Спецкурс «Принципы нравственности и гуманизма в литературе» разработан в соответствии с духовно-нравственными требованиями сегодняшнего дня и способствует воспитанию полноценных граждан демократического общества.
Все тексты, входящие в спецкурс, объединены общей гуманистической философской проблематикой и способствуют адаптации принципов гуманизма и нравственности в формирующейся философии учащихся , осознанию ими этических норм Международного гуманитарного права.
Все тексты данного курса имеют не только художественно-эстетическую, но и духовно-нравственную ценность.
В процессе работы совершенствуется нравственно-философское образование учащихся, важнейшим средством которого является чтение и осмысление текстов (во имя чего и создаются художественные произведения).
Курс как эффективное средство воспитания подрастающего поколения рассчитан на внеклассную работу.
Все тексты произведений взяты из сборника «Вокруг тебя – мир…», рекомендованного Управлением развития общего среднего образования Российской Федерации в качестве пособия для дополнительного чтения (Москва. Международная академическая издательская компания «Наука», 1996 г.)
Важно отметить, что в процессе работы по данному курсу, учащиеся анализируют произведения, акцентируя внимание учащихся , на осознании этических норм поведения героев и нравственных выводах, для чего привлекаются пословицы как источник народной мудрости.
«И было то счастье для всех единым»
(По сказке из фольклора народов северного Кавказа «Общее счастье».)
Чтение сказки
Давайте поразмышляем!
– Почему люди, стремясь к счастью, так и не достигают его порой?
Давайте подумаем, в чём же смысл человеческого счастья?
Беседа по сказке:
- Когда в семье все были довольны и счастливы? (Когда все жили как одна семья, заботились друг о друге: «каждый старался лучший кусок отдать другому».)
- Когда наступил разлад в семье? (Когда поделилась семья на отдельные семьи.)
- Что чувствует теперь самый старший в семье, старик отец? («Извёлся старик»: никто о нём и о его жене уже не заботится.)
- Какое счастье есть истинное? (Общее счастье, то есть когда все любят друг друга и заботятся друг о друге.)
- Почему Общее счастье покинуло дом старика? (Где каждый думает только о себе, там нет места Общему счастью.)
- Почему мы можем называть молодую невестку самой мудрой? (Она попросила Счастье дать семье «общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу».)
- Исполнило ли счастье просьбу молодой невестки? Почему? (Счастье дало клятву исполнить просьбу каждого домочадца. Просьба же невестки означала возвращение Счастья в семью старика : «Я дало клятву и не в силах её нарушить».)
Вывод, к которому приходят учащиеся в процессе беседы:
Счастье может быть только Общим. Люди должны осознать, что любовь к ближнему – это единственный путь обретения истинного счастья. Не может быть полного счастья у человека, если люди пребывают в нужде и в горе. Если бы каждый уразумел и сердцем принял эту истину, Общее счастье поселилось бы на земле, и люди были бы по-настоящему счастливы. Об этом хотел сказать народ Северного Кавказа своей сказкой «Общее Счастье».
Подумай над пословицами.
- Нет того любе, как люди людям любы.
- Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.
«Я хотел бы быть добрым сразу ко всем…»
(По сказке Татьяны Александровой «Светофорчик».)
Чтение сказки.
Давайте поразмышляем!
– Можно ли быть добрым сразу ко всем? Давайте подумаем.
Беседа по сказке:
- Почему добрый Светофорчик жалел людей? (Добрый Светофорчик хотел угодить каждому: «Ведь так неприятно говорить кому-нибудь «нет!», особенно если он спешит».)
- А можно ли угодить каждому? (Порой, не умея отказать, мы можем навредить человеку, навлечь на него беду: «Я хотел быть добрым сразу ко всем, - подумал Светофорчик, - и чуть было не погубил всех!»)
- Каков вывод? (Иногда «нет» лучше «да». Надо уметь вовремя сказать «нет», хотя приятнее говорить «да». Представьте себе, если бы одновременно со всех сторон началось движение людей и машин. Сколько бы ужасных бед произошло! Конечно, эта сказка не о правилах дорожного движения, а той жизненной мудрости, которую мы должны постичь и как можно раньше.)
Подумай над пословицами.
- Делай не ложью – всё выйдет по- божьи.
- Правда сама себя очистит
«Он свой хлеб честно зарабатывает»
(По рассказу Евгения Носова «Трудный хлеб»)
Чтение сказки.
Давайте поразмышляем
– Народная мудрость гласит: «Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастье». (В.И. Даль, «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа».)
Поразмышляем над рассказом Е. Носова «Трудный хлеб».
Беседа по сказке:
- При каких обстоятельствах познакомился рассказчик с Чангом? (Встреча произошла на охоте. Спаниель не сразу определил, где искать подбитую хозяином птицу.)
- Заметили ли вы, как охотник относится к своей собаке? («Чанг, назад! – послышался спокойный, даже ласковый голос», «Давай-ка, дружище, посидим, отдохнём», «Золотая собака».)
- О чём поведал охотник рассказчику? (Чанг слепой.)
- Что же помогает Чангу не отличаться от других собак и верно служить своему хозяину? (Понимание, сострадание и любовь хозяина.)
- Как вы думаете, какие слова рассказчика могли обидеть охотника? («А не лучше ли вам завести другую собаку?»)
- Какие слова охотника свидетельствуют о настоящей дружбе человека и собаки? («Да я, батенька мой за него двух зрячих не возьму». )
- Как вы думаете: встреча с хорошим человеком обогатила рассказчика и читателя? (Народная мудрость гласит: «с кем поведёшься, от того и наберёшься» или «с кем познаешься, от того и нахватаешься».)
Вывод: Рассказчик нам поведал о настоящей дружбе человека и собаки. А Чанг нам наглядно продемонстрировал, на что способно живое существо, если его силы питает настоящая дружба.
Подумай над пословицами.
- По хозяину и собаке честь.
- Терпение и труд – всё перетрут.
«Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть».
(По сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок».)
Чтение сказки.
Давайте поразмышляем
Кого можно назвать по-настоящему сильным в жизни?
Беседа по сказке:
- Какой была жизнь маленького цветка? («Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть».)
- Что же давало ему силы жить? (Он любил жизнь, «нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости».)
- Была ли в жизни цветка радость? («Он радовался первому лучу утреннего солнца, и уже это давало ему силы жить».)
- Как же он справился с невзгодами? («Он дремал» и берёг силы.)
- Как Даша обнаружила одинокий цветок? (Рядом с ним легче дышалось, она «почувствовала благоухание».)
- Почему Даша в чём-то сродни цветку? (Ей было одиноко, она скучала по своей матери.)
- «Пионеры любовались цветком, как героем». Почему они воспринимали маленький цветок героем? (Пребывая в суровых условиях жизни, он не сдавался и в одиночку боролся за жизнь, преодолевая неимоверные трудности.)
- Какое доброе дело сделали пионеры? (Они удобрили землю на пустыре, чтобы выросли на ней прекрасные дети героического цветка.)
- Каким был сын цветка-труженика, что вырос между двумя тесными камнями? (Он был лучше и прекрасней старого цветка, «он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца…»)
Выводы:
Писатель показал в образе цветка настоящего героя-труженика, подвиг которого в огромной любви к жизни.
Маленький цветок умел радоваться, находя эту радость в том прекрасном, что дарит жизнь, и обретал тем самым силы на новые испытания.
Он победит уже потому, что, пообщавшись с ним, окружающие становятся добрее. А значит и сильнее. Он победитель и потому, что дал жизнь детям, которые своим благоуханием облегчали жизнь: рядом с ними легче дышалось. И его сын, который, унаследовав силу отца, преумножил её – венец подвига героя.
Жить, несмотря ни на что, – вот истинная сила!
Подумай над пословицами.
- Не работа сушит, а забота.
- Духовное родство пуще плотского.
- Под лежачий камень и вода не течёт.
«Слишком велики были его муки, слишком тяжкому он подвергался испытанию».
(По рассказу Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». )
Чтение сказки.
Беседа:
- Почему природа пребывает в «адском» холоде и стоит лютом мороз? («В мире царит несправедливость, и благами она одаряет лишь немногих, а вот горе отмеряет щедрой рукой».)
- О чём подумали лесорубы, увидев, как прекрасная звезда упала с неба? («Да ведь это кусок золота…»)
- Что же это было на самом деле? («Спящее дитя».)
- Когда человек может рассуждать так, как рассуждал первый Лесоруб: «Ну, какая польза человеку от ребёнка?» (Когда он беден и с трудом может прокормить семью, когда его душа очерствела.)
- Как отнёсся к ребёнку второй Лесоруб? (Он дал умереть ребёнку и отнёс его в свой дом, хотя у него детей было больше, чем у первого Лесоруба.)
- Почему второй Лесоруб не отдал плащ первому? (Плащ принадлежит только ребёнку – таково объяснение поступка.)
– Сделаем вывод относительно первого Лесоруба: бедность и нужда исчерпали его душевные силы – и он стал человеком недобрым, без жалости и сострадания.
Поговорим о втором Лесорубе, к которому испытываем симпатию и уважение.
- Как встретила Лесоруба жена? (Обрадовалась возвращению мужа.)
- Как изменилось её настроение, когда она узнала решение мужа относительно ребёнка? (Рассердилась на мужа.)
- Какие слова мужа вразумили женщину? («В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа…».)
– Не слишком радостным было пребывание на земле Мальчика-звезды. Наверное, «адский» холод «каменных сердец» превратил его в злодея, но только был он себялюбивый, гордый, жестокий. Обижал слабых и ни к кому не испытывал сострадания. Словно околдованный своей холодной красотой, он издевался над всеми, кто был несчастен и обездолен судьбой.
Есть красота истинная, а есть ложная.
- Какой красотой обладал Мальчик-звезда? (Конечно, ложной красотой. Он был прекрасен лицом, как та звезда, что упала с неба, и безобразен, хотя его уродство не отображало его прекрасное лицо.)
- Как складывались отношения Мальчика-звезды со сверстниками? (Он был их вожаком. Дети слепо следовали его приказам, а он помыкал ими. И были так же жестоки те, кто признал в нём своего вожака: «с кем познаешься, у того и нахватаешься»)
- Кем была нищенка, над которой издевался Мальчик-звезда? (Она была его матерью, которая , разыскивая сына, обошла весь белый свет.)
- Почему Мальчик-звезда не обрадовался встрече с матерью? (У Мальчика-звезды было «каменное сердце» – и жалость ему неведома. Он и к Лесорубу, что спас его от неминуемой смерти, не испытывал ни любви, ни благодарности.)
- Когда Мальчик-звезда стал похож на жабу? (Услышав от сына обидные слова, мать, десять лет его разыскивающая по всему свету и претерпевшая много мук, горько рыдая, скрылась в лесу. Мальчик-звезда стал мерзок и отвратителен, когда обидел мать, отказавшись даже поцеловать её на прощание.)
- Понял ли Мальчик-звезда, какой грех он совершил? (Да, теперь он понял, осознал своё уродство и хотел бы вымолить прощения у матери.)
- Почему ни крот, ни коноплянка, ни белочка не хотели помочь Мальчику-звезде в поисках его матери? (Причиной тому была обида, нанесённая им, когда у него было «каменное сердце» и прекрасное лицо.)
- Понимает ли теперь Мальчик-звезда свою вину? (Да, понимает: он «стал просить прощения у всех божьих тварей».)
- Как к нему стали относиться окружающие, когда его облик стал омерзителен? («…весь мир обошёлся с ним так же, как и он сам в дни своей гордыни».)
- Как оказался Мальчик-звезда во власти одного из самых коварных волшебников Ливии? (Жестокие воины-стражники продали его в рабство, когда он хотел войти в город, разыскивая свою мать.)
- Как Мальчик-звезда обрёл друга? (Зайчик был освобождён им из силка: проявив милосердие и подарив Зайчонку свободу, Мальчик-звезда обрёл друга.)
- Каким другом оказался Зайчонок? (За добро мальчику воздал стократ.)
- Почему случилось чудо, и Мальчик-звезда стал вновь прекрасен? (Любовь и страдание разрушили его «каменное сердце», исцелили его. Его муки и тяжкие испытания воскресили в нём прекрасную душу, а вместе с тем он вновь обрёл прекрасное лицо.)
- Когда Мальчик-звезда окончательно искупил свою вину? (Его простили родители.)
- Почему же так недолго правил справедливый и милосердный король Мальчик-звезда? (Слишком много сил было израсходовано на искупление грехов.)
- Каков же вывод? (Обретение истины дорого стоило Мальчику-звезде. С детства каждый должен усвоить истину: доброта и любовь к ближнему должны жить в сердце каждого. И тогда все испытания легче будет преодолевать, и сил хватит на долгую и счастливую жизнь.)
Подумай над пословицами.
- Он сам на себя нож точит. Он сам на себя плеть свил.
- По заслуге молодца и жалуют.
- Худо овцам, где волк в пастухах. Плохо овцам. Коли волк – пастух.
- Добро вспомянется, а лихо не забудется.
«Где орут барабаны, там молчат законы»
(По отрывку из дневника Д. Давыдова «1812 год»)
Чтение рассказа.
Давайте поразмышляем!
– Можно ли забывать о чести и человеческом достоинстве, даже когда идёт война? – Можно ли оправдать «врождённую склонность к разрушению»?
– Почему нельзя позволять бесчеловечное отношение к пленным?
Беседа по рассказу:
- Назовите все качества Александра Самойловича Фигнера, характеризующие его как «необыкновенного воина». («превосходные военные дарования его, отважность, предприимчивость, деятельность».)
- Какое качество зовётся «душой дарований», без которого все дарования – «вред»? («великодушие есть душа…дарований»; без него все другие качества несут не пользу, а вред.)
- Докажите, что «варварство» Александра Самойловича Фигнера перечёркивает все его «дарования»? (Фигнер способен на убийство «врагов безоружных». Он просит Дениса Давыдова , чтобы тот отдал его «новым казакам» , которые , по словам Фигнера, «ещё натравлены», «растерзать» пленных.)
- 4. Почему «таковое поведение» Фигнера лишило его дружбы лучших офицеров? (Фигнер – человек без понятия чести и сострадания: «он обыкновенно предавал их (пленных) смерти не во время опасности, а освободясь уже от оной…».)
- Почему «удвоил секретно стражу» пленных Денис Давыдов? («опасаясь, чтобы он (Фигнер) не велел похитить ночью пленных моих…».)
- Что называет Фигнер «предрассудками»? (Фигнер называет предрассудками «солдатскую честь и сострадание к несчастию».)
- Кого называет Денис Давыдов «благородным чудовищем»? («Я прощаю смертоубийство, коему причина – заблуждение сердца огненного; возмездие души, гордой за презрение, оказанное ей некогда спесивой ничтожностью; лишняя страсть к благу общему, часто вредная, но очаровательная в великодушии своём! И пока вижу в человеке возвышенность чувств, увлекающих его на подвиги отважные, безрассудные и даже бесчеловечные, – я подам руку сему благородному чудовищу и готов делить с ним мнение людей, хотя бы чести его приговор написан был в сердцах всего человечества!»)
- Кого презирает Денис Давыдов? Кому нет оправдания? («Но презираю убийцу по расчётам или по врождённой склонности к разрушению».)
Подумай над пословицами.
- Милость подпора правосудию.
- Гневайся, да не согрешай.
- Лучше самому терпеть, чем других обижать.
- Тому тяжело, кто помнит зло.
Они «были единственными представителями любви»
(По рассказу Фёдора Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле».)
Чтение рассказа.
Давайте поразмышляем!
Война – это всегда преступление тех, кто её развязал.
Но разве можно жить спокойно и счастливо, если трупы солдат не захоронены?
Да, это прискорбно, что люди до сих пор не могут понять, что жизнь прекрасна и коротка. Как же здесь не пожалеть людей, которые так и не поняли, что живут на одной планете, что им надо жить в мире и согласии!
Беседа по рассказу:
- К исходу 1812 года мужики Можайские «зажили на авось по-старинному». Поясните, как? («Мужики Можайские оправили свои деревенские бани, свои чёрные беструбные печи, сходили в приходскую церковь, наварили браги, стали печь блины, поминая и родителей, и усопшую братию, зажили на авось, по-старинному, как будто француз и не ходил под Москву!»)
- Был ли очевиден нравственный урон, нанесённый русской душе вследствие сражения на Бородинском поле? («Но армия французская ещё лежала всё там же, на Бородинском поле, всё также без погребения!»)
- О чём заботилось правительство, распорядившись «освободить поля русские от трупов»? («Правительство озаботилось освободить поля русские от трупов, которые, без сомнения, удвоили бы заразу, если б их оставили до тёплых весенних дней».)
- Каким образом происходило «последнее уничтожение» « орд двадцати народов нашествия»? («Длинные ряды костров из сухого хвороста и смольчатых дров трещали на берегах Стонца, Огника и Колочи. Люди с почерневшими от копоти лицами, в грязных лохмотьях, с огромными крючьями, валили без разбора тела убиенных на эти огромные костры. И горели эти тела, и густые облака тучного беловатого дыма носились над полем Бородинским».)
- В чём заключается величайшая трагедия такого «уничтожения»? («И ужели не было существа, которое бы уронило слезу любви на эти кости врагов и соплеменников?»)
- А почему так важно, чтобы «слеза любви» окропила эти кости? (Слёзы и благословения , по традиции, напутствуют души убиенных «в дальний, безвестный путь».)
- Докажите, что отшельник-схимник и вдова генерала Тучкова «были единственными представителями любви». («Оба в чёрных траурных одеждах. У неё блестит на груди крест, на нём везде видны символы смерти – изображения черепа и костей Адамовых… Она с запасом своих слёз; он с фиалом святой воды и кропильницею. И плачет и молится жена, и молится и окропляет водою жизни смиренный отшельник, живой мертвец, тех мертвецов безжизненных. И вот чьи слёзы, чьи благословения, под ризою чёрной осенней ночи, под бурею, раздувающею костры, напутствуют в дальний, безвестный путь тех потомков древних рыцарей, тех генералов и герцогов, тех великанов нашего времени, которые, по какому-то непонятному, обаятельному действию исполинской воли чародея, пришли с своими войсками, с своими колоннами, чтоб положить кости на русской земле и предать те кости на пищу русскому огню, и отдать пепел тех костей на рассеяние ветрам подмосковным. И тот отшельник, схимник соседственного монастыря, и та женщина, вдова генерала Тучкова, среди исполнителей обязанности общественной были единственными представителями любви… »)
- Как характеризует происходящее метафорическое предложение: «…солнце застало поле Бородинское поседевшим от костей человеческих»? (Кажется сама земля поседела от скорби и горя, когда видела, как «горели кости» её детей, и скорбела о том, что война унесла их жизни.)
- О чём заставляет задуматься «валовый итог»: «1812-го, декабря 3-го, всех человеческих и конских трупов на Бородинском поле сожжено: девяносто три тысячи девятьсот девяносто девять»? (Удивительно коротка человеческая жизнь! Но почему люди до сих пор не осознают , что надо жить в мире и согласии на этой прекрасной земле!)
Подумай над пословицами.
- Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
- Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт.
- Душа всего дороже. Душа – заветное дело.
- Чистота духовная паче телесной.