была поставлена почти во всех европейских странах, а также в Америке и Канаде. Самый большой успех на её долю выпал в Германии, где, пожалуй, нет ни одного города, где ни шла бы «Дорогая Елена Сергеевна».   Может быть, не лучшая, но, безусловно, самая известная и громкая пьеса Людмилы Разумовской продолжает до сего дня идти на сценах разных стран мира.

V. Слово учителя о фильме знаменитого режиссёра Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна».   (Приложение 2. Слайд № 5)

Эльдар Рязанов – один  из лучших режиссёров нашей страны, потому что его фильмы пользуются огромной популярностью и на это есть ясное объяснение. Его фильмы – это маленькие кусочки из нашей жизни, и в каждом он показывает душу и сущность человека. Так же и в этой картине. Этот фильм считается самой драматичной и серьёзной из работ Эльдара Рязанова.

Фильм был снят в 1988 году на «Мосфильме». Сценарист: Людмила Разумовская.  Актёры: Марина Неёлова, Наталья Щукина, Фёдор Дунаевский, Дмитрий Марьянов, Андрей Тихомирнов.

Фильм незамысловатого сюжета, но с глубокой моралью о личности, совести, воспитании и перекосах советской действительности.

VI. Просмотр фрагментов художественного фильма и аналитическая характеристика героев пьесы.

а) слово учителя:

– Дома вы провели исследование первоисточников, на основе которых  группа энтузиастов-исследователей составила сравнительную таблицу текста пьесы и фильма, с которой и  предлагается вам познакомиться. Переверните листы, лежащие на партах.

б) беседа с учащимися:  (Сравнительная таблица)

Работа по таблице в течение всей беседы.

  • Как вы думаете, чем могла “всколыхнуть” театры, особенно молодёжные, эта пьеса? Какое впечатление произвела она на вас?
  • Какие идеи сталкиваются, на ваш взгляд, в этой пьесе?
  • Какова истинная цель прихода, казалось бы, искренних учеников с поздравлениями, с позитивным настроем к учительнице домой?
  • Поразило вас поведение Елены Сергеевны? Не возник вопрос, неужели  за столькие годы работы в этом классе она ещё не поняла, кто есть кто? (Безразличие, равнодушие, даже  глупость Елены Сергеевны,  то, что она позволяет издеваться над собой, терпит все унижения,  не может повысить голоса и выгнать ребят из своего дома).
  • Можно ли утверждать, что автор пьесы создаёт портрет поколения? Похожи ли ребята друг на друга?
  • Кроме семьи и школы, огромное влияние на человека оказывает среда, в которой он находится. Кто лидер этой среды, как человек туда попадает, как он засасывается и кем становится это тема отдельного исследования. Какие черты лидера есть в Володе? (Парень всячески пытается донести до неё, что её время прошло, что будущее в новом «динамичном», «деловом» мире за ними – людьми,  умеющими договориться, найти общий язык, что советские морали и идеологические предрассудки отжили своё. Другими словами,  капиталистический взгляд на будущее России).
  • Почему эта четвёрка школьников вошла в квартиру учительницы? (Потому что она оказалась вокруг «чёрного» лидера Володи.  Пока только четверо вошли, но Володя будет формировать банду ещё и ещё. На кого-то  слабого он уж наткнётся).
  • Елена Сергеевна с гордостью называет себя человеком 60-х годов. Что вкладывает она в эти слова? Кого мы называем «шестидесятниками»?
  • В фильме звучит фрагмент песни Б. Окуджавы «Восклицание друзьям», во втором действии пьесы есть эпизод, где Володя и Паша, стоя на коленях, поют эти же слова. Что они значат для Елены Сергеевны и что для её учеников? Почему? (Прозревшая Елена Сергеевна ужасается: «Боже мой! Ни слова правды! Лицемеры! Кого мы растим?», на что Паша ей возражает: «Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить… мы - ваши дети. Кровные дети…»)
  • Можно ли к Елене Сергеевне отнести слова Паши: «Ваша душа обросла штампами, фальшивыми лозунгами… вы сами не верите ни себе, ни тому, что пытаетесь внушить»?
  • Что вы можете сказать о проблеме «отцов и детей» в пьесе? Показывает ли Разумовская причины формирования раннего прагматизма, эгоцентризма, нравственной безответственности?
  • «Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощёчину» (Аристотель). Дала пощёчину Елена Сергеевна своим ученикам? (Дала серьёзный урок  Мало того, если б она не победила в этой схватке (а она победитель) вообще не стоило рассказывать эту историю. Она разбила эту банду, и в данном составе компания больше ни в чью квартиру не войдет, не станет шантажировать и бандитировать. «Он то, что делает из него воспитание» (Иммануил Кант). Заметим, что Елена Сергеевна – математик, а формировать человеческую душу должны прежде всего гуманитарии. Человек может стать человеком только путём воспитания).
  • Упоминаниями имени  какого русского писателя  пронизана пьеса?
  • Вопросы, которые волновали великого писателя: добро и зло; кто ответственен за зло, может ли человек освободить себя от ответственности, если жизнь несправедлива; все ли средства приемлемы, если цель – благая? Ф.М. Достоевский не слагал ответственности с личности за то зло, которое творится в мире. Придут ли к этому выводу герои пьесы – четверо бывших учеников Елены Сергеевны, что уходят от неё поодиночке?
  • По ходу просмотра фильма возникала у вас мысль, что  ученики сейчас одумаются наконец? Просто извинятся, возьмут и уйдут?
  • И вот пьеса и фильм подходят к концу. Эпизод с закрытой дверью. Кульминация. Неоднозначный конец. Что случилось с Еленой Сергеевной? Она покончила с собой, или же просто устала и не нашла сил ответить девушке?

в) беседа с учащимися по трём эпизодам фильма:

г) аналитическая беседа о каждом герое:

Все четыре персонажа выписаны драматургом как индивидуалы, каждый  из них имеет яркие отличительные черты, представляет определённый социально-психологический тип, который отражает все негативные факторы того времени.

В конце пьесы каждый из них остаётся один. Они пришли вместе, а уходят поодиночке.

Ляля. Ляля, например, считает себя взрослой и самостоятельной девушкой, которая хочет получше устроиться в жизни и решать свои проблемы даже таким способом, тем не менее порывается несколько раз выбраться из квартиры учительницы.

Витя. Витёк, «потомственный алкоголик», на фоне всех остальных выглядит самым порядочным, если такое слово можно употребить. Сама Елена Сергеевна, пытается оправдать и выгородить его из этого окружения, указывая на его способности в рисовании в детстве и на то, что эти способности просто загубили.

Паша. Но Лялю и Виктора, ещё можно, на наш взгляд, исправить, но вот Пашу и, в особенности, Володю – нет. Паша требует много, при этом, ничего не отдавая взамен. Та же ситуация с Лялей, когда состоялся разговор между ней и Еленой Сергеевной, где Ляля призналась, что ищет более выгодную партию, чем Паша, и он её ударил. А когда через несколько часов Володя предложил ему очередной коварный план по поводу поиска ключа, он специально промедлил, понадеявшись на благополучный исход ситуации. Это говорит о том, что он не собирался вступаться за честь своей девушки или элементарно защитить женщину. Нет, таких чувств у него не возникло, именно поэтому он и остался на крыше (в фильме).

Володя. Самый выдающийся персонаж всей пьесы – это Владимир. Пойдя в квартиру учительницы, он не преследовал таких целей, как-то: заполучить ключ от учительской, убедить в необходимости подмены итоговых работ, показать различие между учительницей и ними – нет, ему нужно было доказать всем свои лидерские качества, почувствовать себя героем. Самое интересное, что ему это всё сошло с рук.

Цель прихода ребят заключалась в  получении ключа от учительской. Владимир использовал различные рычаги для достижения этой цели. Первоначально он пообещал перевести старую мать учительницы в лучшую больницу. Елена Сергеевна даже и не знала, как отблагодарить его за такую помощь, она ведь об этом и мечтать не могла, и пообещала ему, что поможет во всём. Но когда она узнала плату за такую услугу, несмотря на всю любовь к матери, она отказалась помогать ребятам. Далее Владимир запер её в квартире, так что она вообще не могла уйти от них, а Витёк обрезал телефонный кабель. Она осталась заперта в квартире. Несмотря на различные уловки и ухищрения Владимира, Елена Сергеевна не поддавалась. Но конфликт между ними уже начал назревать. Несколько раз порывалась уйти Ляля, Паша вместе с ней. Витёк вообще отказывался  обыскивать учительницу. Елена Сергеевна убеждалась в правоте своих мыслей о том, что она с этим поколением разговаривает на разных языках. 

Говоря в целом о героях и их морально-этической позиции, можно заметить тот факт, что на протяжении всей истории, пожалуй, у каждого, кроме Володи, возникало желание прекратить всё, извиниться и уйти. Каждый из них как отдельная личность, если их так можно назвать, может оценить всю неправоту своих поступков и остановиться.

Елена Сергеевна. (Цитаты называют ученики)

Следующие цитаты показывают жизненное кредо Елены Сергеевны:

  • «Важно, чтобы при любых обстоятельствах вы оставались честными людьми. Чтобы те идеалы, которые мы прививали вам с детства, несмотря ни на что, были живы в ваших сердцах... За ваше человеческое лицо, за ваш жизненный путь, мужественный и честный!»
  • «Я отметками не торгую».
  • «Всегда были люди, устремлённые к вульгарному благополучию, но были и другие, с настоящими ценностями и идеалами. Почему вы решили, что их больше не существует? Приумножать зло... Да если бы весь мир... все люди... то и тогда... Можно и в одиночку! Если огромному миру зла скажет "нет" хотя бы один человек, один, - зло отступится, и восторжествует добро и справедливость».
  • «Бессмысленно продолжать быть учителем, когда из детей вырастают такие чудовища, как вы. Всю жизнь я пыталась внушить вам идеалы добра, справедливости, гуманного отношения к человеку. И что же? Как учитель, я ставлю на себе крест».
  • «Встать!.. когда разговариваешь с учителем! Щенки! Они будут учить меня жизни! Будто я невинный младенец или слепой котенок, которого надо тыкать носом в дерьмо... Истеричные барышни, зажимающие носы душистым платком! Визжащие при виде ножа поросята! Неужели я меньше вашего видела зла, лицемерия, подлости, фальши? Чем вздумали меня удивить! Что видят ваши зашоренные глаза, кроме разноцветных автомобилей, золотых побрякушек и ослепительного барахла, от которых у вас кружится голова и текут розовые слюни? Плевать я хотела на всё это! Новаторы! Уже научились оправдывать свою подлость несовершенством мира! Ты, цитирующий Евангелие, а это помнишь: не хлебом единым жив человек?! Племя маленьких паразитов, уже приспособившихся потихоньку сосать кровь! Карлики с куриными мозгами, встающие на котурны, чтобы самим себе казаться монументальнее! Стадо баранов, жмущихся к кормушке! Ваши желания элементарны, как у питекантропа,- послаще жратвы да потеплее шкуру. Моральные ублюдки! Убирайтесь вон, пока я не подпалила вам хвосты! От вас смердит!».

VII. Заключительное слово учителя

Людмиле Николаевне удалось нащупать самые болевые, определяющие время тупиковые ситуации, самые жёсткие  трудноразрешаемые конфликты. «Школьная тема» приобретает в пьесе характер спора по основным проблемам, а именно (Приложение 2. Слайд № 9):

  • проблема отцов и детей;
  • характер эпохи, какие люди и какие принципы этой эпохе нужны;
  • идеализм или способность к компромиссу – высшей добродетели;
  • «цветение несеяной ржи» – непредвиденные последствия в  воспитании поколения.

Сделаем выводы по таблице. (Приложение 2. Слайд № 10)

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Л. Разумовская беспощадна в своём произведении. Она видит жизнь такой, какая она есть. И не позволяет себе врать и утешать нас ложью. Она проводит своих героев сквозь страдания, в надежде, что именно эти страдания сделают их лучше.

В пьесе Л. Разумовской мы видим напряжённость стремительного действия, наличие сильных страстей и вечных понятий.

У Э.А. Рязанова получилась немного другая, но очень эмоциональная картина, после которой остаются яркие эмоции и которая является неплохим примером того, что надо хорошо обдумывать серьёзные поступки.

Главное, что хотел сказать нам режиссёр, – это то, что иногда мы не обдумываем до конца важность наших действий и не думаем о последствиях. Часто получается так, что средства совсем не оправдывают цели. И бывают ситуации, когда важнее сам процесс, чем результат.

Э. Рязанов явно поймал нерв эпохи. Смог в предельно аскетичной форме передать тревоги и ожидания времени, а также провидчески разглядел многие грядущие ужасы смутного времени в России (перестроечных лет).(Приложение 2. Слайд № 11)

Авторы одними из первых предупредили: растёт очень сложное, неблагополучное поколение. Пьеса и фильм прозвучали как сигнал тревоги, поднимающий важные вопросы воспитания молодёжи, являющиеся актуальными и  проблемными и по сей день.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм «Дорогая Елена Сергеевна».