Спецкурс "Принципы нравственности и гуманизма в литературе"

Разделы: Литература


Спецкурс «Принципы нравственности и гуманизма в литературе» разработан в соответствии с духовно-нравственными требованиями сегодняшнего дня и способствует воспитанию полноценных граждан демократического общества.

Все тексты, входящие в спецкурс, объединены общей гуманистической философской проблематикой и способствуют адаптации принципов гуманизма и нравственности в формирующейся философии учащихся , осознанию ими этических норм Международного гуманитарного права.

Все тексты данного курса имеют не только художественно-эстетическую, но и духовно-нравственную ценность.

В процессе работы совершенствуется нравственно-философское образование учащихся, важнейшим средством которого является чтение и осмысление текстов (во имя чего и создаются художественные произведения).

Курс как эффективное средство воспитания подрастающего поколения рассчитан на внеклассную работу.

Все тексты произведений взяты из сборника «Вокруг тебя – мир…», рекомендованного Управлением развития общего среднего образования Российской Федерации в качестве пособия для дополнительного чтения (Москва. Международная академическая издательская компания «Наука», 1996 г.)

Важно отметить, что в процессе работы по данному курсу, учащиеся анализируют произведения, акцентируя внимание учащихся , на осознании этических норм поведения героев и нравственных выводах, для чего привлекаются пословицы как источник народной мудрости.

«И было то счастье для всех единым»

(По сказке из фольклора народов северного Кавказа «Общее счастье».)

Чтение сказки

Давайте поразмышляем!

Почему люди, стремясь к счастью, так и не достигают его порой?

Давайте подумаем, в чём же смысл человеческого счастья?

Беседа по сказке:

  1. Когда в семье все были довольны и счастливы? (Когда все жили как одна семья, заботились друг о друге: «каждый старался лучший кусок отдать другому».)
  2. Когда наступил разлад в семье? (Когда поделилась семья на отдельные семьи.)
  3. Что чувствует теперь самый старший в семье, старик отец? («Извёлся старик»: никто о нём и о его жене уже не заботится.)
  4. Какое счастье есть истинное? (Общее счастье, то есть когда все любят друг друга и заботятся друг о друге.)
  5. Почему Общее счастье покинуло дом старика? (Где каждый думает только о себе, там нет места Общему счастью.)
  6. Почему мы можем называть молодую невестку самой мудрой? (Она попросила Счастье дать семье «общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу».)
  7. Исполнило ли счастье просьбу молодой невестки? Почему? (Счастье дало клятву исполнить просьбу каждого домочадца. Просьба же невестки означала возвращение Счастья в семью старика : «Я дало клятву и не в силах её нарушить».)

Вывод, к которому приходят учащиеся в процессе беседы:

Счастье может быть только Общим. Люди должны осознать, что любовь к ближнему – это единственный путь обретения истинного счастья. Не может быть полного счастья у человека, если люди пребывают в нужде и в горе. Если бы каждый уразумел и сердцем принял эту истину, Общее счастье поселилось бы на земле, и люди были бы по-настоящему счастливы. Об этом хотел сказать народ Северного Кавказа своей сказкой «Общее Счастье».

Подумай над пословицами.  

  1. Нет того любе, как люди людям любы.
  2. Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

«Я хотел бы быть добрым сразу ко всем…»

(По сказке Татьяны Александровой «Светофорчик».)

Чтение сказки.

Давайте поразмышляем!

Можно ли быть добрым сразу ко всем? Давайте подумаем.

Беседа по сказке:

  1. Почему добрый Светофорчик жалел людей? (Добрый Светофорчик хотел угодить каждому: «Ведь так неприятно говорить кому-нибудь «нет!», особенно если он спешит».)
  2. А можно ли угодить каждому? (Порой, не умея отказать, мы можем навредить человеку, навлечь на него беду: «Я хотел быть добрым сразу ко всем, - подумал Светофорчик, - и чуть было не погубил всех!»)
  3. Каков вывод? (Иногда «нет» лучше «да». Надо уметь вовремя сказать «нет», хотя приятнее говорить «да». Представьте себе, если бы одновременно со всех сторон началось движение людей и машин. Сколько бы ужасных бед произошло! Конечно, эта сказка не о правилах дорожного движения, а той жизненной мудрости, которую мы должны постичь и как можно раньше.)

Подумай над пословицами.

  1. Делай не ложью – всё выйдет по- божьи.
  2. Правда сама себя очистит

«Он свой хлеб честно зарабатывает»

(По рассказу Евгения Носова «Трудный хлеб»)

Чтение сказки.  

Давайте поразмышляем

Народная мудрость гласит: «Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастье». (В.И. Даль, «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа».)

Поразмышляем над рассказом Е. Носова «Трудный хлеб».

Беседа по сказке:

  1. При каких обстоятельствах познакомился рассказчик с Чангом? (Встреча произошла на охоте. Спаниель не сразу определил, где искать подбитую хозяином птицу.)
  1. Заметили ли вы, как охотник относится к своей собаке? («Чанг, назад! – послышался спокойный, даже ласковый голос», «Давай-ка, дружище, посидим, отдохнём», «Золотая собака».)
  2. О чём поведал охотник рассказчику? (Чанг слепой.)
  3. Что же помогает Чангу не отличаться от других собак и верно служить своему хозяину? (Понимание, сострадание и любовь хозяина.)
  4. Как вы думаете, какие слова рассказчика могли обидеть охотника? («А не лучше ли вам завести другую собаку?»)
  5. Какие слова охотника свидетельствуют о настоящей дружбе человека и собаки? («Да я, батенька мой за него двух зрячих не возьму». )
  6. Как вы думаете: встреча с хорошим человеком обогатила рассказчика и читателя? (Народная мудрость гласит: «с кем поведёшься, от того и наберёшься» или «с кем познаешься, от того и нахватаешься».)

Вывод: Рассказчик нам поведал о настоящей дружбе человека и собаки. А Чанг нам наглядно продемонстрировал, на что способно живое существо, если его силы питает настоящая дружба.

Подумай над пословицами.  

  1. По хозяину и собаке честь.
  2. Терпение и труд – всё перетрут.

«Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть».

(По сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок».)

Чтение сказки.

Давайте поразмышляем

Кого можно назвать по-настоящему сильным в жизни?

Беседа по сказке: 

  1. Какой была жизнь маленького цветка? («Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть».)
  2. Что же давало ему силы жить? (Он любил жизнь, «нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости».)
  3. Была ли в жизни цветка радость? («Он радовался первому лучу утреннего солнца, и уже это давало ему силы жить».)
  4. Как же он справился с невзгодами? («Он дремал» и берёг силы.)
  5. Как Даша обнаружила одинокий цветок? (Рядом с ним легче дышалось, она «почувствовала благоухание».)
  6. Почему Даша в чём-то сродни цветку? (Ей было одиноко, она скучала по своей матери.)
  7. «Пионеры любовались цветком, как героем». Почему они воспринимали маленький цветок героем? (Пребывая в суровых условиях жизни, он не сдавался и в одиночку боролся за жизнь, преодолевая неимоверные трудности.)
  8. Какое доброе дело сделали пионеры? (Они удобрили землю на пустыре, чтобы выросли на ней прекрасные дети героического цветка.)
  9. Каким был сын цветка-труженика, что вырос между двумя тесными камнями? (Он был лучше и прекрасней старого цветка, «он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца…»)

Выводы:

Писатель показал в образе цветка настоящего героя-труженика, подвиг которого в огромной любви к жизни.

Маленький цветок умел радоваться, находя эту радость в том прекрасном, что дарит жизнь, и обретал тем самым силы на новые испытания.

Он победит уже потому, что, пообщавшись с ним, окружающие становятся добрее. А значит и сильнее. Он победитель и потому, что дал жизнь детям, которые своим благоуханием облегчали жизнь: рядом с ними легче дышалось. И его сын, который, унаследовав силу отца, преумножил её – венец подвига героя.

Жить, несмотря ни на что, – вот истинная сила!

Подумай над пословицами.  

  1. Не работа сушит, а забота.
  2. Духовное родство пуще плотского.
  3. Под лежачий камень и вода не течёт.

«Слишком велики были его муки, слишком тяжкому он подвергался испытанию».

(По рассказу Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». )

Чтение сказки.

Беседа:

  1. Почему природа пребывает в «адском» холоде и стоит лютом мороз? («В мире царит несправедливость, и благами она одаряет лишь немногих, а вот горе отмеряет щедрой рукой».)
  2. О чём подумали лесорубы, увидев, как прекрасная звезда упала с неба? («Да ведь это кусок золота…»)
  3. Что же это было на самом деле? («Спящее дитя».)
  4. Когда человек может рассуждать так, как рассуждал первый Лесоруб: «Ну, какая польза человеку от ребёнка?» (Когда он беден и с трудом может прокормить семью, когда его душа очерствела.)
  5. Как отнёсся к ребёнку второй Лесоруб? (Он дал умереть ребёнку и отнёс его в свой дом, хотя у него детей было больше, чем у первого Лесоруба.)
  6. Почему второй Лесоруб не отдал плащ первому? (Плащ принадлежит только ребёнку – таково объяснение поступка.)

– Сделаем вывод относительно первого Лесоруба: бедность и нужда исчерпали его душевные силы – и он стал человеком недобрым, без жалости и сострадания.

Поговорим о втором Лесорубе, к которому испытываем симпатию и уважение.

  1. Как встретила Лесоруба жена? (Обрадовалась возвращению мужа.)
  2. Как изменилось её настроение, когда она узнала решение мужа относительно ребёнка? (Рассердилась на мужа.)
  3. Какие слова мужа вразумили женщину? («В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа…».)

– Не слишком радостным было пребывание на земле Мальчика-звезды. Наверное, «адский» холод «каменных сердец» превратил его в злодея, но только был он себялюбивый, гордый, жестокий. Обижал слабых и ни к кому не испытывал сострадания. Словно околдованный своей холодной красотой, он издевался над всеми, кто был несчастен и обездолен судьбой.

Есть красота истинная, а есть ложная.

  1. Какой красотой обладал Мальчик-звезда? (Конечно, ложной красотой. Он был прекрасен лицом, как та звезда, что упала с неба, и безобразен, хотя его уродство не отображало его прекрасное лицо.)
  2. Как складывались отношения Мальчика-звезды со сверстниками? (Он был их вожаком. Дети слепо следовали его приказам, а он помыкал ими. И были так же жестоки те, кто признал в нём своего вожака: «с кем познаешься, у того и нахватаешься»)
  3. Кем была нищенка, над которой издевался Мальчик-звезда? (Она была его матерью, которая , разыскивая сына, обошла весь белый свет.)
  4. Почему Мальчик-звезда не обрадовался встрече с матерью? (У Мальчика-звезды было «каменное сердце» – и жалость ему неведома. Он и к Лесорубу, что спас его от неминуемой смерти, не испытывал ни любви, ни благодарности.)
  5. Когда Мальчик-звезда стал похож на жабу? (Услышав от сына обидные слова, мать, десять лет его разыскивающая по всему свету и претерпевшая много мук, горько рыдая, скрылась в лесу. Мальчик-звезда стал мерзок и отвратителен, когда обидел мать, отказавшись даже поцеловать её на прощание.)
  6. Понял ли Мальчик-звезда, какой грех он совершил? (Да, теперь он понял, осознал своё уродство и хотел бы вымолить прощения у матери.)
  7. Почему ни крот, ни коноплянка, ни белочка не хотели помочь Мальчику-звезде в поисках его матери? (Причиной тому была обида, нанесённая им, когда у него было «каменное сердце» и прекрасное лицо.)
  8. Понимает ли теперь Мальчик-звезда свою вину? (Да, понимает: он «стал просить прощения у всех божьих тварей».)
  9. Как к нему стали относиться окружающие, когда его облик стал омерзителен? («…весь мир обошёлся с ним так же, как и он сам в дни своей гордыни».)
  10. Как оказался Мальчик-звезда во власти одного из самых коварных волшебников Ливии? (Жестокие воины-стражники продали его в рабство, когда он хотел войти в город, разыскивая свою мать.)
  11. Как Мальчик-звезда обрёл друга? (Зайчик был освобождён им из силка: проявив милосердие и подарив Зайчонку свободу, Мальчик-звезда обрёл друга.)
  12. Каким другом оказался Зайчонок? (За добро мальчику воздал стократ.)
  13. Почему случилось чудо, и Мальчик-звезда стал вновь прекрасен? (Любовь и страдание разрушили его «каменное сердце», исцелили его. Его муки и тяжкие испытания воскресили в нём прекрасную душу, а вместе с тем он вновь обрёл прекрасное лицо.)
  14. Когда Мальчик-звезда окончательно искупил свою вину? (Его простили родители.)
  15. Почему же так недолго правил справедливый и милосердный король Мальчик-звезда? (Слишком много сил было израсходовано на искупление грехов.)
  16. Каков же вывод? (Обретение истины дорого стоило Мальчику-звезде. С детства каждый должен усвоить истину: доброта и любовь к ближнему должны жить в сердце каждого. И тогда все испытания легче будет преодолевать, и сил хватит на долгую и счастливую жизнь.)

Подумай над пословицами.

  1. Он сам на себя нож точит. Он сам на себя плеть свил.
  2. По заслуге молодца и жалуют.
  3. Худо овцам, где волк в пастухах. Плохо овцам. Коли волк – пастух.
  4. Добро вспомянется, а лихо не забудется.

«Где орут барабаны, там молчат законы»

(По отрывку из дневника Д. Давыдова «1812 год»)

Чтение рассказа.

Давайте поразмышляем!

– Можно ли забывать о чести и человеческом достоинстве, даже когда идёт война? – Можно ли оправдать «врождённую склонность к разрушению»?

– Почему нельзя позволять бесчеловечное отношение к пленным?  

Беседа по рассказу:

  1. Назовите все качества Александра Самойловича Фигнера, характеризующие его как «необыкновенного воина». («превосходные военные дарования его, отважность, предприимчивость, деятельность».)
  2. Какое качество зовётся «душой дарований», без которого все дарования – «вред»? («великодушие есть душа…дарований»; без него все другие качества несут не пользу, а вред.)
  3. Докажите, что «варварство» Александра Самойловича Фигнера перечёркивает все его «дарования»? (Фигнер способен на убийство «врагов безоружных». Он просит Дениса Давыдова , чтобы тот отдал его «новым казакам» , которые , по словам Фигнера, «ещё натравлены», «растерзать» пленных.)
  4. 4. Почему «таковое поведение» Фигнера лишило его дружбы лучших офицеров? (Фигнер – человек без понятия чести и сострадания: «он обыкновенно предавал их (пленных) смерти не во время опасности, а освободясь уже от оной…».)
  5. Почему «удвоил секретно стражу» пленных Денис Давыдов? («опасаясь, чтобы он (Фигнер) не велел похитить ночью пленных моих…».)
  6. Что называет Фигнер «предрассудками»? (Фигнер называет предрассудками «солдатскую честь и сострадание к несчастию».)
  7. Кого называет Денис Давыдов «благородным чудовищем»? («Я прощаю смертоубийство, коему причина – заблуждение сердца огненного; возмездие души, гордой за презрение, оказанное ей некогда спесивой ничтожностью; лишняя страсть к благу общему, часто вредная, но очаровательная в великодушии своём! И пока вижу в человеке возвышенность чувств, увлекающих его на подвиги отважные, безрассудные и даже бесчеловечные, – я подам руку сему благородному чудовищу и готов делить с ним мнение людей, хотя бы чести его приговор написан был в сердцах всего человечества!»)
  8. Кого презирает Денис Давыдов? Кому нет оправдания? («Но презираю убийцу по расчётам или по врождённой склонности к разрушению».)

Подумай над пословицами.  

  1. Милость подпора правосудию.
  2. Гневайся, да не согрешай.
  3. Лучше самому терпеть, чем других обижать.
  4. Тому тяжело, кто помнит зло.  

Они «были единственными представителями любви»

(По рассказу Фёдора Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле».)

Чтение рассказа.  

Давайте поразмышляем!

Война – это всегда преступление тех, кто её развязал.

Но разве можно жить спокойно и счастливо, если трупы солдат не захоронены?

Да, это прискорбно, что люди до сих пор не могут понять, что жизнь прекрасна и коротка. Как же здесь не пожалеть людей, которые так и не поняли, что живут на одной планете, что им надо жить в мире и согласии!

Беседа по рассказу:

  1. К исходу 1812 года мужики Можайские «зажили на авось по-старинному». Поясните, как? («Мужики Можайские оправили свои деревенские бани, свои чёрные беструбные печи, сходили в приходскую церковь, наварили браги, стали печь блины, поминая и родителей, и усопшую братию, зажили на авось, по-старинному, как будто француз и не ходил под Москву!»)
  2. Был ли очевиден нравственный урон, нанесённый русской душе вследствие сражения на Бородинском поле? («Но армия французская ещё лежала всё там же, на Бородинском поле, всё также без погребения!»)
  3. О чём заботилось правительство, распорядившись «освободить поля русские от трупов»? («Правительство озаботилось освободить поля русские от трупов, которые, без сомнения, удвоили бы заразу, если б их оставили до тёплых весенних дней».)
  4. Каким образом происходило «последнее уничтожение» « орд двадцати народов нашествия»? («Длинные ряды костров из сухого хвороста и смольчатых дров трещали на берегах Стонца, Огника и Колочи. Люди с почерневшими от копоти лицами, в грязных лохмотьях, с огромными крючьями, валили без разбора тела убиенных на эти огромные костры. И горели эти тела, и густые облака тучного беловатого дыма носились над полем Бородинским».)
  5. В чём заключается величайшая трагедия такого «уничтожения»? («И ужели не было существа, которое бы уронило слезу любви на эти кости врагов и соплеменников?»)
  6. А почему так важно, чтобы «слеза любви» окропила эти кости? (Слёзы и благословения , по традиции, напутствуют души убиенных «в дальний, безвестный путь».)
  7. Докажите, что отшельник-схимник и вдова генерала Тучкова «были единственными представителями любви». («Оба в чёрных траурных одеждах. У неё блестит на груди крест, на нём везде видны символы смерти – изображения черепа и костей Адамовых… Она с запасом своих слёз; он с фиалом святой воды и кропильницею. И плачет и молится жена, и молится и окропляет водою жизни смиренный отшельник, живой мертвец, тех мертвецов безжизненных. И вот чьи слёзы, чьи благословения, под ризою чёрной осенней ночи, под бурею, раздувающею костры, напутствуют в дальний, безвестный путь тех потомков древних рыцарей, тех генералов и герцогов, тех великанов нашего времени, которые, по какому-то непонятному, обаятельному действию исполинской воли чародея, пришли с своими войсками, с своими колоннами, чтоб положить кости на русской земле и предать те кости на пищу русскому огню, и отдать пепел тех костей на рассеяние ветрам подмосковным. И тот отшельник, схимник соседственного монастыря, и та женщина, вдова генерала Тучкова, среди исполнителей обязанности общественной были единственными представителями любви… »)
  8. Как характеризует происходящее метафорическое предложение: «…солнце застало поле Бородинское поседевшим от костей человеческих»? (Кажется сама земля поседела от скорби и горя, когда видела, как «горели кости» её детей, и скорбела о том, что война унесла их жизни.)
  9. О чём заставляет задуматься «валовый итог»: «1812-го, декабря 3-го, всех человеческих и конских трупов на Бородинском поле сожжено: девяносто три тысячи девятьсот девяносто девять»? (Удивительно коротка человеческая жизнь! Но почему люди до сих пор не осознают , что надо жить в мире и согласии на этой прекрасной земле!) 

Подумай над пословицами.  

  1. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
  2. Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт.
  3. Душа всего дороже. Душа – заветное дело.
  4. Чистота духовная паче телесной.